Уроки Реставрированных Авторитрий

09 лютого 2013, 16:35
Власник сторінки
0
474

Размещаю по просьбе автора: "Всех, кому эта статья покажется интересной, прошу помочь ей каким-либо образом распространиться". Искренне ваш, Инженер КПИ

Содержание


Предварительное замечание по терминологии

Введение и постановка задач статьи



Часть первая. Факторы и этапы

Два социально-психологических типа личностей

Движущие силы и этапы развития социума



Часть вторая. Реставрированные Авторитарии

Сущность коммунизма и фашизма как социального явления

Отличительные особенности Реставрированных Авторитарий

Закономерная тенденция Второго Переходного Периода

Мотивы и роль людей Авторитарного типа

Условия активизации реставрационного процесса

Как реализуется угроза реставрации

Различия не существенны

Один и тот же процесс

Различия?..

1. Состав Целевых Множеств

2. Легенды идеологий

3. Ценности и идеалы

4. Отношение к частной собственности

Итог. Конфликт антагонистических алгоритмов



Приложение

Замечание 1*. Обострённая агрессивность

Замечание 2*. О роли Лидера

Замечание 3*. Игра на противоречии

Замечание 4*. Реальные цели борьбы за чистоту идеологии

Замечание 5*. Маскирование интересов Авторитарных за интересами Целевого Множества

Замечание 6*. Замещающее мировоззрение



* * *



Предварительное замечание по терминологии

Когда в широкой аудитории заходит речь о политико-идеологических режимах, существовавших в СССР с 17-го по 91-й и в Германии с 33-го по 45-й, обычно дискутирующие оперируют терминами "коммунизм" и "фашизм".



Мне известно, что общественный строй в СССР не был коммунизмом, и что фашизм, на самом деле – креатив Джентиле и Муссолини, а то, что было в Германии, называлось национал-социализм.



Но так уж сложилось исторически, что термины "коммунизм" и "фашизм" от частого некорректного употребления закрепились в сознании большинства именно в указанном выше значении.



И я не стану менять их в тексте этой статьи. Пусть искушенные читатели сами мысленно внесут поправки, а неискушенные пользуются привычной терминологией.





Введение и постановка задач статьи



Да, действительно, коммунизм и фашизм – это одно и то же.

Спустя десятилетия после упадка обоих режимов люди уже начали догадываться об этом. Но их всё ещё сбивают с толку навязанные стереотипы, рисующие, казалось бы, совершенно разные идеологии, цели и движущие силы. Поэтому способные к анализу участники социума всё ещё не могут сформулировать чётко, в чём же принципиальная общность.



В связи с этим в качестве аргументов приводят ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ одинаковости фашизма и коммунизма (вожди, марширующие толпы, лагеря, пропаганда, милитаризм), но не одинаковую сущность, лежащую в основе явления. Даже введенное в 50-е годы общее определение "тоталитаризм" является систематизацией и перечислением вторичных проявлений, не объясняет внятно их происхождение, и потому на уровне народных дискуссий не пользуется особой популярностью.



А ведь коммунизм и фашизм – это действительно одно и то же.

Последователи коммунистической идеологии (люди, надеющиеся выжать из её остатков ещё немного дивидендов, чтобы хватило на безбедное существование им и их потомству) не в восторге от этих отождествлений и спешат противодействовать.



"Коммунизм и фашизм – одно и то же".

Навстречу утверждающим это выбегают авторитетные умы, которые указывают на массу признаков и черт, которыми коммунизм и фашизм отличаются. Весомость этих выкладок усиливается научными регалиями и солидной репутацией их авторов. В основательных трудах с множественными ссылками на литературные источники перечисляются идеологические, социальные, культурологические, экономические и пр. отличия. Принципиальные отличия между коммунизмом и фашизмом.



Да и вообще, – говорят учёные мужи, – этих фашизмов в разных странах было множество разновидностей, все они носили разный характер и по-разному проявлялись. Вот, например, во Франции, или, скажем, в Португалии. И с чем тогда вообще сравнивать, и как тут вообще проводить параллели?..



Доводы учёных поддерживает своим искренним недоумением простые граждане и продвинутые интернет-юзеры, – Доколе?!..



И т.д., и т.д., и т.д...



* * *



В этой общественной дискуссии я хотел бы поддержать тех её участников, не имеющих научных званий и учёных степеней, кто догадался, что коммунизм и фашизм отличаются только названиями. Они правы, это действительно одно и то же.



Но прежде чем обосновать, почему это так, объясню, зачем, на мой взгляд, именно сегодня необходимо снова возвращаться к старой теме и разбираться с этим многократно обсуждавшимся и ставшим уже банальным вопросом. Тем более что он, казалось бы, мало связан с тем, что происходит в нашей сегодняшней общественной жизни.





* * *



Дело в том, что вопрос о тождественности коммунизма и фашизма важен не сам по себе.



Коммунизм и фашизм, а также ряд других авторитарных режимов, сформировавшихся примерно в один и тот же исторический период в Европе, возникли не случайно, не в случайном месте, и не в случайный момент времени. Их возникновение является отражением глобального эволюционного процесса, происходящего в человеческом обществе, и следствием специфики определённого этапа, в который общество вступило на пути своего развития.



Поэтому понимание общей сущности этих режимов даёт ключ к пониманию принципов работы механизмов эволюции социума.



Эти механизмы и их движущие силы универсальны. Они действуют в настоящем так же, как действовали в давнем и недавнем прошлом. И они не абстракция, а наша повседневная реальность.



Поэтому задача статьи – анализируя сущность, подобие и причины возникновения, коммунистического и фашистского режимов, выработать лучшее понимание процесса развития человеческого социума, ради применения полученных выводов в современной общественной практике.



Это понимание может оказаться наиболее существенным из тех самых пресловутых "уроков фашизма" и "уроков коммунизма", о которых так часто говорят.



* * *



Приведенные в статье рассуждения не претендуют на новизну и оригинальность. В том или ином виде изложенные в ней мысли можно найти и у признанных интеллектуальных авторитетов, и в широких дискуссиях неискушенных в общественных науках людей.



Однако, во-первых, как правило, это отдельные мысли не обобщённые в целостную картину. А во-вторых, в сознании людей эти взгляды не имеют статуса принятой в обществе точки зрения. Они не рассматриваются как официальная версия объяснения сущности социальных явлений. Люди как бы понимают суть дела на интуитивном уровне, однако воспринимают свои догадки лишь как разрозненные частные мнения, чаще обывателей и иногда специалистов.



Поэтому назначение этой статьи не в том, чтобы открыть неизвестное, а в том, чтобы известное систематизировать и обобщить, а также продвинуть в общественном сознании с уровня интуитивного понимания на уровень сформулированной рабочей гипотезы.



Предложенная здесь общая точка зрения и составляющие её утверждения носят не категорический, а дискуссионный характер.



* * *



Изложение будет построено следующим образом.



В Первой части будут рассмотрены факторы, задающие процесс развития общественной системы, этапы этого процесса и их содержание.



Во Второй части будет показано, как действие этих факторов в определённый период развития общества приводит к возникновению режимов, подобных коммунистическому и фашистскому, что эти режимы собой представляют и почему они тождественны.



В Приложении будут собраны замечания, относящиеся к теме статьи, но выпадающие из канвы изложения.







Часть первая. Факторы и этапы



Два социально-психологических типа личностей



Люди, как составляющие социум единицы, тяготеют к двум системообразующим психологическим типам (см.также в "Стихияплановой экономики или Знал бы Маркс", Часть 2 "За место под солнцем"):



1. Люди, более приспособленные существовать в обществе построенном, как система взаимодействующих индивидуальностей.



Такое общество, функционирует как сетевая система, где каждый может взаимодействовать с каждым, и эффективность таких взаимодействий – это главное, на что она ориентирована.



Соответственно этой цели ориентирована и система психологических установок и практических навыков этих людей:

- Право собственности и жизненные блага в их восприятии являются заработанным вознаграждением, то есть вознаграждением за продуктивный результат взаимодействия.

