Тактическим активистам на заметку.
Ни для кого
не секрет что существующая система, власть, политики для своей стабильности и
избранности используют самый запрещенный и самый эффективный прием в
политической полемике и тактике - апелляция к счастью. Многие читающие
имеют представление об этом инструменте, и если нет, то легко могут сделать
сами вывод, обратив свой взгляд назад, в предвыборные времена. Этим легко уничтожить политического противника, задав ему сакраментальный
вопрос: а стал ли человек счастливее от ваших реформ, контрреформ, просвещения,
индустриализации, и т.п… Ту можно много вариантов приводить в пример. Но речь о
другом.
Те, кто
сегодня управляет странами, либо стремиться прийти к этому, не могут не
признавать, что у них нет надежных инструментов «осчастливливания» людей, и нет
даже точных представлений о том, как именно меры государственной политики
влияют на «средний уровень счастья». С другой стороны, они не могут не обещать
избирателям счастья, а следовательно, не подвергаться критике за невыполнение
этого обещания. Такое себе инферно….
Сама логика соперничества и политических дискуссий (даже тут на блогах)
подталкивает к тому, чтобы руководители государств осознанно объявили бы своей
задачей достижения счастья своим народам - и не в метафорическом, а строгом,
техническом, измеряемом и проверяемом смысле. Правда, пока не существует даже
минимальных концептуальных основ для того, чтобы понять, может ли политика и
государство способствовать счастью. Но то ли еще будет!
Мир медленно
приходит к осознанию, что существующие в политике, экономике ориентиры неточны,
и символом этого понимания становится развернувшаяся в последние годы разговоры
о том, можно ли считать ВВП главным показателем развития страны. Для ВВП ищут
замену.... Самая старая и самая известная альтернатива ВВП - понятие «Валового
национального счастья», введенное королем Бутана еще в начале 1970-х годов.
Не слышали о таком? Поинтересуйтесь… очень интересно….
На повестке
дня медленно, но верно между всеми участниками современной жизни, как
политиков так и простых людей, встает
вопрос о создании «политики счастья», в основе которой должна лежать еще не
созданная интегральная теория, объединяющая политологию, экономику, социальную политику
и все, что может сказать о счастье психология, социология и прикладная
философия - от Аристотеля и Сенеки до современных «позитивных психологов».
Может кто-то
уже слышал разговоры о фелицитарной политике? (от латинского «фелицитас»
- счастье). Это словосочетание может употребляться наряду с нынешними понятиями
«внешняя политика», «социальная политика», «демографическая политика» и т.д. Не? Не слышали?... а ну да
Немного
покопавшись, я обнаружил забавное обстоятельство… В политической философии предшественником
фелицитарной политики, является Иеремия Бентам, автор «Введения в принципы
морали и законодательства», в котором развивается теория этического гедонизма,
учение о том, что благо - это счастье, и целью этического поведения является
достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей.
Бентам не просто сформулировал цели политики, которая была бы наиболее
предпочтительной населению, но и обосновал, что основой такой политики должны
быть математические расчеты, вычисляющие количество счастья и количество
достигших его людей.
В реальном
государственном управлении предшественником «Счастливой политики» можно считать
любые правительственные меры, не преследующие никакой иной цели, кроме
поддержания психологического комфорта своих граждан. Сюда можно отнести
организацию зрелищ - функция, к которой очень серьезно относились
римские императоры.
НО!.... Можно себе представить, во что выльется
древнеримская забота о зрелищах для плебса сегодня, когда на помощь правительствам
придут многочисленные психологи и социологи. Если, как утверждают какие-то гарвардские
исследователи, важной предпосылкой психологического благополучия является
систематический психоанализ - задачей государства может стать организация
массовой и всеобще доступной сети психоаналитических кабинетов (раньше роль
такой сети выполняла церковь со своим институтом систематической исповеди).
В
перспективе речь может идти о полной перестройке сферы управления с учетом
новых критериев. Фелицитарная политика должна исходить из сложной
многофакторной модели среды, в которой обитает человек, изучая, как каждый из
факторов влияет на человеческое самоощущение, и как действия государства могут
повлиять на эти факторы.
Но вернемся
к Бутану…. Суть осуществляемой в Бутане
политики «Валового национального счастья» заключается как раз в том, что
развитие страны осуществляется медленными шагами, и сопровождается мерами по
сохранению традиционных ценностей - семьи, культуры, природы и буддийской
религии. О как!
В наше время
покушение на скорость развития вряд ли возможно, поскольку любое государство
находится в состоянии острого соперничества с соседями. Тот, кто отстает,
рискует быть съеденным. Но если отставание в развитии не будет восприниматься
как угроза безопасности, пропадет добрая половина стимулов развития. Если что и
может заставить человека отказаться от счастья - то только угроза его
выживанию.
Резюмируя
все сказанное выше, можно Ванговать следующее:
В ближайшие
годы и десятилетия счастье будет осознано как приоритетная политическая
ценность, причем относиться к счастью будут как к измеримому и прагматически
манипулируемому параметру. На основе
такого отношения к счастью возникнет фелицитарная политика, сложный комплекс
теорий и практик, включающий в себя научные исследования, идеологию, философию,
технологии государственного управления и специализирующиеся на достижении
«счастья для всех» политические и общественные организации. Возникновение
фелицитарной политики приведет к тому, что авторитет «ускорения развития
любой ценой» как приоритетной политической ценности будет
поколеблен, чему, возможно, будет способствовать рост международной
безопасности: государства уже не будут рассматривать отставание как опасность
для себя и своего политического режима.
Главными
врагами активной фелицитарной политики станут те, кто будет отказываться
от сегодняшних удовольствий ради стратегических целей: например космической
экспансии или экологического равновесия.
Экологам и космическим мечтателям
придется бороться не с транснациональными корпорациями, а с теми, кто, как
герой Стругацких, будет обещать: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ
УЙДЕТ ОБИЖЕННЫМ!»
Ну а пока Вы это будете все переваривать, я посижу на Луне... От туда такой вид открывается на происходящее... ммм.. Жизнь во всем ее великолепии... Ляпота:)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.