Гальванизация протестных настроений

26 травня 2013, 15:49
Власник сторінки
0

Украинской оппозиции снится Майдан. Не как самоцель, а как трамплин для вхождения во власть. Партии регионов и правящей администрации тоже снится Майдан. Но здесь речь скорее о кошмарных сновидениях.

Украинской оппозиции снится Майдан. Не как самоцель, а как трамплин для вхождения во власть. Оппозиционеры надеются повторить успех 2004 года, когда «Наша Украина» во главе с Виктором Ющенко и БЮТ под руководством Юлии Тимошенко пришли к власти именно на волне массовых уличных протестов. Поэтому нынешние оппозиционеры пытаются вновь раскачать протестную волну, чтобы к президентским выборам 2015 года заручиться поддержкой улицы в соревновании с Виктором Януковичем.

Собственно, само название «Вставай, Украина!» — это отсылка к митингам «Восстань, Украина!» осени 2002 года. Они, согласно мифологии Майдана, были важным промежуточным звеном между протестной кампанией «Украина без Кучмы» и Оранжевой революцией.

Партии регионов и правящей администрации тоже снится Майдан. Но здесь речь скорее о кошмарных сновидениях. Ведь в ноябре 2004 года массовые уличные протесты в Киеве и на западе страны остановили Виктора Януковича в полушаге от кресла президента страны.

Майдан только снится

Оппозиция начала поднимать народ против нынешней власти ранней весной. В ходе серии митингов в областных центрах Украины оппозиционные лидеры многократно заявляли, что 18 мая станет датой итогового митинга в Киеве в рамках акции «Вставай, Украина!» Еще 19 апреля, в день голосования в Верховной Раде за отставку правительства Николая Азарова, лидер фракции «Батьківщина»Арсений Яценюк анонсировал, что 18 мая оппозиционные партии выдвинут требование об отставке президента Януковича как «того человека, который виновен во всём, что происходит сегодня в стране». Интригу подогревало намерение оппозиционных партий «Батьківщина», УДАР и «Свобода» назвать в тот же день кандидатуру единого оппозиционного кандидата на пост мэра Киева. Накаляла обстановку и вероятность того, что входящие в оппозицию политсилы назовут единого кандидата в президенты.

Оппозиционеры пытаются канализировать протестные настроения в обществе в надежде на то, что когда пассивные сегодня украинцы наконец-то созреют выйти на улицы, они согласятся сделать это под флагами оппозиционных партий

Однако по итогам акции Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягныбоквсего лишь поставили свои подписи под Декларацией о координации действий в борьбе с режимом Януковича, содержащей набор уже знакомых обещаний воевать «против диктатуры» и «победить такое зло, как действующий режим». Несмотря на весь свой пафос, документ продемонстрировал, что оппозиционеры так и не смогли согласовать единую кандидатуру на президентских выборах, пообещав взамен поддержать оппозиционного кандидата, который выйдет во второй тур. Завершая свое выступление на митинге, Яценюк пообещал: акция «Вставай, Украина!» продолжится на юге и востоке Украины с двумя реперными точками в виде митинга в День Независимости 24 августа в столице и областных центрах и в День свободы 22 ноября в Киеве.

«После акции знамена были свернуты, а участники разъехались по домам с чувством пустоты. Ведь на самом деле ни Яценюк, ни Тягныбок, ни Турчинов не дали четких ответов на вопрос, который, собственно, и мобилизовал народные массы на участие в акции 18 мая, — как свергнуть режим Януковича. Людям не предъявили ни плана действий, ни хотя бы описания первых шагов на этом пути», — так оценила итоги директор студии коммуникаций PolitLab Светлана Кушнир.

Победа политического кроллинга

То, что героями дня 18 мая в Киеве стали броневик с переодетым в костюмы кроликов десантом и напавшие на журналистов гопники, должен серьезно насторожить лидеров оппозиционных партий. Участники политического троллинга затмили и саму акцию, и звучавшие в ходе митингов и шествий призывы. Организаторы от оппозиции наступили на традиционные грабли — неумение адекватно реагировать на прогнозируемые провокации, считает политтехнолог и шеф-редактор ресурса www.politconsultant.org Николай Волгов. Кроме того, Партия регионов смогла организовать марш «В Европу — без фашизма», привезти на автобусах в украинскую столицу тысячи своих сторонников, при этом даже не скрывая, что платит им «суточные».