- Средством достижения благосостояния, соответственно, являются практические навыки во взаимно-полезной деятельности – хозяйственно-предпринимательской или профессиональной. Отсюда вытекает стремление людей этого типа к совершенствованию в себе этих навыков и к их применению в жизни.



Для личностей данного типа характерно стремление к самостоятельности и независимости. Назовём их условно Самостоятельные.



2. Люди более приспособленные существовать в обществе, построенном по иерархическому принципу.



Такое общество функционирует как управляемая с вершины пирамидальная структура, и основным принципом, определяющим её эффективность, является подчинение нижестоящих индивидуумов вышестоящим.



Соответственно этому принципу ориентирована и система психологических установок и практических навыков этих людей:

- Право собственности и жизненные блага в их восприятии, являются следствием достигнутого общественного положения или вознаграждением, пожалованным за преданность и исполнительность.

- Средством достижения благосостояния, соответственно, являются навыки в продвижении по ступеням иерархии и в умении служить. Отсюда следует стремление людей этого типа к совершенствованию в себе этих навыков и к их применению в жизни.



Для личностей данного типа характерно стремление подчинять и подчиняться. Назовём их условно Авторитарные.



* * *



В составе реального общества присутствует как люди Самостоятельного, так и Авторитарного типа. Причём определённое количество индивидуумов может гибко приспособится и к одной и к другой линии поведения. Результирующий характер поведения общества и порядки в нём, определяется тем, какой тип в общей массе людей преобладает.



Самостоятельные и Авторитарные требуют для своего процветания и комфортного существования разные принципы распределения собственности и благ и, соответственно, разные принципы устройства общества. В связи с этим они конкурируют и противостоят друг другу, и каждый психологический тип старается обеспечить для себя более благоприятно организованную социальную среду.



Принадлежность к Авторитарным или Самостоятельным не носит характера осознанного участия в некоторой заговорщицкой организации. Это просто психологические типы, ведущие себя одинаково не сговариваясь. Хотя это и не означает, что люди определённого психотипа действуют бессознательно, и не осознают, что делают, к чему стремятся и какие методы используют для достижения своих целей.



Не следует также путать принадлежность к Авторитарным или к Самостоятельным с принадлежностью к какой-нибудь социальной прослойке, классу или касте. Это генетически заложенный тип поведения, а не социальная принадлежность или позиция.



Ещё раз подчеркну – речь не идёт о сговоре. Речь идёт о поведении людей определённого психологического типа ищущих возможность самореализоваться, удовлетворить свои материальные и амбициозные запросы, и действующих в этом направлении, используя свои природные данные и складывающуюся внешнюю социальную и политическую обстановку.



Так, например, все педанты или меланхолики, склонны действовать похожим образом в похожих условиях, и одинаково реагировать на одинаковые жизненные ситуации. Люди одного и того же психотипа будут не сговариваясь мыслить и действовать одинаково, и понимать при этом мотивы и намерения друг друга, т.к. у них одинаковы цели, восприятие действительности, образ мышления и поведенческие алгоритмы.



Несмотря на кажущуюся взаимосвязь с политическим устройством общества, данные личностные типы в основе своей совершенно аполитичны. Они не имеют никакого идейного наполнения. Они всего лишь реагируют на социальные условия, в которых находятся, и стараются изменить их таким образом, чтобы наилучшим образом приспособить к своим естественным способностям. Идеологическая подоплёка получаемого в результате политического режима для них значения не имеет.







Движущие силы и этапы развития социума



1) Человеческое общество – это действующая как единое целое система, сформированная множеством взаимодействующих между собой разумных единиц - людей. Это коллективный организм, в котором жизнедеятельность и удовлетворение потребностей индивидуальных единиц обеспечиваются их совместной организованной деятельностью. В результате чего поддерживается существование и функционирование системы в целом.



2) Все стороны прогресса человеческого общества: историческая, социальная, научно-техническая, экономическая, мировоззренческая, морально-этическая, художественно-эстетическая, и т.д. являются результатом одного единственного процесса – роста интеллектуального уровня составляющих общество человеческих индивидуумов. Каждого человека в отдельности и среднего уровня всех в целом.



3) Рост интеллектуального уровня среднестатистической человеческой единицы состоит в развитии умственных способностей, в обновлении, накоплении и уточнении знаний, совершенствовании мировоззрения, приобретении и улучшении навыков во всех видах физической и интеллектуальной деятельности и социального взаимодействия.



С течением исторического времени люди, как системообразующие единицы общества развиваются и совершенствуются. Модификация составляющих единиц вызывает модификацию системы, которую они образуют. Эти изменения накапливаются постепенно, но периодически происходят качественные переходы.



* * *



4) Примерно 6000 лет назад в результате этого процесса началась эпоха перехода человеческой популяции от существования в виде разобщённых племён к Авторитарному Обществу (АО), объединившему большие массы людей единым централизованным управлением. Назовём эту эпоху – Первый Переходный Период (ПП1).



С формированием Авторитарного Общества массы невежественных, способных только к простому труду или бою человеческих существ, приобрели интеллектуальную управляющую надстройку в лице единоличного правителя и сплотившейся вокруг него элитарной группы. Правящая надстройка приняла на себя решение всех основных вопросов, касающихся обеспечения жизнедеятельности социума в целом.



В условиях существенной разницы в уровне интеллекта отдельных наиболее одарённых особей и основной человеческой массы, возникновение симбиоза мыслящего и принимающего решения "мозга" и исполняющего решения "тела" было естественным, закономерным и рациональным. На данном этапе развития глобальной человеческой цивилизации такое системное преобразование увеличило эффективность коллективной деятельности людей и принципиально повысило конкурентоспособность объединённых социумов по сравнению с множеством раздробленных племён.



5) Занимая лидирующее положение и держа в руках рычаги управления социумом, элита, что вполне естественно, использует социум в своих интересах. При авторитарной системе материальные активы общества – природные ресурсы ареала проживания и человеческие ресурсы – являются корпоративной собственностью элитарной надстройки.



Принадлежность к элитарной группе означает обладание правами и привилегиями, из которых вытекает высокий (для данных исторических условий) уровень материального достатка и удовлетворённости личностных амбиций. Объём прав, а значит, материальных благ и возможностей удовлетворения личностных амбиций определяется положением индивидуума в правящей элитарной иерархии.



6) Положение в иерархии добывается в конкурентной борьбе с себе подобными. При этом основных приёмов всего два: захватить желаемое место силой или хитростью, либо выслужиться перед более сильным, доказать ему свою полезность и, став опорой его позиции, укрепить свою. В данной социальной системе это наиболее эффективные и результативные способы добиться благосостояния, дающие наибольшую отдачу от приложенных усилий.



7) Длительное время принципы Авторитарного Общества создавали благоприятную почву для самореализации, социального роста, обогащения и доминирования людей Авторитарного типа. Людей более талантливых и приспособленных к борьбе за принадлежность к элитарной общественной группе, за положение в иерархии этой группы и за извлечение благ из этого положения.



* * *



8) Тем временем в рамках Авторитарного Общества интеллектуальное развитие массы составляющих его человеческих индивидуумов продолжается. Растёт объём знаний, расширяется диапазон практических навыков, развиваются умственные способности, позволяющие оперировать возрастающим количеством информации и алгоритмов действий, совершенствуются приёмы коллективного взаимодействия.



Одновременно, как результат этого процесса, растёт количество и сложность технологий и продуктов, профессий и видов деятельности, совершенствуются структуры и формы организации коллективных действий, усложняется окружающий человека предметный мир и рукотворная среда обитания. Это в свою очередь поднимет планку требований к интеллектуальному потенциалу каждого члена общества.



Для обеспечения функционирования общественной системы знания и квалификация становятся всё нужнее, а образование – всё доступнее, переставая быть атрибутом лишь правящей элитарной группы. Интеллектуальный уровень низов общества растёт и разница в умственном развитии и в количестве знаний, существующая между верхами и низами, постепенно сокращается. Индивидуумы с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития начинают появляться в обществе вне границ элитарной управляющей надстройки и число их увеличивается.



9) Рост интеллектуального уровня ведёт к постепенному росту самостоятельности и независимости неэлитарного контингента общества.



