Пакистанский ядерный чемоданчик

09 червня 2013, 21:04
Власник сторінки
0

Пакистан — наглядный пример того, как усугубление запущенных социальных и экономических недугов может превратить страну в failed state

 state

Взрывы и стрельба — такими методами «агитации» отличились состоявшиеся в мае выборы в национальную ассамблею (нижнюю палату парламента) и парламенты провинций Пакистана. В течение 2013 года в стране происходит ротация всех трех ветвей власти. Как и прогнозировал «Эксперт» (см. «Майдан на ядерном чемодане»), год начался с попыток дестабилизировать ситуацию в стране. Только в апреле в Пакистане в результате 77 нападений, связанных с парламентскими выборами, погибли 110 человек. Поэтому 75 тыс. солдат на улицах и вокруг избирательных участков и закрытые на трое суток во избежание проникновения боевиков границы с Ираном и Афганистаном выглядели логичными мерами безопасности. Но несмотря на это, в день выборов погибли как минимум 13 человек…

Стартовавшая 1 июня сессия новоизбранной национальной ассамблеи привлекает повышенное внимание как внутри страны, так и за ее границами. От решений нижней палаты парламента и назначенного ею правительства зависит, удастся ли Пакистану впервые в истории осуществить мирный переход от одного демократически избранного правительства к другому. Для этого новому премьеру Навазу Шарифунеобходимы мир с Индией, оздоровление ситуации в экономике и компромиссные отношения с военными.

Впервые за последние годы новое правительство будет опираться на стабильное большинство в парламенте. По итогам выборов «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ) получила в сумме 166 мандатов (126 — по итогам голосования в округах, 34 места из квоты для женщин и шесть мест из квоты для немусульман, которые делятся между победителями выборов пропорционально полученному результату). Не успела избирательная комиссия Пакистана официально объявить итоги выборов, как о готовности поддержать правительство во главе с Шарифом заявили 18 независимых депутатов ассамблеи, а затем еще 11 парламентариев от миноритарных партий. В итоге парламентская коалиция еще на старте насчитывала как минимум 195 голосов, тогда как простое большинство составляет 172 депутата.

Заняв 5 июня пост премьера, Шариф поставил сразу два рекорда — возглавил правительство в четвертый раз и объединил парламент вокруг своей кандидатуры, ведь «за» проголосовали 244 депутата (полный официальный состав парламента — 342 депутата, но в десяти округах депутаты не избраны, а одно место из квоты для женщин не распределено между партиями-победителями выборов). Одним из первых заявлений новоизбранного премьера — лидера партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» стал призыв к США прекратить атаки беспилотных самолетов на территории, населенной племенами, значительную часть которой контролирует движение «Талибан». Однопартийцы нового премьера возглавили парламент: Сардар Айяз Садик занял пост спикера национальной ассамблеи, а Муртаза Джавед Аббаси — его заместителя.

Параллельная Украина

Пакистан — наглядный пример того, как усугубление запущенных социальных и экономических недугов может превратить страну в failed state

Выборы в Пакистане — классическая иллюстрация характерного для бедных стран преобладания популистских партий. Для нас они интересны еще и тем, что между Украиной и Пакистаном можно провести несколько параллелей. Здесь и огромный разрыв между бедными (22,3% населения Пакистана находятся за чертой бедности) и компактной группой сверхбогатых, и многонациональный характер общества, и молодой возраст государства, созданного в результате отделения от более крупного соседа. Поэтому Пакистан — наглядный для Украины пример того, как усугубление запущенных социальных и экономических недугов может превратить страну в failed state («несостоявшееся государство»).

Передача власти гражданской администрации по итогам выборов в национальное собрание — важнейшее свидетельство выздоровления ядерной страны с населением 193 млн человек.

