И, всякого изведав на веку,
когда до капли силы истощались,
шли к Ленину мы,
словно к роднику,
и мудрой чистотою очищались.
Он рядом с нами –
другом и вождем.
Он учит нас — и учимся прилежно:
Так с Лениным
мы к Ленину идем.
И в этом — наша сила
и надежда!
Жизнь после Ильича
полна значенья
тогда лишь, если жить,
как жил Ильич.
Идти к нему.
Взойти.
Так на рассвете
восходят к солнцу
птица и росток.
Публицистическая проза В.Коротича того времени также мало чем отличалась по своему политическому содержанию от произведений других виднейших советских публицистов-коммунистов. Основная идея её могла быть выражена словами самого Коротича:
«Мы обязаны знать об этом и помнить: в Советском Союзе воплотились мечты всех трудящихся на земле»
«…за шесть десятилетий своей истории мы очень предметно доказали, сколь справедливо может быть устроена жизнь общества, зачатого величайшей из революций — Октябрьской».
«Борьба за социальную и национальную справедливость на свете ведется все успешнее потому, что люди видят и предметно воспринимают советский пример, пример державы, где принципы такой справедливости не просто победили, но и закреплены в Конституции».
В одной из своих самых известных книг того периода — «Лицо ненависти», — за которую автор был в 1985 г. удостоен Государственной премии СССР, В.Коротич сурово осуждал «капиталистические нравы» США, сопоставляя их с «социальным прогрессом» в Советском Союзе. Какую-либо критику в адрес СССР В.Коротич в этой и других своих книгах клеймил как «злостную клевету» и «антисоветчину»:
«Наглая антисоветчина самых разных уровней кружится, насыщая воздух, как стая таежного гнуса. Так быть не должно, не может; и так оно продолжается практически без перерывов с конца 1917 года».
«Сегодня утром президент Рейган в очередной раз грозил нашей стране своим выразительным голливудским пальцем и всячески нас поносил. … следом за президентом, как правило, подключаются разные мелкие шавки…».
Однако, после того как в 1986 г. ЦК КПСС назначил В.Коротича главным редактором журнала «Огонек», содержание и тон его высказываний и работ, как и материалов редактируемого им журнала, радикально изменились: теперь суровой критике подвергалась жизнь в СССР — как современная, так и за все 70 лет правления коммунистов, — США же и другие «буржуазные» (по терминологии доперестроечных книг Коротича) страны стали представляться в основном с положительной стороны и даже ставились в пример для подражания. Фактически В.Коротич нередко писал прямо противоположное тому, что говорил за несколько лет перед этим, и публиковал в журнале те самые материалы, которые раньше клеймил как «антисоветские» и «клеветнические», причем нередко авторами их оказывались эмигранты из СССР, которых ранее В.Коротич иначе как «предателями», «дезертирами» и т. п. не именовал (например, А.Солженицын, которого в книге «Лицо ненависти» В.Коротич назвал «советским дезертиром» вопреки тому факту, что Солженицын не уехал со своей Родины добровольно, а был выслан насильственно). В то же время В.Коротич оставался членом КПСС вплоть до её запрета в 1991 г.
После подавления августовского путча 1991 года (и последовавшего вслед за тем запрета коммунистической партии Советского Союза) высказывания В.Коротича сделались откровенно антикоммунистическими:
«Петроградский переворот 1917 года был, прежде всего, катастрофой моральной. Именно аморальность системы привела к тому, что живем мы так плохо…»
«Никто ведь, кроме нас, и не брался построить общество, где „человек человеку — друг, товарищ и брат“. Но, судя по всему, никто с таким успехом и не выстроил общества, где человек человеку — волк».
«Система была порочная, нежизнеспособная, бандитская. Надо было все это к чертям завалить» (о доперестроечной системе в СССР).
Одна из последних оценок В.Коротичем коммунистической партии, её идеологии и советского строя такова: «Сталин и его партия принесли народ в жертву своей бредятине, не дав ему ничего обещанного — ни мира, ни земли крестьянам, ни фабрик рабочим, ни еды досыта, ни жилья, ни одежды».
Уже, будучи в Украине Виталий Коротич подписал коллективное письмо президенту Виктору Януковичу от представителей украинской интеллигенции 3 августа 2011 года. В письме, в частности, говорится о поддержке президента в его борьбе с коррупцией и поддержке проводимых Януковичем реформ:
«Мы в этом на Вашей стороне, господин Президент. И мы уверены, на Вашей стороне большинство украинцев, которые хотят, чтобы в стране был порядок. Вы правы, демократия это не хаос и не беспорядок. Государственная служба - это гражданская армия на службе народа, в ней должен быть порядок. И Вы правильно делаете, что жёстко его наводите. Идите отважно избранной Вами дорогой - реформируйте Украину, не допустите свертывания реформ, ломайте коррупцию и ведите государство к демократическому управлению. С Вами - народ».
Вот вкратце об эволюции Коротича. Нельзя требовать от человека никогда не менять свои взгляды и убеждения. Более того, неизменность взглядов на протяжении всей жизни неестественна. Человек взрослеет, развивается, думает, больше узнает и, конечно, его представления не могут оставаться такими же, как в детстве и молодости. Но у Коротича как-то так получалось, что эволюция его взглядов всегда сопровождалась его карьерным ростом. В молодости успешный литератор с «правильным» коммунистическим мировоззрением, редактор солидного литературного журнала. Потом, почувствовав веяние времени, он круто меняет свои убеждения, становится «прорабом перестройки», редактором журнала, подрывающего основы коммунистической доктрины. Это приносит ему известность и признание в стране и за рубежом.
После попытки путча в 1991 году и прихода к власти Ельцина ситуация в бывшем СССР становится неопределенной, и Коротич, пользуясь своей популярностью, обосновывается за рубежом. Через несколько лет он, вероятно, перестал быть кому-либо интересен за границей и Коротич, являясь гражданином России, возвращается на жительство в Украину.
После такого краткого просмотра основных вех биографии Виталия Алексеевича Коротича, мне уже не представляется удивительным его поддержка существующей в Украине власти. Вероятно, он решил, что этой власти на его век хватит и эта власть воплощает его представления о справедливости.
Вышла только вот неувязочка с «неуместным» вопросом президенту (думал по привычке, что для него допустимы такие «вольности») да конфликтик с гражданкой Герман. Но ничего, человек он гибкий, уладит как-нибудь этот досадный для него инцидент.
Для автора этого блога, Коротич, как человек, к которому можно было относиться с уважением, умер, поэтому позволительно говорить о «некрологе». Обычно молодым принято напоминать – «береги честь смолоду». Об этом не грех бы помнить и в преклонные годы. Иначе, в погоне за сиюминутными благами и удобствами можно испортить концовку и нивелировать все то хорошее, что человек успел сделать в жизни.