Можно выделить три основных аспекта этой самостоятельности, и соответствующие им проявления в функционировании общественной системы:



- самостоятельность в экономической деятельности, проявляющаяся как частная хозяйственно-предпринимательская деятельность. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;



- самостоятельность в общественном самоуправлении, проявляющаяся как формирование власти на выборной основе. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ;



- самостоятельность в создании и распространении общественно-значимой информации, проявляющаяся в формировании независимых личностных взглядов и убеждений, мировоззренческих и идеологических концепций, в развитии философии, литературы, публицистики, в критике общества, религии и государства, в функционировании частных средств массовой информации, частного издательского дела, и т.д. ИНФОРМАЦИОННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.



10) Постепенно общество всё в большей степени становится способным само обеспечивать свою жизнедеятельность, опираясь на самостоятельно организованное производство товаров и услуг, на отношения товарно-денежного обмена, на навыки в самоорганизации и самоуправлении. Т.е. организация функционирования общества, как системы коллективного жизнеобеспечения, начинает осуществляться в среде неэлитарной массы общества без директив со стороны управляющей иерархии.



11) В связи с происходящими изменениями системы меняются функции и целевое подчинение механизма централизованного управления. Его назначение постепенно смещается от прямого управления всеми функциями общества к поддержанию оптимальных условий, при которых массовая экономическая и организационная деятельность успешно осуществляется.



При этом влияние масс на механизм центральной власти усиливается. Это влияние осуществляется прямо, через механизм выборов, и косвенно, но не менее весомо, через рост объёма экономической деятельности и части общественного богатства, сосредоточенной в руках массы рядовых членов общества.



Постепенно меняется также принцип обретения власти: на смену захвату силой или интригой приходит конкурентная борьба за благосклонность избирателей.



12) По мере роста самостоятельности рядовых членов общества, и расширения сферы их деятельности по организации процессов функционирования социума, сфера, охваченная контролем и деятельностью элитарной правящей надстройки, сокращается, и значение этой деятельности для обеспечения жизнедеятельности социума снижается.



Эти изменения накапливаются постепенно и исподволь в течение тысячелетий. Пока не наступает период следующего, второго качественного перехода. От Авторитарного Общества к Обществу Свободной Инициативы (ОСИ). Общество вступает в эпоху, когда на смену общественным взаимодействиям, осуществляемым на основе феодальной социально-иерархической подчинённости, приходят взаимодействия, осуществляемые на основе буржуазных экономических, политических и социальных прав и свобод.



13) На рубеже XVIII-XIX ст. в период промышленной революции буржуазный мир делает резкий рывок в расширении сферы своей деятельности, открывая широкие возможности самореализации и обогащения для выходцев из "низов".



Правила игры в обществе вдруг достаточно быстро меняются. Определяющей жизненный успех линией поведения индивидуума становится личная инициатива, труд по её реализации, а говоря в общем – успешное участие в продуктивных и в обменных экономических процессах. Преимущества принадлежности к избранному сословию, к правящей иерархии меркнут.



14) Впервые в истории благодаря техническим и организационным достижениям буржуазной эпохи, способ обретения жизненных благ - "организовать дело и заработать" не только получает широкое распространение, но и по эффективности (по отдаче на приложенные человеком усилия) существенно опережает способ - "занять высокое привилегированное положение".



Применение машин и научной организации труда делает массовое промышленное производство инструментом быстрого накопления значительных денежных средств и материальных ценностей людьми Самостоятельного типа. Это вооружает их средствами борьбы в соперничестве с Авторитарными за вес и влияние в обществе.



Рост промышленного предпринимательства дополнительно активизирует развитие финансового и торгового и других видов бизнеса. Промышленник помогает расширить дело и укрепится Торговцу и Банкиру.



15) Будем называть эту эпоху – Второй Переходный Период (ПП2). Хотя предпосылки его наступления формировались длительно и выраженного исторического момента его начала не существует, условно Второй Переходный Период можно отсчитывать со времени становления капитализма в Европе. Этот период продолжается в настоящее время, охватывая всё большее число стран и народов.



* * *



Изложенная здесь схема развития социума является упрощенной. В реальной истории имел место, как рост интеллектуального уровня людей, так и регресс, и периоды невежества. Человечество знало и античность, и Тёмные века, и Возрождение. И формы демократического самоуправления начали формироваться и проходить "полевые испытания" ещё в эпоху рабовладения. И не всегда более высокоорганизованный социум побеждал в противостоянии с низкоорганизованными социальными формами. Человечество развивалось рывками, то отступая, то продолжая движение вперёд. Но общая тенденция и причинно-следственная логика развития социума соответствует предложенной схеме.



* * *



16) Происходящее преобразование общества создаёт условия, которые всё больше благоволят к Самостоятельным и сводят на нет преимущества и способности Авторитарных. Поле деятельности, количество общественных институций, где может самореализоваться и обеспечить своё благосостояние человек со способностями Авторитарного типа сужается, а для Самостоятельного расширяется. И, соответственно, усиливается общественное влияние людей Самостоятельного типа.



В том числе, влияние на форму и содержание власти – традиционного источника силы и благосостояния Авторитарных.



17) Осознанно или неосознанно, люди Авторитарного типа ищут общественную ситуацию, когда бы потребность в господстве правящей элитарной группы возникла снова, когда бы восстановилась благоприятствующая им иерархичность социальной среды. Но эта иерархичность и доминирование над обществом властной пирамиды обществу для его успешного функционирования объективно уже не нужны.



18) И поэтому восстановление авторитарной системы в среде людей, интеллектуально переросших авторитарную систему и в покровительстве лидера и элиты не нуждающихся, возможно только принудительным образом и с помощью искусственных мер.







Часть вторая. Реставрированные Авторитарии



Сущность коммунизма и фашизма как социального явления



Так что же такое коммунизм, фашизм, тоталитаризм и т.п., каким бы термином не называли это явление?



Это реставрация авторитарного общества, фактически абсолютизма, абсолютной монархии, только под другим названием, с другой терминологией, обозначающей его элементы, и под другим идеологическим обоснованием. Ребрендинг монархо-аристократического доминирования в эпоху промышленного производства.



Это восстановление абсолютизма ради восстановления присущего ему господства над обществом элитарной иерархической надстройки в условиях, когда для обеспечения функционирования общественного организма абсолютизм уже не нужен. А нужен он определённому психологическому типу людей, для которых среда властной иерархии наиболее благоприятна для личной самореализации, обеспечения высокого материального положения, и удовлетворения личностных амбиций.



Это реванш Авторитарных в противостоянии с Самостоятельными, в борьбе за благоприятные условия существования и принципы распределения материальных благ, в исторический момент, когда пространство возможностей построения личного благополучия для Авторитарных начинает критически сокращаться.



Коммунизм и фашизм, как и прочие подобные, менее прославленные, традиционно именуемые фашистскими режимы – это общества принудительно реставрированного авторитаризма эпохи Второго Переходного Периода. Коротко их можно называть Реставрированные Авторитарúи, а идеологии, на которые они опирались – Реставрационными Идеологиями.





Отличительные особенности Реставрированных Авторитарий



Реставрированные Авторитарúи – обычные для человеческого общества авторитарные системы с Верховными Правителями во главе и развитыми иерархическими правящими надстройками. В такой форме глобальная человеческая цивилизация просуществовала целую историческую эпоху. Но есть ряд обстоятельств, выделяющих эти режимы из ряда монархий и тираний прошлого.



1) Реставрированные Авторитарии возникли не как результат поступательного развития общественной системы, а как откат назад к предшествующей организационной форме, как противодействие росту самостоятельности людей и формированию Общества Свободной Инициативы.



2) Реставрированные Авторитарии возникли в условиях сложившейся в истории новой социо-интеллектуальной ситуации. Когда разрыв в уровне интеллекта неэлитарных масс и элитарной надстройки качественно сократился, и неэлитарная масса аккумулировала в своей среде интеллектуальный потенциал, достаточный, для самостоятельной экономической деятельности и демократического самоуправления.