Судя по явке избирателей, пакистанцы в этом явно заинтересованы. По сравнению с выборами 2008 года явка на избирательные участки выросла на 16 процентных пунктов, достигнув 60%. Избирательная система в Пакистане непроста: 272 позиции из 342 мест в национальном собрании распределены между провинциями страны пропорционально количеству жителей, причем перераспределение квот происходит после каждой переписи населения. Шестьдесят мест в нижней палате резервируется за женщинами, десять мандатов — квота религиозных меньшинств, т. е. немусульман (действующая конституция 1973 года относит к ним христиан, хинди, сикхов, буддистов, парси и других). Кандидаты выдвигаются в мажоритарных округах от политических партий. А вот избирательный бюллетень должен содержать не только фамилию, имя кандидата и название его партийного списка, но и присвоенный ему символ — для того чтобы в голосовании могли принять участие неграмотные избиратели.

Не обошлось и без фальсификаций. Наблюдатели из организации «Сеть за свободные и честные выборы» (FAFEN) обнародовали список из 49 избирательных участков, где явка превысила сто процентов. О возможности фальсификаций говорит и затянутый подсчет голосов — избирательная комиссия более двух недель после выборов не могла дать внятного ответа о точном количестве мандатов, полученных каждой из партий. В некоторых округах она объявила пересчет, продолжавшийся вплоть до конца мая, в четырех округах выборы перенесены. В числе причин — массовые уличные протесты и даже убийство кандидата-фаворита неизвестными накануне дня голосования.

Крепкие хозяйственники и семейный подряд

Победившая на выборах партия «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» в своей предвыборной агитации активно использовала отсылку к фигуре национального героя и основателя Пакистана Мухаммада Али Джинна, подчеркивая характерную для правоцентристов верность традициям. А так как традиционный имидж ПМЛ — крепкие хозяйственники, логично, что приоритеты предвыборной программы партии были сконцентрированы на методах по стимулированию роста внутреннего валового продукта страны.

Второй результат на выборах (40 мест в национальном собрании) показала Народная партия (НП) — политическая сила, правившая страной с 2008-го по 2013 год. Избирателя, взявшего в руки ее программу, уже на первой странице встречает фото поднявшей приветственно руку Беназир Бхутто, погибшей в результате террористического нападения в Равалпинди в декабре 2007 года. Внизу обложки — фотографии мужа покойной и нынешнего президента страны Асифа Али Зардари, а также ее отца Зульфикара Али Бхутто, казненного во время военной диктатуры в 1979 году. Есть и изображение единственного сына Бхутто и Зардари Билавала Бхутто. То есть фактически партия представляет собой «семейный подряд». На нынешние выборы ее повел 24-летний Билавал Бхутто.

Выборы в Пакистане — классическая иллюстрация характерного для бедных стран преобладания популистских партий

Несмотря на традиционное для правых партий название, идеологически НП относится к левоцентристам, входит в состав Социалистического интернационала и долгие годы создавала имидж демократической партии, защищающей права бедных и нуждающихся. «Ислам — наша вера, демократия — наша политика, социальная справедливость — наша экономика, вся власть — народу», — гласит раздел программы о базовых принципах партии.

Демократия демократией, однако «народники» мало чем отличаются от других политиков Пакистана. Так, нынешний президент Зардари добился в 2009 году принятия закона, запрещающего распространять через блоги, sms и e-mail насмешки и анекдоты о нём. Нарушителю грозит наказание вплоть до тюремного заключения на 14 лет. За плечами самого Асифа Али Зардари в общей сложности 11 лет тюрьмы — против него выдвигался длинный список уголовных обвинений, включая взяточничество, отмывание денег и даже подстрекательство к убийству. Причем бОльшую часть этих сроков он отсидел при демократических правительствах, а на свободу в 2004-м его выпустил диктатор Первез Мушарраф.

