"Зачистка" дотационной экономики

17 червня 2013, 06:21
Власник сторінки
0
833

Арест одного из «хозяев» Дагестана, мэра Махачкалы Саида Амирова, который руководил городом с 1998 года, стал сенсацией политической жизни РФ. На самом деле это только кусочек мозаики.

Арест одного из «хозяев» Дагестана, мэра Махачкалы Саида Амирова, который руководил городом с 1998 года, стал сенсацией политической жизни РФ. На самом деле это только кусочек мозаики. Судя по всему, администрация президента России решила начать с Дагестана отработку сценария перестройки экономических отношений между центром и неспокойными регионами.

Саид Амиров был задержан в своем особняке 1 июня сотрудниками Следственного комитета РФ и спецназовцами Федеральной службы безопасности по подозрению в торговле наркотиками и организации заказного убийства. Со стороны это выглядело как спецоперация — бронетехника заблокировала несколько кварталов дагестанской столицы. Мэра сразу этапировали вертолетом в Москву, где Басманный суд арестовал его на два месяца. В доме Амирова и администрации Махачкалы состоялись обыски.

Главное из предъявленных мэру обвинений — организация убийства и. о. начальника отдела Следственного комитета России по Дагестану Арсена Гаджибекова. О нём стало известно после раскрытия двойного теракта в Кизляре, совершенного в марте 2010 года одной из банд «амира Дагестана» Магомедали Вагабова (ликвидирован в результате спецоперации в августе 2010-го). В декабре 2011 года Гаджибекова расстреляли из автомата в Каспийске.

Современный Дагестан выстроен на клановой политике. Здесь насчитывается около 20 правящих кланов, представляющих собой союз нескольких родов, как правило, одной национальности. Сильные кланы контролируют государственные дотации и другие финансовые потоки, крупный бизнес, руководящие должности в госаппарате и госпредприятиях, большие сёла, государственные монополии. Большинство должностей на государственной службе фактически передаются в наследство.

Так, самый могущественный даргинский клан был представлен во власти многолетним председателем Госсовета Магомедали Магомедовым и Саидом Амировым. При Магомедове мэрами четырех городов и министром финансов Дагестана стали его земляки, племянники руководили комитетом по виноделию и портовой таможней, тесть занимал пост главы Верховного суда, а сын был спикером дагестанского парламента. Клан Амирова — это сам мэр Махачкалы, где проживает каждый третий в республике, два родных племянника, являющиеся депутатами Госдумы, сын Далгат — руководитель службы судебных приставов Дагестана, некоторые депутаты Национального собрания. Далее идут кланы аварцев, хунзов, лезгин и других народностей.

Большинство глав крупных кланов, включая Амирова, находятся у политического и экономического руля еще с конца 1980-х годов в обмен на политическую лояльность Кремлю. Такая ситуация полностью устраивала местные кланы, но как минимум по двум причинам перестала устраивать Москву. Во-первых, со временем администрация президента России осознала, что именно кланы — ключевая причина постоянной нестабильности и коррупции в республике. Во-вторых, ее экономика не развивается. Так, дагестанский экономист Михаил Чернышов говорит, что «республика погрязла в паутине мифов и фиктивных результатов». По его словам, логика проста — чем лучшую статистику о населении, сельском хозяйстве и экономике в целом Дагестан передаст в Москву, тем больше дотаций получит.

Вообще-то «зачистка» стартовала еще в 2006 году, когда Кремль добился добровольной отставки с поста председателя Госсовета Магомедова, возглавлявшего Дагестан еще с советских времен. Затем с 2006-го по 2010 год республикой руководилМуху Алиев, специально для которого был введен пост президента, избираемого парламентом. Не имевший своей команды Алиев считался компромиссной фигурой для всех дагестанских кланов, а потому не смог проводить линию федерального центра и крупных бизнес-групп. Его добровольная отставка по времени совпала с приходом на пост полномочного президента в Северо-Кавказском федеральном округеАлександра Хлопонина, который прославился умением сочетать государственные интересы с интересами коммерческих групп.

Хлопонин попытался было сделать ставку на Магомедсалама Магомедова (сына Магомедали Магомедова), но тот в январе 2013 года после встречи с президентом России Владимиром Путиным написал заявление об отставке и был тотчас назначен на пост заместителя руководителя президентской администрации. Магомедовы обещали Москве построить стекольный завод, курортную зону, реконструировать аэропорт. Поскольку эти обещания не были выполнены, Кремль отстранил от власти клан Магомедовых. Автоматически на первые позиции в Дагестане вышел клан Амирова. И тут Путин принял нестандартное решение. Арестом Саида Амирова (днем ранее по обвинению в организации убийства Гаджибекова был арестован его племянник, заместитель мэра Каспийска Юсуп Джапаров) он показал, что живущие на дотации из центра кланы больше не могут саботировать указания из Москвы, срывать интересы крупного бизнеса, гнать в центр «липовую» статистику, да еще и угрожать дестабилизацией ситуации.

Сегодня в Дагестане фактически введено прямое московское правление. Еще в январе нынешнего года руководителем прикаспийской республики был назначен аварецРамазан Абдулатипов, много лет работавший на высоких постах в правительстве и Государственной думе России. Он хорошо знает Кавказ, но давно живет в Москве и не связан тесными контактами с нынешними кланами.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.