Решил опубликовать некоторые мысли о благотворительности. Это будет небольшая серия о том, как, на мой взгляд, воспринимается благотворительность в Украине. Начну с малого, с милостыни…
Милостыню
обычно связывают с духовной сферой и рассматривают ее как благодарственную
жертву Богу. Религиозная литература дает определение, толкование и предписания
относительно милостыни, плавно переводя ее в понятийную плоскость
благотворительности. Попробуем поговорить как это отражается на понимании благотворительности
современниками?
Поделюсь
своими соображениями. Благотворительность в нашем сознании связывается в
основном с оказанием помощи тем, кто оказался в беде, выбраться из которой
самостоятельно невозможно. И тогда возникают призывы к «благо» «творению». Но
это лишь упрощенное понимание благотворительности.
Многолетний
опыт работы в данной сфере показывает, что люди первоначально начинают
поддерживать социальные учреждения напрямую, а спустя время стремятся помогать через фонды, выбрав целевую
аудиторию. Кто-то работает с территориальной общиной, кто-то выступает донором
благотворительных организаций, а основная масса людей сердцем реагирует на
призывы: «постит», «оставляет комменты» и протягивает руку помощи в частном
порядке. Любая форма пожертвования имеет право на существование, лишь бы шла на
пользу, но в целом она не поднимается выше понятия «милостыня», что не
позволяет выйти на новый уровень развития и понимания благотворительности.
При установке
«благотворительность–милостыня», прагматичный бизнес не спешит вкладывать в социальные проекты, он думает об эффективности инвестиции и
результатах. Чаще вклад дает обратный эффект и воспринимается обществом исключительно
как PR: ведь все должно
быть в состоянии неведенья – что и кому дает рука. Преодолеть эти доморощенные
представления сложно. К примеру, мы почему-то восхищаемся широко известной благотворительностью
Бреда Питта и других зарубежных персон и у нас не вызывают оскомину истории
американских девочек, спасающих Африку от жажды. Но когда речь идет о
социальной ответственности отечественного бизнеса, о спасении наших граждан и
наших детей, мы требуем, чтобы это происходило тайно. А если нет – осуждаем:
они на этом «пиарятся»! Спрашивается, а зачем тогда это нужно бизнесу, если
общество осуждает? Обидно, что при такой ситуации страдает социальная сфера,
которая утрачивает возможность привлечь средства на решение острых проблем…
И
если вдуматься, может это все-таки не тупой пиар, а призыв к действию: делай
как я, делай со мной, делай лучше меня!
Понятие
«благотворительность-милостыня» сложилось исторически, а ныне культивируется религиозными
организациями, где благотворительность
вменяется прихожанину в обязанность и является жертвенным долгом. Если по
другому смотреть на ситуацию, то это индивидуальный вклад человека в отдельно
взятую организацию, связанный с его обязанностями верующего человека. Милостыня
направлена на решение злободневных проблем человека – если нечего есть, негде
жить, нечем платить за лечение. Она носит единоразовый характер и не решает
проблем человека завтра, так как еда, жилье, а кому лекарства нужны каждый
день. И здесь церковь может быть крайне полезной, взяв под защиту страждущих и
обездоленных. Если брать в широком понятии, то благотворительность церкви направлена,
прежде всего, на корпоративные нужды. И это уже другая тема.
Благотворительность
же – акт добровольный. И надо четко разделять понятия «милостыня» и
«благотворительность». Мы не должны
отставать от церковных институтов и всеми доступными средствами
популяризировать благотворительную деятельность, доносить ее стандарты обществу, и не исключать церковь из
благотворительной среды, есть вещи, в которых она незаменима. Кроме того, она является самым развитым жертвополучателем, с
высокой степенью доверия общества. Но мы должны побуждать церковь вкладывать в
развитие социальной инфраструктуры, участвовать в открытой благотворительности.
Церковь – это институт, в котором трудятся такие же люди как мы с вами, поэтому
отдавать ей доминирующую роль в благотворительности тоже нелогично. И поймите
меня правильно, я не критикую церковь, я апеллирую к друзьям: выполняйте личный
долг и разделяйте нужды общества.
Если
говорить в целом о благотворительности, то мы можем отнести к ней решение
социальных проблем, развитие науки, искусства и институтов гражданского
общества, то есть все то, что приводит к системному и качественному изменению
социума. Благотворительность – это инвестиция в будущее страны, в личную
безопасность и благополучие. Примером тому является подход крупных донорских
фондов Украины. Порошенко, Пинчук и Ахметов преодолели узкое понимание
благотворительности. Вкладывая в развитие общества, они, как бизнесмены, видят
результат своего вклада и получают дивиденд в виде положительного социального
имиджа. (Правда, если не используют
агрессивные методы ведения бизнеса.) Эти
люди и их фонды не нуждаются в дополнительной рекламе, за них говорят их дела,
но такой размах может себе позволить только крупный бизнес. А как по-Вашему
привлекать средних и мелких предпринимателей, в целом общество, как показывать
примеры благородства и милосердия отдельных граждан?
К
публичному представлению благотворительных проектов хорошо относятся
транснациональные компании. Выработанные ими благотворительные стандарты не
обременены религиозно-этническими комплексами, но они тяготеют к широкому
территориальному охвату и увлечению программами, направленных на целые «слои
общества» и т. д. В итоге, все это не дает ощутимого результата для людей, но
картинка получается красивой. Это больше похоже на подачку иностранного
капитала местным аборигенам, за которую мы платим золотом: лучшими умами,
способностями, недрами, здоровьем и будущим детей.
Но
есть и другой интересный факт: социально активные граждане уходят от
единоразового и эмоционального делания добрых дел, (потому что «детей жалко»), и
начинают приобщаться к благотворительным организациям. Так выражается стремление к системности и ожиданиям
результата на уровне добровольного объединения. Так выражается готовность
отдельных граждан брать на себя ответственность за нуждающихся в помощи, и эта
ответственность, думаю, будет возрастать. Возможно с духовной точки зрения это
тоже милостыня, но за привлеченную помощь фонду необходимо публично отчитаться
и показать результат: как благодаря пожертвованию изменилась жизнь подопечных. В
этом случае, он не может быть не публичным. Перед фондом стоят задачи не только действенно
помочь, но побудить других к соучастию и личному вкладу, в том числе и волонтерскому.
Изменять
отношение к благотворительности необходимо! И завоевывать доверие наших
соотечественников тоже необходимо. Это явление ширится в Украине. Люди хотят
быть полезными, хотят изменять условия жизни себе и другим. И кто сказал, что
это не богоугодное дело, может стоит смотреть на благотворительность шире,
нежели как просто на милостыню?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.