И хотя казненный Зульфикар Али Бхутто и убитая террористами Беназир Бхутто представлены пакистанскому обществу как мученики, однако именно правительство Зульфикара Али Бхутто пошло на массовую фальсификацию выборов в парламент в 1977 году, что привело к параличу государственной машины и вынужденному решению военной хунты сместить его с поста премьера. А вокруг погибшей Беназир Бхутто и ее мужа Зардари во время их пребывания у власти постоянно гремели коррупционные скандалы.

Партия одного спортсмена

Лидер партии «Движение за справедливость» (35 мест в Национальном собрании) Имран Хан — знаменитый спортсмен, выступавший за сборную Пакистана по крикету (самый популярный вид спорта в стране) в 1971–1992 годах. В 1992-м возглавляемая им команда выиграла Кубок мира по крикету, а четыре года спустя Имран Хан основал свою партию «Движение за справедливость», сделав акцент в программе на борьбе с коррупцией. Но за первые годы похвастаться интересом избирателей он не мог. В 1997-м «Движение» не завоевало ни одного места в парламенте, а в 2002–2007 годах Хан был единственным депутатом от своей партии. Политической последовательностью он не отличался: в 1999-м поддержал переворот генерала Первеза Мушаррафа, а несколько лет спустя оказался в лагере его противников.

В ходе нынешних выборов Имран Хан постарался максимально соответствовать образу идеального политика — честного, неподкупного, заботящегося о самых бедных и бесправных, думающего о государственных интересах — и добился высокого результата. Предпосылки для его политического взлета создали сами пакистанские элиты. Коррумпированность, демонстративная роскошь, громадный разрыв между богатыми и бедными разочаровали избирателей в привычных политиках. А Хан умышленно противопоставляет себя традиционным партиям, НП и МПЛ, доминировавшим ранее в политической жизни страны. Он обещает, что если не выполнит свои предвыборные обещания, то его сторонники и однопартийцы могут выгнать его из парламента — правда, не предлагает избирателям конкретного механизма, как они смогут это сделать.

Шлейф Мушаррафа

Главным проигравшим на прошедших выборах можно считать экс-диктатора Первеза Мушаррафа. Генерал, пришедший к власти в результате военного переворота в 1999-м, прибыл в Пакистан в марте. Последние годы он проживал в Лондоне, куда эмигрировал после отставки в 2008-м. Тогда руководители западных демократий, прежде всего Вашингтон, потребовали от Мушаррафа покинуть пост начальника штаба сухопутных сил, что означало потерю контроля над армией — ключевой силой, поддерживавшей режим генерала.

В марте 2013 года США попытались вернуть генерала в пакистанскую политику — Мушарраф транзитом через Дубай прилетел в Пакистан для участия в выборах. Однако власти страны приняли решение задержать генерала, предъявив ему сначала обвинение в организации убийства Беназир Бхутто в 2007 году, а затем еще ряд уголовных обвинений, в том числе в государственном перевороте 1999-го, государственной измене за введение чрезвычайного положения в 2007 году, организации убийства одного из племенных вождей Белуджистана Акбара Букти в 2006-м.

Эмансипация по-пакистански (один из избирательных участков, май 2013 года)

Осенью Пакистан ожидают выборы президента, так как пятилетний срок Зардари подходит к концу. Президента Пакистана избирают члены избирательной коллегии, состоящей из членов обеих палат парламента (национального собрания и сената) и депутатов провинциальных законодательных собраний. Правда, благодаря инициированной Зардари и Народной партией политической реформе президент утратил многие важные полномочия. С апреля 2010 года он не имеет права распускать парламент и назначать главнокомандующих войсками, а еще в ноябре 2009-го полномочия по контролю над ядерным оружием перешли от президента к премьер-министру.

К тому же в конце года состоятся выборы нового главы верховного суда вместо уходящего в отставку по причине достижения предельного возраста Ифтихара Мухаммада Чоудхри. Так что Пакистану еще предстоят нелегкие времена внутриполитической напряженности и попыток дестабилизировать положение в стране.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.