3) Реставрированные Авторитарии возникли в ситуации, новой с точки зрения конкуренции принципов организации социума. В современный им исторический период одновременно сосуществуют общества двух типов Авторитарное и Свободной Инициативы. В связи с чем,

Авторитарное Общество не является больше, как в предшествующую эпоху безальтернативным, и поэтому возможен обратный переход от восстановленного авторитаризма снова к свободной инициативе и выборной власти.



Поэтому в этот период для психотипа Авторитарных становится актуальной и жизненно важной новая, не стоявшая ранее задача. Не только бороться за власть как ранее, в рамках авторитарной системы, но и бороться за сохранение и увековечивание авторитарной системы как таковой.



Такое увековечивание в ситуации, когда общество приобрело опыт формирования власти на основе выбора между лидерами и политическими силами, возможно только при полной ликвидации возможности такого выбора.



Это условие принципиально обостряет на данном историческом этапе конкуренцию между группами Авторитарных, претендующими на власть в рамках одного локального социума. Оно не допускает сосуществования нескольких политических сил даже если все они одинаково авторитарного толка, что было вполне допустимо в эпоху предшествующую Второму Переходному Периоду.



Поэтому преследование и уничтожение политических конкурентов ради уничтожения политической конкуренции как таковой – принципиальная черта Реставрированных Авторитарий. На политической арене "должен остаться только один".



4) Реставрированные Авторитарии отличает произошедшая при установлении этих режимов смена элит, образовавших новые правящие иерархии, а также сопутствующая смена признаков, по которым индивидуум причисляется к элитарной группе.



Прежние, веками существовавшие монархо-аристократические элитарные надстройки, утратили свою роль и влияние в наступающую буржуазную эпоху. В результате отката к авторитаризму на их место пришли новые эрзац-монархи и эрзац-элитарии, сплотившиеся вокруг новых идеологий.



На смену принадлежности к дворянскому сословию пришла принадлежность к политико-идеологическому клану. Титул и герб сменили партийный билет единственной правящей партии и руководящая должность.



5) Реставрированные Авторитарии отличают специфические аспекты применения идеологических инструментов, которым сопровождалось их установление:



Смена легенд.



К историческому моменту, когда сложились условия для возникновения рассматриваемых режимов, религия, как идеологическое обоснование авторитаризма, в условиях возросшего интеллектуального уровня масс утратила свою убедительность. "Монарх и господа правят нами, ибо на то воля Божья", – перестало восприниматься человеческим сознанием, как удовлетворительный аргумент.



В связи с этим была выполнена вынужденная смена обосновывающих авторитаризм идеологических легенд. Эти легенды-заменители были преподнесены как нечто принципиально новое, кардинальным образом меняющее прежние взгляды людей на мир и общество. В предлагаемые новые мировоззрения как органическая их часть был встроен принцип единственности и вечного господства действующей в обществе правящей политической силы.



Интенсивность навязывания.



Процесс установления и поддержания Реставрированных Авторитарий отличает беспрецедентная интенсивность навязывания новых идеологий сознанию масс. И соответствующая мощность созданных под эту задачу пропагандистских машин. Необходимость усиленной идеологической обработки общества была продиктована следующими причинами:



a) возросшим интеллектуальным уровнем целевой аудитории и вытекающей необходимостью сломить и подавить способность масс к самостоятельному мышлению и формированию собственного мировоззрения,



b) краткостью сроков и кардинальностью мировоззренческого перепрограммирования масс, которое необходимо было осуществить,



c) необходимостью принудительного идеологического насаждения авторитаризма в условиях параллельного конкурентного сосуществования в мире Авторитарных Обществ и Обществ Свободной Инициативы.





Закономерная тенденция Второго Переходного Периода



Угроза отката к авторитаризму, причём в его крайних диктаторских проявлениях – это тенденция, закономерно возникающая во время Второго Переходного Периода. Периода перехода от Авторитарного Общества к Обществу Свободной Инициативы.



Это вызвано характерным для данного времени неблагоприятным сочетанием трех обстоятельств:

Во-первых, начальная стадия формирования Общества Свободной Инициативы создаёт социальные проблемы, решать которые общество ещё не научилось, что создаёт поводы для социальных противостояний и конфликтов.

Во-вторых, ещё сохраняются традиции и мировоззрение предшествующей авторитарной эпохи, и жива вера людей в то, что все их проблемы могут быть решены волею мудрого лидера и элиты.

В-третьих, для людей Авторитарного типа остро встаёт проблема восстановления могущества властной элитарной иерархии как необходимого условия их процветания, что активизирует их деятельность в этом направлении.



Впрочем, угроза реставрации авторитаризма может реализоваться, а может, и нет, так как не всегда и не везде для этого возникают необходимые условия. И реализовавшись, она может, не меняя своей сущности, принимать более или менее жесткие и обострённые формы, в зависимости от конкретной экономической и политической обстановки, от национальной ментальности, от традиций и культуры, сформировавшихся в том или ином обществе.



Коммунизм, фашизм и все подобные режимы – это болезнь подросткового периода развития глобальной человеческой цивилизации. Она ведёт себя как микроб, который постоянно живёт в теле общественного организма, но вызывает заболевание только при возникновении определенных неблагоприятных условий. (Эти условия будут рассмотрены ниже.)



И протекать болезнь может по-разному. Где-то всё исчерпается несколькими месяцами мятежей и провалом попытки восстановить диктатуру, где-то диктатура состоится, но пройдёт относительно мягко, бескровно и общество вернётся к выборной власти, а где-то авторитаризм расцветёт, устроит террор, развяжет войны, и будет тиранить и эксплуатировать общество, ради процветания и амбиций правящей касты.





Мотивы и роль людей Авторитарного типа



Главной и единственной движущей силой процесса реставрации авторитаризма, является потребность людей Авторитарного социально-психологического типа в восстановлении принципов организации социума, способствующих их благосостоянию. Без их воли к изменению общества под свои интересы никакие бы идеи, невзирая на их актуальность для остальной части общества, не были бы распропагандированы, и никакие государственно-политические режимы не были бы созданы. И арийцы с пролетариями так никогда бы и не узнали о своей великой исторической миссии.



Необходимо, однако, ещё раз отметить, что действия Авторитарных не являются действиями осознанно объединившихся и узнающих друг друга по некоторому признаку заговорщиков, сознательно договаривающихся и ставящих целью создание благоприятных условий для своего круга.



Просто люди этого типа склонны устремляться за любым лидером, за любой идеологией, и за любым движением, если они сулят создание в обществе бесконкурентной иерархической властной структуры, места в ней, и соответствующие этим местам личную власть, положение, возможность выдвинуться, доступ к общественному распределению, личное благосостояние.



А их наиболее амбициозные представители склонны активно искать среди массы идей, генерируемых общественной мыслью, предлоги, позволяющие им доказать большинству общества необходимость установления именно такой системы власти.



И все они, являясь носителями однотипного образа мышления, однотипных способностей и однотипных потребностей, будут, не сговариваясь, одинаково мыслить и одинаково действовать, добиваясь создания благоприятной для них социальной среды, и используя для достижения своих целей, как только можно, текущую социальную ситуацию и происходящие в обществе процессы.



Это социальное подмножество будет активно пропагандировать обществу идеологии, предполагающие создание бесконкурентной властной иерархии. А любая такая идеология, каким бы содержанием она не была наполнена и какие бы конечные цели не ставила, приведёт общественную систему к одной и той же форме, определяющейся не легендой идеологии, а личными потребностями людей того социально-психологического типа, которые станут воплощать эту идеологию на практике.



Люди Авторитарного типа отфильтруются в ряды политических партий, объявивших средством решения своих задач монополию на власть. В результате чего, что ВКП(б), что NSDAP, что иные им подобные, независимо от программ, станут совершенно тождественными по психологическому составу их контингента. И превратятся в организованные структуры для зашиты корпоративных интересов психотипа.



Объединившись в партии, Авторитарные захватят власть и построят столь необходимую для них новую элитарную властную надстройку с эрзац-монархом во главе, которая станет над обществом и будет агрессивно бороться за собственное существование и всевластие. И будет служить источником благ, привилегий и средством удовлетворения амбиций для её обитателей, и инструментом эксплуатации всех остальных.



