Рецензия на книгу писателя, депутата Сената Парламента Казахстана Гарифоллы Есима « Социализм»
Обложка
книги « Социализм», которая попала ко мне в руки, уже внушала своей цветовой
гаммой: красный засохший цветок на тле какого-то болотно-грязного неба. Первая
ассоциация: война и революция. Казалось,
текст романа будет пестреть множеством строгих и холодных дат, имен, фамилий,
партий, учреждений…
Никак не могла подумать я, что Гарифолла Есим станет своего рода «кинооператором»
целой знаменательной эпохи.Ярко, живо, чувственно. Первый раздел книги – «
Социализм и Я» - запечатлел множество сцен, главным героем которых был сам
Социализм. Автор, Гарифолла Есим, показал лишь то, что слышал от своих
соотечественников, видел сам и , проанализировав, облачил всю непреклонную
правду перед своими читателями. В этих маленьких, неизвестных правительству и «
власть имущим» народных трагических сценках заключается вся житейская мудрость:
простая, быть может, неказистая, но настоящая и искренняя. Как говорит
сам автор, "теперь как
быть дальше? Остаются ли социалистическая идея, традиции, привычки? Они
помогают ли нам строить будущее? Вот об этом я задумался. Я не говорю, что
социализм был плохой или хороший. Я показал, каким он был".
Правда была
прикрыта в то время тяжелыми шторами псевдорадости и псевдоблагодарности, а
люди не могли позволить яркому свету
этой истины пролиться на окружающий мир.
Время глобального сковывающего страха и, как следствие, лицемерия и
притворности. Поразительной силой
выступали новеллы про отважных и отчаянных народных героев, которые, жертвуя
собственной жизнью, добивались расплаты.
«Алгебра революции» оказалась бесполезной среди неопровержимых аксиом
моральных ценностей. «Бывшие люди», еще давеча потом и кровью зарабатывающие
свое имущество, вынуждены были распрощаться со всем своим богатством. Иерархия
чинов имела на это полное и «законное»право- распоряжаться чужой жизнью. Многое
делалось, конечно, не по собственному веленью и хотенью, а только потому, что
так « нужно», ведь партия уже выставила свои правила игры. «Лысый» и «усатый»,
как точно называл в романе дед Есим
главных политических деятелей СССР, не ведали, что творят. Желая достичь
равенства и распределить «народное богатство», народ оказался в пучине нищеты.
Сделать всех равными означало сделать всех бедными. Как говорил один из героев
« Унесенных ветром», « какие бы лозунги не выкрикивали ораторы, сгоняя дураков
на бойню,какие бы благородные ни ставили перед ними цели, причина воин всегда
одна. Деньги».
Сквозь весь
роман Гарифоллы , словно три резких транспаранта, тянутся черное (басмачество),
красное и белое знамя.За каждым из них – свои
сторонники и последователи. В ожесточенной борьбе трех «войск» народ
метался от этого лагеря к другому, чтобы не стать « пушечным мясом» этой глупой
войны. Разумеется, политические взгляды старшего поколения не менялись, но о
них было не приятно говорить. Сознание младшего поколения же было искажено
кривым зеркалом «правды», навязанной школой или институтом. А кому же еще
оставалось верить детям, как не благородным и умным наставникам,преподавателям,
которые казались такими честными и самоотверженными бытующей власти?
Сам
Гарифолла писал, что не мог поверить тому, что в последствии открылось его
глазам, пролило свет на правду, прикрытую теми самыми тяжелыми шторами. «
Приведение, блуждающее Европой» было приурочено на погибель. Оно не
соответствовало благородной, на первый взгляд , несущей идее. Да и во что
превратилась идея? В Бога! Только в Бога аморального, с совершенно другими
заповедями : партийные указы, доносы, протоколы, постановления политбюро…
Многогранная
палитра героев, раскрытая автором, переплетаясь множеством сюжетных линий,
преобразилась в портрет не только целого казахского народа, но и той
исторической эпохи в целом.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.