И оппозиционный митинг, и антифашистская акция Партии регионов стали квинтэссенцией нынешней линии поведения власти и ее оппонентов.

В то же время зрелая оппозиция могла бы использовать несколько вариантов дальнейших политических действий. Первый — оппозиционные партии могут на полную мощность использовать парламентскую трибуну, чтобы предложить альтернативу решениям власти в виде собственных законопроектов и программ. Так, к примеру, начиная с митинга в Сумах, оппозиционеры активно критикуют любые варианты допуска российского «Газпрома» к украинской газотранспортной системе, обвиняя правящую администрацию в предательстве национальных интересов. Однако ведь ничто не мешает депутатам зарегистрировать в Верховной Раде программу привлечения к модернизации «трубы» иностранных инвесторов, оставив при этом контрольный пакет в государственной собственности.

Второй вариант заключается в точечной работе оппозиционеров с группами активистов и общественными активистами по всей Украине. Однако здесь есть множество подводных камней. Так, отсутствует механизм привлечения активистов и выработки единой позиции по вопросам, действительно волнующим основную массу украинцев, — от невозможности добиться справедливости в суде и бытовой коррупции в ЖЭКах, школах и детсадах до низких зарплат и незащищенности наемного работника перед работодателем. И, что самое главное, в этом случае оппозиционерам придется брать на себя конкретные обязательства, отказавшись от практики размытых предвыборных обещаний в стиле «за всё хорошее и против всего плохого».

В итоге сегодня простой украинец в одинаковой степени не доверяет как власти, так и оппозиционерам. Ведь именно от многих представителей нынешней оппозиции он получил болезненную прививку в виде Майдана и последовавшей за ним пятилетки президентства Ющенко.

Акция «Вставай, Украина!» демонстрирует, что оппозиционеры выбрали для дальнейшего продвижения брендов партий «Батьківщина», УДАР и «Свобода» нишу радикального уличного протеста. И серия таких митингов по-разному отражается на рейтингах оппозиционных лидеров. Несмотря на выход на первые позиции Виталия Кличко, есть риск, что речь идет о его ситуативном успехе. Как и следовало ожидать, лучше всего в радикальной нише смотрится партия «Свобода» и ее лидер. Главный лузер политической весны-2013 — Арсений Яценюк, никак не соответствующий образу политического радикала. Он вновь и вновь повторяет свою ошибку 2009-го, когда его «Фронт змін» запустил агрессивную рекламную кампанию цвета милитари. Он органично смотрелся бы на трибуне парламента, круглых столах с участием лидеров общественного мнения, экспертных посиделках, а не на баррикадах.

Украинские журналисты из беспристрастных наблюдателей превратились в активных участников политического процесса

Май, ПР, антифашизм

Правящая администрация, организовав под антифашистскими лозунгами «зеркальную версию» оппозиционных митингов, продолжает свою линию по созданию и продвижению наиболее выгодного спарринг-партнера как для Партии регионов, так и для Виктора Януковича. Как неоднократно подтверждали социологические опросы, это «Свобода» и ее лидер Олег Тягныбок. Поэтому замысел политтехнологов власти накануне президентских выборов 2015 года сформировать «антифашистскую» повестку дня логичен и целесообразен. И если ко времени выборов им удастся создать в голове массового избирателя четко структурированный конфликт «антифашист-государственник против украинских неофашистов», можно будет говорить о грандиозном успехе Банковой. Другое дело, насколько к тому времени будет гарантирована победа «борца против фашизма» Януковича даже над таким одиозным спарринг-партнером, как Тягныбок.

Конечно, акция «Вставай, Украина!» получила очень скромные результаты. Однако даже это — инвестиция в будущее. Оппозиционеры пытаются канализировать протестные настроения в обществе в надежде на то, что когда пассивные сегодня украинцы наконец-то созреют выйти на улицы, они согласятся сделать это под флагами оппозиционных партий. В конце концов, митинги «Восстань, Украина!» осенью 2002-го тоже состояли из немногочисленных партийных активистов, однако помогли оппозиционным Соцпартии, «Нашей Украине» и Блоку Юлии Тимошенко закрепиться в роли поводырей народного недовольства режимом Леонида Кучмы. В долгосрочной перспективе такая задумка сработала, когда по итогам второго тура президентских выборов 21 ноября 2004 года украинцы массово начали выходить на площади, чтобы поддержать оппозиционную коалицию «Сила народа».

