Жыву ў Беларусі і тым ганаруся

14 вересня 2012, 10:57
Власник сторінки
0
Жыву ў Беларусі і тым ганаруся

Полацк — бацька гарадоў беларускіх


   "Подлинно национальная идея специфицируется в историческом развитии данного народа и закрепляется в его национальном генетическом коде. В этом смысле национальной идеей нашего народа является идея духовного лидерства Беларуси в славянском мире. Как подчеркивал Президент А.Г. Лукашенко в своем докладе на семинаре по идеологии, «временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на, наверное, великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации. Ощущение этого предназначения может поднять наш народ на удивительные подвиги. Множество людей в России, в Украине и в других странах смотрят на Беларусь как на пример последовательной и самостоятельной политики» - из курса "Основ белорусской идеологии"


Давно хотели съездить в Беларусь - посмотреть , как живет там народ сейчас, послушать, что экскурсоводы рассказывают об истории своей страны, на чем делают акценты, о чем умалчивают. И вот , перебрав множество вариантов, мы остановились на 5-дневном автобусном туре по 4 областям республики. Смущал, правда, ночной переезд из Бреста в Витебск, но, поколебавшись, мы решились и на него:) Наше путешествие началось в один из августовских дней. В 7 утра мы погрузились в автобус и отправились в сторону Полоцка, чтобы окунуться в историю земли Белорусской . Впереди  были 560 км пути и 8 часов информации. Наш путь проходил вначале по землям древней Ингрии, когда-то заселенной финно-балтским племенем водь. Земли эти вместе с Ладогой были свадебным даром  Ярослава Мудрого своей невесте - шведской принцессе Ингигерде. Потом мы пересекли псковские земли славян-кривичей. Оказывается союз кривичей состоял из трех ветвей - полоцкой, смоленской и псковской. Белорусы предполагают, что это название происходит от слова "крэўная" - что значит близкая по крови, родная. Когда-то эти земли были сплошь покрыты лесами. Люди селились только вдоль рек, по которым проходил путь "Из варяг в греки". Сейчас леса занимают треть территории Беларуси, что и отражено на их гербе



Земли Полотчины до 7 века были заселены балтскими племенами, позже по Двине сюда расселились дреговичи, родимичи и кривичи. С запада на них оказывало влияние балтское племя ятвягов - от них унаследовали белорусы свое "цокание" (цень на цень - баш на баш, цот у цот - тютелька в тютельку).  Эти союзы и легли в основу белорусской народности.
Хотелось бы заметить, что земли эти были полностью свободны от татаро-монгольского нашествия.



И вот, наконец, забелела на холме София Полоцкая , четвертая София в мире. Была она разрушена во время Северной войны. Позднее восстановлена, но приняла совсем иной облик, не тот, что был в 11 веке....



При въезде в город нас встретил Всеслав Чародей - полоцкий князь, правивший здесь всю вторую половину 11 века. Именно при нем и была воздвигнута Святая София. Вот , правда, колокола для нее он снял с Софии Новгородской, а предварительно наполовину сжег город. Иконы и церковную утварь других новгородских церквей так же вывез к себе. Как-то не по-христиански поступил:) Недаром в восточнославянском фольклоре его называют волколаком. Зато при нем кривическое государство достигло своего расцвета . В столице жило около 10 тысяч человек. А, кроме Полоцка, в княжество входили еще 16 городов, два из которых - Минск (Менск) и Вильнюс (Кривич-город) - в будущем стали столицами независимых государств. Хотя по поводу Вильнюса у меня есть  сомнения, этот вопрос надо еще изучать и изучать.)




Остановились мы в этой, единственной в городе, гостинице  "Дзвина"
Гостиница расположена на бывшем проспекте Карла Маркса.




Но после того, как в 2008 году напротив гостиницы установили памятник Франциску Скорине, родившемуся в Полоцке, жители добились городского референдума по переименованию проспекта, и теперь он носит имя
их земляка, который в 1517 году издал на кириллице первую печатную белорусскую книгу - "Бивлия руска".

Первое: Веруй в бога единаго.
Второе: А не бери надармо и'мени его.
Третее: Помни дни светые святити.
Четвертое: Отца и' матку чтити.
Пятое: Не забивай ни едина.
Шестое: И' не делай грЪху блудна.
Седмое: Не вкради что дружнего.
Осмое: А не давай сведецства лживаг[о].
Девятое: Не пожедай жены ближнего.
Десятое: Ни и'мения и'ли речи его.



 На проспекте множество памятников, в том числе знак Географического центра Европы. Вот он :)) Правда, такой же географический центр нашли у себя поляки, литовцы, чехи, немцы, а в Украине нашлось даже два центра . И это вызывает некоторое недоумение. Ладно бы такой знак установили в России - тут все ясно - "вяличие". Но чем  объяснить наличие  аж двух центров Европы в Украине, непонятно.)

Есть небольшой памятник букве "У " краткое в виде солнечных часов, что должно символизировать зависимость народа от языка: как Земля живет пока вращается вокруг Солнца, так и народ жив, пока помнит свой язык.
К сожалению белорусы почти не говорят на языке предков - 85% из них назвали родным русский. Оба государственных телевизионных канала вещают как на русском, так и на белорусском языках. Но нам не посчастливилось услышать даже новостей на белорусском. Наша гид по городу после экскурсии рассказала мне, что несколько лет назад в городе закрыли последнюю белорусскоязычную школу и что попытка проводить в краеведческом музее экскурсии для школьников на белорусском языке закончились неудачей. И это в городе, в котором родился Франциск Скорина!!!.