Так равенство психологического типа адептов выльется в одинаковую сущность режимов, а одинаковая сущность режимов даст в результате равенство их внешних проявлений:



Всесильный, неподконтрольный обществу вождь, и столь же всесильный разросшийся бюрократический аппарат, культ вождя, марширующие возбуждённые толпы, господство единственной политической силы и уничтожение её политических противников, засилие идеологии во всех сферах человеческой жизни, массовая пропаганда и промывание мозгов, нетерпимость к инакомыслию, цензура, репрессивный аппарат, лагеря, массовые репрессии, милитаризм и претензии на мировое господство...



И мы все узнаем однотипные черты разных по названию режимов в разных странах у разных народов, и удивимся, почему они так похожи, если исходные положения, цели, идеалы и действующие социальные классы были такими разными. И даже по совокупности этих внешних проявлений подберём некоторый обобщающий термин – тоталитаризм…



Но суть дела не в одинаковых внешних проявлениях. Суть дела в одинаковых ментальностях, стремящихся к одинаковым целям и действующих в одинаковых обстоятельствах.





Условия активизации реставрационного процесса



Подходящие условия для реставрации авторитаризма имеются не всегда. Поэтому не каждая страна на рассматриваемом историческом этапе проходит через подобный рецидив.



Если экономический механизм и выборная власть Общества Свободной Инициативы функционируют удовлетворительно, если нет внутренних и внешних причин, создающих в обществе чрезмерное напряжение, то у большинства нет повода для мыслей об изменении существующего, сложившегося естественным образом порядка.



Для возврата к авторитарному режиму необходимо, чтобы общество или, по крайней мере, значительная его часть захотела такого возврата, и поддержала рвение Авторитарных. Предпосылки к этому могут сложиться, если в обществе возникнет достаточно широкий слой людей, испытывающих существенные проблемы, порождающие состояние недовольства, тревоги и другие негативные эмоции, и заставляющие этих людей желать изменения своего положения.



Это может быть результатом экономических трудностей, переживаемых конкретной страной, и вызванной этими трудностями бедности её граждан. А также следствием чувств униженности, несправедливости, социального или национального угнетения, испытываемых некоторым слоем населения.



Будем называть часть населения страны, используемую Авторитарными для достижения своих целей – Целевое Множество. Его социальный состав может быть разным для разных стран, в зависимости от предыстории их социально-экономического и исторического развития. Целевое Множество может быть однородным или состоящим из представителей разных групп населения, а также гибко меняться со временем в зависимости от манёвров и текущей политики Авторитарных. Но назначение его всегда одно – быть орудием Авторитарных в борьбе за власть и благосостояние.



Дополнительным фактором, играющим на руку Авторитарным, может быть ситуативно-сложившаяся в текущий исторический момент слабость существующей власти.



Наличие идеологии для манипулирования Целевым Множеством и остальной частью социума – также необходимое условие. Но это, скорее, инструмент и оружие, которое всегда можно изготовить, скомпилировав из подручных продуктов социальной мысли, если сложились благоприятные объективные предпосылки.





Как реализуется угроза реставрации



Если "благоприятные условия" сложились, общая задача реставрации Авторитарного Общества распадается на две составляющие задачи и решается, соответственно в два этапа.



Первая задача – захват государственной власти.

Вторая задача – навечная фиксация авторитарного принципа организации общественной системы.



Первая задача решается Авторитарными достаточно простым, и многократно испытанным в истории способом.



Необходимо, играя на проблемах или страхах Целевого Множества, апеллировать к его нуждам и чувствам, разогреть в нём энтузиазм и возбуждение, представить ему себя в качестве выразителей и защитников его интересов, знающих как решить его проблемы и готовых эти решения немедленно воплотить в жизнь. Далее, опираясь на поддержку Целевого Множества, взять власть, то ли силой – путём восстания, то ли ненасильственно – путём выборов, в зависимости от складывающейся обстановки.



Вторая задача более сложна и кроме того исторически нова, так как, как отмечалось выше, до наступления Второго Переходного Периода альтернативы авторитарному устройству общественной системы практически не существовало. Поэтому не возникало и проблемы поддержания именно такого принципа организации системы и приложения ради этого специальных усилий.



Эта задача решается проведением интенсивной идеологической обработки населения, путём внушения ему "фиксирующих" авторитаризм (преподнесённый как новый порядок) положений Реставрационных Идеологий:

- о необходимости единовластия,

- о единственно-истинности идеологии нового порядка,

- о враждебности иных идеологий и политсил,

- о благах нового порядка,

- об окончательности нового порядка на все времена,

- о защите интересов народа как цели инициаторов нового порядка,

- о враждебности внешнего окружения,

- и т.п.



Кроме того население изолируют от любых источников нежелательной информации, и проводят регулярное и методичное физическое уничтожение опасных для авторитарной системы предпосылок – проявлений инакомыслия, мировоззренческой самостоятельности, идеологической и политической конкуренции.



Когда поставленные цели достигнуты, господство иерархии восстановлено и общество находится под её контролем, Авторитарным остаётся пользоваться привычной и удобной для них системой извлечения благ из достигнутого социального положения.





Различия не существенны



Один и тот же процесс



Независимо от того, как бы ни называли рассматриваемый режим в некоторой конкретной стране:



1) Его целью является восстановление в обществе абсолютного господства элитарной иерархической властной надстройки и ликвидация любых возможностей возврата к Обществу Свободной Инициативы.



2) Его инициаторами являются индивидуумы – носители Авторитарного социально-психологического типа.



3) Причины, мотивирующие их действия – ситуация Второго Переходного Периода, когда роль и влияние прежних монархо-аристократических правящих иерархий сходит на нет, и для индивидуума указанного типа сокращается поле возможностей реализовывать свои способности для завоевания общественного положения и построения личного благосостояния.



4) Приём, который используется для установления и удержания режима – предложение обществу некоторой "новой" идеологии, позволяющей манипулировать большинством населения, и использование этого большинства для захвата и последующего удержания власти.



Коммунистический режим или фашистский, как ни называй – это однотипный продукт одного и того же процесса психологического манипулирования обществом:

Одни и те же манипуляторы, движимые в один и тот же исторический период одними и теми же мотивами, действуют по одному и тому же алгоритму, преследуя одну и ту же цель.





Различия?..



В чём же различия? – Только в объектах, на которые направлены манипуляции. Это общества, образованные народами с разной ментальностью, культурой и традициями, проживающие в странах с разной текущей политической и экономической ситуацией.



Поэтому вся суть кажущихся различий между режимами заключается лишь в том, что общий манипуляционный алгоритм приспосабливается к особенностям каждой конкретной человеческой общности - объекта манипуляции, и к текущей обстановке в стране, где эта манипуляция осуществляется.



Причём различия алгоритма означают лишь различия во внешних декларациях, аргументах, приманках и стимулах, с помощью которых осуществляется, с одной стороны, управление массами, а с другой – маскирование истинных намерений и интересов манипуляторов. Различий в сути реальных намерений манипуляторов и целей манипуляций не существует.



А потому, неважны те отличия между коммунизмом и фашизмом, которые ошибочно приводят как принципиальные. Они носят лишь внешний бутафорский характер. Среди них:



1. Состав Целевых Множеств



Неважно, что действовавшие в разных странах Целевые Множества имели отличающийся классовый, национальный, религиозный и т.п. состав. Важно, что они всегда выполняли одну и ту же функцию – служить для Авторитарных тараном на их пути к диктатуре властной пирамиды.



В связи с этим, при всех различиях, главным требуемым свойством Целевых Множеств была массовость. Поэтому в бедной стране в качестве основы Целевого Множества были выбраны массы бедняков. А в стране более зажиточной – мелкие собственники.



Но позже массовость с помощью различных ухищрений всё равно дополнительно наращивалась, чтобы охватить влиянием манипуляторов как можно большую часть населения страны:



Введенное понятие "трудящиеся" расширило рамки Целевого Множества в бедной стране, добавив к рабочим, каноничной движущей силе "пролетарской революции", неканоничных мелких собственников крестьян, да и вообще всех, кто противопоставлял себя "господам".



