А вот эту тему следует развить. Ибо спекуляции на тему больше/меньше суверенитета начинают напоминать горбачевское "больше социализма".
Необходимо четко определить критерий, позволяющий определять "количество суверенитета" в 1648, 1815 и любом другом году. Но для начала определимся с самим термином суверенитет.
Суверените́т (фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенства во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти. (Русская Вики).
Определение нас устраивает. Вот только "верховенство государственной власти" никогда в истории небыло полностью независимым от "каких-либо внешних сил". Поэтому всегда можно говорить лишь о степени независимости, т.е. правительство контролирует ход событий на территории своей страны на 70-80-90%. А остальное контролируют "какие-либо внешние силы".
В реальной жизни картина еще сложнее. Ослабляя контроль за собственной территорией "государственная власть" данной страны одновременно может усиливать свое влияние на территории другой страны, в свою очередь контролирующей территорию первой. Фигурально этот как два человека, держащих друг-друга за горло.
При этом не будем забывать, что суверенитет присущ нации в целом. Современное национальное государство, по нашему мнению, есть форма существования нации. Но борются друг с дружкой - нации, борьба государств - лишь одна из форм борьбы наций. Отношения между Украиной с одной стороны и Голландией или Финляндией с другой, как с государствами, могут быть отличными и беспроблемными. Но при этом финские или голландские компании или даже ТНК присутствуют в Украине, а украинских ТНК в названных странах - нет. Из этого можем сделать более точное определение суверенитета.
Суверенитет - степень независимости данной нации от других наций. Или, что то же самое, степень контроля нации за своей территорией и жизнью. В донациональную эпоху, соответственно, речь идет о степени независимости государства.
Определить показатель независимости (степень суверенитета) количественно, т.е. математической формулой, достаточно сложно. Этот показатель интегральный и включает в себя множество параметров.
Скажем, царь Иван Грозный мог отрубить голову любому своему боярину, как и генсек Сталин - расстрелять любого члена Политбюро. Здесь степень суверенитета абсолютная, т.е. 100%. Но в тоже время царь Иван сильно зависел от английских купцов, шире - от Запада вообще. Создание Московии, как империи, началось с завоевания Казанского ханства. Завоевание Казани было невозможным без артиллерии, а последняя попала в Московию вместе с соответствующими специалистами - из Запада.
То же самое можно сказать и о роли ленд-лиза для тов. Сталина. Советские историки любили оценивать ленд-лиз в суммовом выражении по отношению к отечественному производству. Выходило что-то около 2%. Но исход войны мог быть для СССР совсем другим без союзнических поставок: авиабензина, "Аэро-Кобр", "Студебеккеров", "Доджей", железнодорожных путеукладчиков, энергопоездов, радиостанций, комплектов хирургических инструментов, легирующих добавок и тушенки.
Можно, как один из показателей суверенитета, выделить степень эффективности управления жизнью на территории своей страны, как возможность реализации управленческих решений. Здесь от влияния других наций на нашу жизнь можно абстрагироваться. Речь идет о способности аппарата государства и частных компаний претворять намеченное в жизнь. Как видим, против усиления государства/нации играют внутренние акторы. Разумеется, лишь дело времени, что бы внутренние враги объединились с внешними.
Невооруженным взглядом видно ослабление роли национального государства после 1945г. и особенно после Карибского кризиса (1961г.). Главные враги национального государства находятся внутри его. Во все предыдущие эпохи, предшествовавшие Карибскому кризису, способ существования политической элиты любой страны имел жесткую корреляцию с обороноспособностью государства. Гибель государства имела своим следствием как минимум отстранение проигравшей войну элиты от власти. И только ядерный паритет между СССР и США сделал невозможной насильственную смену западной элиты в результате военного поражения.
Последствия не заставили себя ждать: как только отпала внешняя угроза, промышленный капитал по понятным причинам окончательно попал в зависимость от финансовой олигархии (банковского капитала).
Учитывая вышеизложенное, формулу суверенитета нации можно по-ньютоновски представить в виде нескольких векторов:
1. контроль нашей нацией собственной территории и жизни (+);
2. сопротивление внутренних акторов (-);
3. контроль нашей нацией территорий и жизней других наций (+);
4. контроль другими нациями нашей территории и жизни (-).
Равнодействующая векторов и будет показывать величину суверенитета. Например, суверенитет США представлен сильными векторами 1-3 и слабым вектором 4. Суверенитет Украины характеризуется слабым вектором 1, сильным вектором 2, почти отсутствием вектора 3 и сильнейшим вектором 4. При желании, схемы можно изобразить графически. Если эксперты договорятся между собой об оценке в баллах каждого вектора в зависимости от "веса" того или иного события, то получим сравнительно эффективную оценку суверенитета разных стран и эпох.