Так что, говоря языком финансистов, прошедшая в областных центрах страны с кульминацией в столице акция «Вставай, Украина!» — это опцион для массового протеста с открытой датой исполнения. Отказавшейся от парламентского и «общественного» фронта оппозиции остается надеяться, что даже искусственная гальванизация протестных настроений может оказаться оправданной с прицелом на долгосрочную перспективу.

Протестные учения

Олег Медведев, политический консультант, вице-президент Украинской PR-Лиги:

— Сегодня Виталий Кличко переживает медовый месяц в отношениях с избирателями. Я полагаю, что, скорее всего, именно он, а не радикальная «Свобода» окажется бенефициаром массовых акций оппозиции. Вместе с тем сложно сказать, как распределятся дивиденды от акции «Вставай, Украина!» среди партий «Батьківщина», УДАР и «Свобода». Здесь прослеживается попытка создать прототип единой команды, если не с единым кандидатом в первом туре, то хотя бы с согласованной стратегией и тактикой кампании всех кандидатов от оппозиции.

Акцию 18 мая нельзя назвать ни провальной, ни успешной. С одной стороны, это самое большое собрание со времен Майдана. Кстати, в период раскачки 2001–2004 годов такое большое количество людей на протестные акции тоже не собиралось. По итогам митинга партии оппозиции не пришли к общему знаменателю в лице единого кандидата от оппозиции, но согласились, что в однотуровых выборах он точно будет один. А также пришли к согласию в том, что кто бы из оппозиционных кандидатов ни прошел во второй тур, остальные будут работать на него, как на себя самого. Если бы подобные договоренности существовали в 2010 году, то сегодня президентом был бы явно не Виктор Янукович. С другой стороны, на акцию вышло недостаточно людей, чтобы это стало серьезным фактором давления на власть.

Оппозиция понимает, что выиграть президентские выборы без поддержки улицы не получится, поэтому стремится подготовить людей к выходу на митинги протеста. Это как учения по гражданской обороне, цель которых в том, чтобы в час «Ч» каждый умел надеть противогаз и бежать в нём кросс.

Антифашистский митинг означает, что Партия регионов не смогла придумать ничего нового и достала из архивов технологию 2003–2004 годов. Исторический пример — поездка кандидата в президенты Ющенко в Донецк, когда весь город был увешан его изображениями в фашистской форме. Это попытка партии власти разделить избирателей на «своих» и «чужих». Поэтому нужно создать страшный образ «чужих», чтобы на его фоне Янукович казался лучшим выбором.

Антифашисты против оппозиции

Андрей Пинчук, народный депутат Украины (фракция Партии регионов), председатель Всеукраинской молодежной общественной организации «Молодые регионы»:

— Наша страна всегда была против фашизма, так что идеи антифашизма близки многим украинцам. Гитлера победили именно наши деды и прадеды, поэтому 9 Мая — один из главных праздников для соотечественников. Твердо знаю: наши люди против фашизма, против того, чтобы к власти приходили радикальные силы, которые больше склонны разрушать, чем строить.

Что касается идеологического содержания акций оппозиции, лично я его не увидел. Если бы они хотя бы назвали единого кандидата в мэры Киева, не говоря уже о кандидате на президентские выборы, можно было бы о чём-то говорить. А так акцию «Вставай, Украина!» считаю провальной.

Нынешняя оппозиция — это ситуативный союз разных партий. Не понимаю, что может объединять сторонников партии УДАР из центра и юго-востока Украины с Ириной Фарион из «Свободы»? Как они могут поддерживать ее высказывания? Поэтому партии «Батьківщина», УДАР и «Свобода» объединяет только то, что они против нынешней власти. Лидеры оппозиции таким способом сами стремятся прийти к власти.

Как один из организаторов антифашистской акции, могу утверждать, что митинг Партии регионов насчитывал примерно 50 тысяч человек. В том числе около 40 тысяч приехали из областей Украины. А митинг оппозиции насчитывал шесть-семь тысяч человек. Что касается провокаций, то, скорее всего, оппозиция сама их устроила из-за своей неорганизованности. Во время телеэфира по итогам митингов 18 мая я задавал депутату Андрею Ильенко (народный депутат от ВО «Свобода». — «Эксперт») вопрос, для чего мирным участникам акции нужны были газовые баллоны, ножи и железные прутья. Но ответа не получил.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.