Точно также и "рабочей партии" DAP пришлось добавить к своему названию NS – "национал-социалистическая" и заложить в фундамент своей идеологии понятие "высшая раса", чтобы перейти от классового объединяющего признака к значительно более широкому национальному, и объединить в Целевое Множество максимум социального спектра населения страны.





2. Легенды идеологий



Неважны различия легенд идеологий коммунизма и фашизма. Эти различия обусловлены тем, что специфика конкретного Целевого Множества влечёт за собой и соответствующую подгонку идеологии в соответствии с составом, психологией и интересами выбранной аудитории. Соответственно из всего многообразия идей и взглядов, которые сгенерировала мыслящая часть мирового социума, для формирования легенд будут отобраны и скомпонованы друг с другом фрагменты, к которым Целевое Множество данной страны будет наиболее чувствительно.



Но если отставить в сторону содержание легенд и сравнить их по их психологическому воздействию на массы, то обнаруживается, что разные идеологии оказывают, каждая на своё соответствующее Целевое Множество, совершенно одинаковые воздействия:



- Объединяют массу людей по некоторому признаку, национальному, классовому или иному, позволяющему получить максимальную численность Целевого Множества.



- Воздействуют на "болевые точки" Целевого Множества, акцентируя его внимание на нуждах, тревогах, унижениях, несправедливостях которые оно испытывает.



- Внушают Целевому Множеству мысль о его исключительности и избранности. Эта идея преподносится как истина, ранее скрываемая, но внезапно открытая Целевому Множеству его благодетелями. Это дополнительно склоняет Целевое Множество на сторону проповедников идеологии, и обостряет сознание испытываемой множеством несправедливости.



- Указывают на врагов Целевого Множества, являющихся источником его бед и страданий, мешающих восстановлению справедливости и занятию Целевым Множеством подобающего ему исключительного положения.



- Обещают Целевому Множеству благоденствие и процветание в случае победы над врагами и достижения целей, поставленных идеологией.



- Преподносят проповедников идеологии как выразителей интересов Целевого Множества, его организаторов и проводников, готовых решить проблемы Целевого Множества и восстановить попранную справедливость.



- Доказывают необходимость сосредоточения всей власти в руках служителей идеологии и их лидера как залог защиты интересов Целевого Множества.



- Провозглашают допустимость существования в обществе лишь одной идеологии, как единственно истинной. Из чего вытекает допустимость существования в обществе лишь одной политической силы, опирающейся на эту идеологию, и единственного вождя, являющегося ставленником этой политсилы. Таким образом, прямое участие населения в избрании себе лидера исключается и подменяется избранием вождя в среде руководства правящего клана.



- Объявляют любую альтернативную общественную идеологию враждебной интересам Целевого Множества, и обосновывают необходимость репрессирования её представителей.



- Провозглашают пропагандируемый идеологией новый порядок окончательным состоянием общества на всё обозримое будущее.



- Возбуждают массовый аффект, разжигают ненависть и агрессивность, побуждают Целевое Множество к действию.



Для каждого Целевого Множества будут подобраны свои ключики. Будут найдены свои раздражители, свои враги, свои пугала, свои спасители, своя борьба и своё светлое будущее. Конечно, для каждой страны и каждого народа всё это будет иметь свои отличия. Так для разной рыбы используется разная наживка и разный крючок.



Будет враг. Каждому свой. Трудящимся – буржуи, арийцам – неарийцы.

Будет источник страха и ненависти. Бедным – мучители-эксплуататоры, зажиточным – посягнувшие на их собственность бедные.

Будет борьба. Для трудящихся – классовая, для арийцев – за жизненное пространство для германского народа.

Будет повод для справедливого возмущения. Для бедных – несправедливость распределения, для немцев – национальное унижение.

Будут названы избранные, которым должен принадлежать весь мир. Одни узнают, что они – гегемоны-пролетарии, другие, что они – высшая арийская раса.

Будет обещано благоденствие. Для бедных – возможность жить, всё имея и тяжело не трудясь, для зажиточных – иметь всех унтерменшей в качестве рабочей силы.

Будет Вождь – средоточие воли и мудрости.

Будет передовая Партия, объединяющая лучших и преданнейших служителей Учения, Вождя и Народа.

Будет новый монарх в окружении новой элиты, будет властная иерархия – среда, позволяющая править и повелевать, где благосостояние и влияние добывается карьеризмом, изворотливостью и аппаратной борьбой.





3. Ценности и идеалы



Неважно, что задекларированы разные ценности и разные идеалы. Следует различать ценности и идеалы озвученные и реальные.



Назначение озвученных ценностей и идеалов – вызывать расположение Целевых Множеств и маскировать реальные намерения манипуляторов. Соответственно, для разных Множеств, и для разных текущих условий озвученные ценности и идеалы могут быть разными. Но не следует воспринимать их всерьёз, как действительные ориентиры, к которым будут стремиться в своей деятельности их глашатаи.



То, что на самом деле будет осуществляться под провозглашенными лозунгами, определяется ценностями и идеалами реальными. Которые вытекают из потребностей людей того психологического типа, который приманила к себе авторитарная перспектива новых идеологий.



А потребность эта состоит в существовании элитарно-клановой иерархии и её неограниченной власти. Поэтому независимо от объявленных идеалов будут выполняться именно те действия, которые направлены на обеспечение этой цели. Поэтому хоть во имя Добра и Света, хоть во имя Зла и Тьмы, будут построены безальтернативные властные пирамиды – обиталища цепких карьеристов, мечтающих сохранить эти пирамиды на века и готовых разорвать каждого, кто посягнёт на их могущество.



И ради своей власти Авторитарные, сплотившиеся под знамёнами равенства и гуманизма, будут уничтожать людей точно так же жестоко и массово, как и ради своей власти – их собратья, поднявшие на щит неравенство и бесчеловечность.



Борцы за светлое будущее, за братство между людьми, за высокую духовность и всеобщее процветание будут действовать методами низкими, циничными и варварскими. Ради объявленных идеалов человеколюбия и справедливости будут пытки, лагеря, расстрелы, будут уничтожены миллионы людей. Носители самой прогрессивной и человечной идеологии будут ломать рёбра и вырывать ногти, будут шпионить и подсылать провокаторов, будут отнимать последнее и морить голодом, будут карать невиновных, будут приучать к доносительству, заставлять оговаривать и предавать.



И всё это удивительным образом будет совпадать с манерами действовать тех, кто исповедовал, казалось бы совершенно противоположное.



Впрочем, после того, как власть окажется в руках обитателей пирамиды, станет совершенно неважным, действительно ли происходящее в стране и обществе, соответствует официально декларируемым ценностям и идеалам. То, что достигнутое и есть поставленная высокая цель – доходчиво объяснит пропаганда. А с сомневающимися разберётся репрессивный аппарат.





4. Отношение к частной собственности



Неважно, будет ли частная собственность объявлена вне закона или нет. Это зависит только от содержания идеологической легенды. А та, в свою очередь – от характера Множества, для ушей которого легенда предназначена.



"Трудящиеся" воспримут отмену частной собственности с восторгом. Почтенные бюргеры-"арийцы" – в штыки. Но в любом случае, с частной собственностью или без неё, экономическая система страны будет находиться в руках правящей иерархии. Вместе с собственниками – носителями экономической самостоятельности и инициативы, если их не упразднили. И вместе с их стремлением к влиянию на власть и распределению благ в обществе по принципу "от заработанного".



В случае, когда обществом монопольно правит единственная властная пирамида, совершенно неважно разрешена ли при этом частная собственность или нет. Потому что в этом случае носители экономической инициативы собственной политической силы не имеют, конкуренции участникам пирамиды не составляют, на власть не влияют, и даже собственной судьбой (как, впрочем, и все остальные) не распоряжаются. Главное, что иерархия контролирует собственника и собственность, а не наоборот. Захочет – в любой момент запретит, захочет, как во времена НЭПа, разрешит. А потом снова запретит...





Итог. Конфликт антагонистических алгоритмов



Рассматривая процессы, происходящие в обществе, как правило, анализируют их экономические, политические, социальные и др. составляющие, движущие силы и законы действия этих сил. Но при этом почему-то мало внимания обращают на то, что все эти стороны функционирования социума не первичны, а вторичны. Их общие корни уходят в особенности психологии и интеллекта людей – существ, множество которых формирует общественную систему. Да и в целом общественный прогресс – результат и проявление интеллектуальной эволюции индивидуумов.