На этом же проспекте есть и памятник Ленину с протянутой рукой, как бы просящему подаяния.
Очень необычно не видеть в той руке кепки:)



 Внешне Полоцк выглядит очень привлекательно: чистый , аккуратный, зелено-цветочный:) Если учесть, что в войну он был разрушен на 96%, то вид у него просто замечательный , пусть и провинциальный.Чистота на улицах достигается вот таким образом - веник , скребок, совок. За попытку мусорить полагаются большие штрафы, так же, как и за распитие пива не в специально отведенных для этого местах. А за порядком следит милиция, которой здесь очень много и которая ходит только по двое:).

Очень интересной была экскурсия в краеведческом музее, особенно разговор после экскурсии. Располагается этот музей в бывшей Лютеранской кирхе. Рассказ экскурсовода об истории Полоцкой земли был, на мой взгляд,  обтекаемым, сглаженным, с пропуском исторических событий в сто-двести лет. Так что в конце пришлось задавать вопросы.

Например, меня покоробила фраза об "укрупнении Белоруссии" в 20-х годах за счет земель из состава РСФСР. Мол в 1926 году Полоцк был присоединен к БССР.  Даже , если только пользоваться вики, то можно узнать, что "укрупнению" предшествовала практически ликвидация Белоруссии как таковой.  После революции 17 года лидером Белоруссии становится армянин Мясникян (псевдо - Мясников). И этот лидер решил, что разницы между белорусами и русскими нет и что Беларусь должна " влиться в братский пролетарский народ России". Справедливости ради надо сказать, что не один он так думал. Решение о создании БСР было принято 25 декабря 1918 года, о чем Сталин поставил в известность Мясникова со товарищи. 30 декабря в белорусском Смоленске за это решение проголосовали на VI конференция организаций РСДРП (б) Северо-Западной области. Постановление о границах нового государства было принято в тот же день. Но уже 16 января  на пленуме ЦК РКП(б) было принято решение о выделении «из Белорусской Республики губерний Витебской, Смоленской и Могилёвской, оставляя в составе Белоруссии две губернии — Минскую и Гродненскую». Потом  кусочек Беларуси объединят с Литвой....Как кромсали и резали по живому Беларусь, как дарили белорусские земли соседям, больно читать. Национальные лидеры республики настаивали на возвращении белорусских земель в состав БССР, писали в Москву, доказывали белорускость Белоруссии, и в течении 20- х годов часть земель была постепенно возвращена. Но в составе РСФСР остались три уезда Витебской губернии,  и вся Смоленщина. А позже куски белорусских земель присоединили к Литве , подарили Польше...

Поэтому после рассказа об  "укрупнении", я спросила, на каком основании духовная столица белорусов до 1926 года находилась в составе РФ. И получила очень странный ответ, что "вообще-то сама Беларусь  - она же очень маленькая" и что нынешняя Беларусь составлена из разных земель. На территории Полотчины, например, жили раньше полочане, которые потом назывались литвинами, а потом жителями Северо-Западных областей РИ. .... Я все ждала, когда же появится слово "белорусы", но не дождавшись спросила, может, полочане - это русские? И тут, наконец, я услышала : "Нет, мы белорусы!". В общем, очень аккуратно рассказывала наш экскурсовод об истории своего края.

Еще меня удивил рассказ о прелестях коллективизации, снабженный фотографией счастливых трактористов. Позже состоялся такой разговор с экскурсоводом:
- А в Белоруссии в 32-33 годах был голод?
- Вы имеете ввиду голодомор?
- Нет, я имею ввиду тот голод, который был на территории Северного Кавказа, в Казахстане, в Поволжье...
- Нет, у нас голода не было!
- Значит, у вас все было хорошо?
- Да, у нас все было хорошо!

По оценочным данным, в Беларуси в 1920-1940-е гг. было раскулачено не менее 350 тысяч человек. - "У нас все было хорошо".

Так же восторженно было рассказано и о присоединении Западной Белоруссии в 1939. На мой вопрос были ли в ЗБ такие же репрессии, как в ЗУ, мне ответили: "У нас репрессий не было". Более  50 000 репрессированных в ЗБ "враждебных элементов", видимо, не в счет.

Вот такая она нынешняя белорусская идеология... 
А чтобы не заканчивать рассказ на грустных нотах, еще пару фотографий Полоцка:)



Симеон Полоцкий -писатель, богослов, поэт, переводчик

Малая часть тѣлесе язык человѣка,
но не видѣ злѣйшия никтоже от вѣка,
Ибо аще малое слово изпущает,
хулно или клеветно, многи убивает.
Легко оно исходит, но язву велику
и зѣло тяжку в сердцѣ дѣет человѣку;
Мягко аер проходит, но в сердцѣ жестоко
вонзает ся и рану творяет глубоко;.....




Это не я пережидаю, когда народ выйдет из кадра - город , действительно, выглядит безлюдным в любое время.




Ціхі самотны спакой,
Кронаў вячыстых трымценне,
Цэркаўкі над Палатой
Прыцемкам раннім свячэнне.

Гэта не будзе згасаць
I праз вякі не сатлее.
Гэта патрэбна пісаць
Тушшу, вуглём і алеем.

Гэтым змагацца і жыць,
Думаць і плакаць начамі.
Бо да апошняй мяжы
Мы назаўжды палачане.

О глобусе Радзивилов, о программе бацьки Лукашенко, о памятнике святому предателю и о том, что почем в Белоруссии как-нибудь в другой раз:)

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.