Люди, движимые потребностями и оснащённые интеллектом совершают действия, направленные на удовлетворение их личных интересов. Совокупные результаты этих действий мы наблюдаем как исторические, социальные, экономические, политические и пр. явления и процессы.



Люди делятся на специфические психологические типы, по разному от природы оснащённые и приспособленные к борьбе за место под солнцем на социальном пространстве. Особенности и отличия этих психотипов делают людей при внешнем сходстве (руки-ноги-голова) очень разными существами по заложенным в их мозги алгоритмам и программам. Эти алгоритмы и программы, сами того не осознавая, могут вступать в конфликты друг с другом – групповые конфликты носителей антагонистических алгоритмов.



В частности такой конфликт мы наблюдаем как борьбу за принципы организации общества и распределения в нём прав и благ между носителями Авторитарного и Самостоятельного социально-психологического типа.



На определённом историческом этапе эта борьба вылилась в попытки реставрации устаревших, но необходимых одному из противостоящих психотипов структур и социальных отношений, которые привели к созданию авторитарных государственных режимов подобных коммунистическому и фашистскому. Плата за эти попытки – десятки миллионов человеческих жизней.



* * *



С падением коммунизма в СССР и фашизма в Германии этот конфликт не завершился. Он продолжается и в наши дни, приобретая новые формы и модифицируясь по мере изменения окружающей обстановки и накопления опыта участвующими сторонами. Охватывая новые территории по мере роста интеллектуального уровня мирового населения.



* * *



Современные люди уже достаточно интеллектуальны, чтобы не быть пассивными участниками процесса эволюции общества, и не принимать происходящее в нём как данность. Человек всё больше хочет управлять тем, что ранее казалось ему независящим от его воли. Но для того, чтобы научиться активно и целенаправленно влиять на конструкцию общественной системы нужно сначала понять реальную природу сил, влияющих на её формирование. Только правильное понимание может обеспечить результативность действий.







Приложение



Замечание 1*. Обострённая агрессивность



В эпоху, предшествующую Второму Переходному Периоду священник мог бросить толпе, – "Власть монархов – от Бога", – не заботясь о том, насколько убедительно это прозвучит, насколько слушатели с ним согласятся, и насколько эта идеологическая догма реально поможет удержать общество в рамках авторитаризма. Всё равно, на том историческом этапе иное устройство общества, кроме авторитарного, было невозможно:



Во-первых, из-за значительного разрыва в уровне интеллекта между более развитым меньшинством и невежественным большинством, не могло быть иной эффективной структуры социума кроме сочетания управляющей надстройки и управляемых масс.

Во-вторых, фундамент Общества Свободной Инициативы – массовая личная инициатива рядовых членов общества, только с приходом эры машинного промышленного производства получила эффективные инструменты строительства своего экономического могущества и, как следствие, социального влияния.



С наступлением же в обществе условий, соответствующих Второму Переходному периоду, объективной необходимости в доминировании элитарной надстройки уже не существует. И режим монопольной власти в Реставрированных Авторитариях держится исключительно на идеологических легендах, внедрённых в сознание людей.



При этом, в то же самое время в мире существуют страны, где функционирует общество другого, конкурирующего с Авторитарным типа. Вдобавок, идеологии Реставрированных Авторитарий, сформированных в разных странах, имеют в своей основе отличающиеся легенды.



В этих конкурентных условиях существует огромный риск падения доверия общества к идеологической легенде, на которую опирается тот или иной авторитарный режим. А крушение идеологической легенды означает разрушение системы аргументов, обосновывающих необходимость единовластия и единственности правящей политической силы, столь необходимых Авторитарным для их процветания. Поэтому защита легенды – одна из ключевых задач.



Эти обстоятельства делают Реставрированные Авторитарúи исключительно агрессивными, как в плане контроля над личностью и идеологической обработки масс, так и в плане нетерпимости по отношению к носителям других идеологий. И постоянно стремящимися к физическому уничтожения этих носителей. Кеми бы они не были – отдельными инакомыслящими, "неудобными" социальными слоями в собственных странах или целыми обществами других стран, практикующими иные мировоззренческие концепции.





Замечание 2*. О роли Лидера



Когда мы наблюдаем авторитарное общество, наше внимание невольно привлекает фигура Лидера. Вождя, Диктатора, Верховного Владыки. Привлекает, потому что его деятельность и жизненный путь сопровождаются шумной рекламной кампанией, которую поддерживает его свита, начиная с момента его вступления на престол и вплоть до кончины. Авторитарные размахивают деяниями и авторитетом вождя перед глазами миллионов рядовых граждан. И это яркое отвлекающее шоу мешает гражданам замечать очевидное – кто на самом деле правит бал в иерархическом королевстве.



* * *



Каким бы волевым, деятельным, воинственным и жестоким не был Лидер, какой бы грандиозной и всевластной не казалась его фигура, в системе авторитарного общества его роль не ведущая, а подчинённая. Желая того или не желая, Лидер своей деятельностью и самим своим существованием обслуживает интересы множества сплотившихся в иерархическую пирамиду Авторитарных.



Авторитаризм держится не на Лидере, а на массе тех, кто хочет авторитаризма, на тех, для кого это необходимая среда для обеспеченного существования, на тех, кто ежедневно, выбирая решения или совершая поступки, руководствуется заинтересованностью в том, чтобы авторитарная система существовала.



Именно среда Авторитарных порождает Лидера, а не Лидер – массу Авторитарных. Они существовали до него, и будут существовать после.



И именно Авторитарные возносят Лидера на трон. Их толпа, распознав перспективы, которые сулят им лозунги и риторика Лидера, с готовностью сбегается под его знамёна, чтобы участвовать в борьбе (нет, не за построение коммунизма, и не за идеалы национал-социализма) за всевластие элитарно-клановой надстройки. И если борьба завершается успехом, они сажают Вождя на верхушку пирамиды, а сами рассаживаются ниже, на этажах свежевыстроенной иерархической конструкции.



Всесильный Владыка является для них прикрытием, за которым они в относительном спокойствии строят своё благополучие. Он есть гарант того, что никакие демократические выборы или иная активность рядовых членов общества не изменит их положения у власти – источника их благосостояния.



Вождь является также отвлекающей мишенью на случай претензий и обвинений граждан в адрес системы. Если что, существующий порядок – результат его воли, а последствия – на его совести. А масса Авторитарных – совершенно не при чём. Поэтому, чем внушительнее выглядит вождь, тем выгоднее Авторитарным – менее заметна их собственная роль и влияние.



Но главное для Авторитарных в том, что Вождь является одновременно

- представителем, сформированной Авторитарными клановой элитарной группы (в условиях Реставрированных Авторитарий, представленной единственной правящей партией) и

- обладателем должности в государственном управлении, означающей высшую государственную власть.

Это гарантирует Авторитарным, что власть будет принадлежать элитарному клану и передаваться будет так, как это нужно элитарному клану – среди членов клана, от предшественника к преемнику. И ни о каком незапланированном влиянии на власть со стороны рядовых членов общества не будет идти и речи.



Вождь настолько нужен Авторитарным, что они готовы терпеть как неизбежное зло его норов, и даже гибнуть во множестве в результате его тирании. И тем не менее, они будут поддерживать его, и при потере генерировать нового. Потому что без него, без своего держателя ключевой государственной должности, элитарный клан не держит в руках верховную власть – источник его прав и благосостояния.





Замечание 3*. Игра на противоречии



Используя для реставрации авторитаризма в России идею классовой борьбы трудящихся, а в Германии – борьбу буржуазии против распространения коммунизма, строители обоих режимов, сами того не осознавая, разыграли в свою пользу противоречие между Свободным Предпринимателем и Наёмным Работником, обострённое на этапе становления Общества Свободной Инициативы. Действуя инстинктивно, Авторитарные разделили и поссорили между собой социальных партнёров и продолжают, где только могут, поддерживать эту ссору, всячески акцентируя внимание общества на наличии разницы в интересах работника и работодателя – субъектов свободной экономической деятельности.





Замечание 4*. Реальные цели борьбы за чистоту идеологии



Принцип единственности истинной идеологии и непримиримости к конкурирующим учениям, их носителям, и вообще каким-либо непричастным к правящей иерархии агентам социального влияния – обязательный и ключевой атрибут Реставрационных Идеологий.



Для краткости его можно назвать Принципом Единственности и Непримиримости:



Может существовать только одно Истинное Учение, ведущее общество праведным путём. Все остальные учения – ложны. Но не просто ложны. Раз ложны – значит, противоречат Истинному Учению, подрывают его устои и, таким образом, враждебны интересам общества. Из чего следует необходимость уничтожения любых не истинных учений и взглядов, и преследования всех, кто их разделяет.



Однако не борьба за чистоту идеологии является конечной целью провозглашения этого принципа.



Раз Истинное Учение только одно, значит, существует только одна Каста Жрецов, истинно исповедующая это Учение. Во главе же этой единственной Касты может стоять только один Верховный Жрец – истинный хранитель истинного учения. Любые другие касты и жрецы, исповедующие в чём-то отличные толкования учения – не истинны, а значит, враждебны и подлежат уничтожению.



И поскольку в результате остаётся существовать только одна Каста и один Верховный Жрец, передача власти будет осуществляться только от одного Верховного Жреца к другому, только в среде членов Касты и только под контролем Касты.



В рамках такого порядка устранены все причины, которые могут его нарушить. Поэтому этот порядок вечен.



(… по крайней мере, так кажется его создателям.)



Так из Принципа Единственности и Непримиримости вытекает вечность авторитарного порядка как такового, столь необходимая человеку Авторитарного типа. Именно вечное сохранение авторитарного порядка и исключение возможности перехода к Обществу Свободной Инициативы и есть скрытая цель борьбы, которая внешне преподносится как борьба за чистоту идеологии.



Есть и другой аспект этой же цели.



Допустимость параллельного существования в обществе разных идеологий означает допустимость параллельного существования нескольких, претендующих на власть групп Авторитарных, исповедующих эти идеологии и, соответственно, нескольких лидеров, во главе этих групп.



Это создаёт одну из главных угроз для существования авторитарного режима – наличие у общества выбора. Выбора между принципами, партиями и вождями.



Выбор порождает риск возникновения конкуренции между группами Авторитарных за поддержку масс, а, следовательно, и зависимость доступа на вершину власти от предпочтений масс и контролируемость власти со стороны общества. Что чревато возвратом к демократическим принципам Общества Свободной Инициативы.



Поэтому во Второй Переходный Период Авторитарные крайне заинтересованы в уничтожении любых альтернативных лидеров и политико-идеологических групп. При этом в равной степени нежелательны не только вожди и движения, конкурирующие с авторитарной группой у власти, но и соперничающие лидеры и расколы внутри самой этой группы.



В этих условиях Принцип Единственности и Непримиримости является эффективным инструментом лишения общества выбора и политических альтернатив. Средством как самоочищения самой правящей иерархии от нежелательных для неё собственных альтернативных лидеров, так и для уничтожения альтернатив внешних.





Замечание 5*. Маскирование интересов Авторитарных за интересами Целевого Множества



Цель увековечивания диктатуры прорвавшегося к власти авторитарного клана не должна была провозглашаться открыто – такая постановка задачи вряд ли нашла бы поддержку у большинства общества. Необходимость консервации авторитаризма должна была ненавязчиво и логично вытекать как условие, необходимое для защиты интересов целевого множества и увековечивания его господствующего положения.



Не господство элитарной иерархии с Узурпатором во главе, а господство Целевого Множества, защищаемое передовой партией, возглавляемой Мудрым Вождём. Не вечный авторитаризм, а "окончательная победа идеалов Целевого Множества".



Какой же передовой класс, или передовая нация не хочет, чтобы её господство и процветание обеспечивалось ВСЕГДА, а победа "справедливости" была ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ? Таким образом, в сознании Целевого Множества его благополучие становится заложником единственности Касты Жрецов и абсолютности её власти. И посягающий на Учение и Касту становится посягающим на благополучие и избранность Целевого Множества.





Замечание 6*. Замещающее мировоззрение



Овладев самостоятельной хозяйственной деятельностью и демократическим самоуправлением, население европейского ареала глобальной человеческой цивилизации на практике убедилось в способности общества жить без покровительства и руководящей роли привилегированной элитарной группы. В связи с этим в массовом сознании людей авторитаризм перестал восприниматься как необходимый и единственно возможный принцип организации общественной системы.



В этой ситуации реставрировать в обществе авторитарную систему можно только принудительным путём. При этом наиболее сложной является именно задача возвращения в сознание привыкших к самостоятельности людей представлений о необходимости и естественности авторитаризма.



Эта задача решается с путём внедрения в сознание масс искусственно созданного мировоззрения – Реставрационной Идеологии. Это искусственное мировоззрение должно вытеснить собственное мировосприятие и мышление масс и заменить их нужной Авторитарным картиной мира. Основной смысл этой новой картины заключается в том, что иерархическая пирамида Авторитарных должна выглядеть в ней совершенно необходимой и неотъемлемой частью устройства социума.



По этой причине общей особенностью и главным смыслом всех Реставрационных Идеологий является то, что независимо от их содержания, они в обязательном порядке, на основании той или иной аргументации подводят к выводу о необходимости для общества доминирования над ним элитарной иерархической надстройки, безальтернативности её власти, и окончательности такого положения на все оставшиеся времена.



* * *



В связи с указанной специфической задачей, которую приходится решать ради целей реставрации, авторитарии Второго Переходного Периода имели гипертрофированную функцию идеологического навязывания.



Искусственно созданная новая идеология должна была быть внедрена во все сферы человеческого бытия: в трудовую деятельность, в повседневный быт и досуг, в отношения между людьми, во взаимоотношения с обществом и государством, в науку и искусство, в воспитание и образование, в мораль и этику, и т.д.



Идеология должна была объяснять всё и быть руководством к любому делу и любому поступку. У человека не должно было возникать потребности искать какие-то другие инструменты познания, критерии оценки действий людей, какие-то другие объяснения тому, что происходит в окружающем его мире.



В связи с этим Реставрационные Идеологии, независимо от их принципов и содержания, ставились их проповедниками:

- над всеми науками и областями знаний, становясь мерилом их истинности и полезности,

- над всеми сторонами человеческого поведения и практической деятельности, становясь мерилом их правильности, моральности и целесообразности,

- над законностью и правами, становясь мерилом справедливости и правосудия.



Виртуальный образ нового мира и логика его бытия должны были быть надвинуты на глаза и умы всех членов общества. Все внешние источники информации должны были быть отрезаны, а все сомневающиеся внутри социума – выявлены и ликвидированы.



* * *



Однако, поскольку за несколько тысячелетий, предшествовавших Второму Переходному Периоду интеллектуальный уровень, вооруженность знаниями и независимость мышления людей принципиально возросли, массовое навязывание им сторонних идей становится нелёгкой задачей. Поэтому для достижения эффекта ментального перепрограммирования общества процесс внедрения Реставрационных Идеологий в мозги людей должен был осуществляться беспрецедентно мощно, методично и безжалостно.



Для реализации этой задачи были созданы пропагандистские машины и репрессивные аппараты, которые, работая совместно, должны были подавить способность людей к самостоятельному восприятию действительности и формированию собственных взглядов на происходящее в мире и в общественной среде, и транслировать обществу необходимую элитарной группе систему ментальных установок.


Мощь пропагандистских машин, численность занятых на поприще пропаганды людей, количество задействованных технических средств, изощрённость пропагандистских методик, скрупулезность и безжалостность уничтожения инакомыслия, весь совокупный потенциал принудительного навязывания мировоззрения является эквивалентным противовесом интеллектуальному потенциалу общества Второго Переходного Периода. Что позволяет оценить, насколько уровень интеллекта людей вырос с тех времён, когда большинство вполне удовлетворялось тезисом "монаршая власть – от Бога".

* * *
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
ТЕГИ: фашизм,коммунизм,тоталитаризм,авторитаризм
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.