А я знаю, чем закончится история с Тимошенко.
А я знаю, чем закончится история с Тимошенко. Ответ, как ни странно, находиться в тайных доктринах Вавилона. Хотя, чего тут странного, если ты примеряешь на себя архетип Богини, будь готов к тому, что с тобой
случиться то же самое, что с архетипом-прототипом. Случилось так, что недавно
пришлось перечитывать одну из древнейших, а, может быть, и самую древнюю в мире
поэму «Нисхождение Инанны в Нижний мир» (с текстом можно ознакомиться здесь http://krotov.info/lib_sec/25_sh/shum/er_1.htm#3).
Шумерскому религиозному гимну около 4 тысяч лет, но злоключения богини Инанны,
которой стукнуло в голову завоевать Преисподнюю, актуальны как никогда. Впрочем,
судите сами.
Итак…
Инанна. Она же Иштар, она же
Астарта — была центральным женским божеством в древнем Междуречье. Причем ее
характер был не такой, как, например, у Девы Марии - безгрешный. Наоборот,
Инанна была воплощением ВСЕХ женских сторон, как плохих, так и хороших. Она
была богиней плодородия, войны, справедливости, покровительницей женщин,
семейной жизни, проституток, трансвеститов. Кроме того, она была Дева. Все под
себя подгребла – одним словам Бохиня. И вот вздумалось Инанне спуститься в Преисподнюю.
Зачем ей это было нужно? В Википедии пишут, что мотивация Инанны затерялась в
глубине веков. Клинопись стерлась на глиняных черепках, а стены Вавилона
засыпаны песками времени… Греки, которые назвали Инанну Астартой, решили, что
она пошла туда из-за любимого (что, учитывая характер и род деятельности
богини,- маловероятно). Но самый древний, шумерский, вариант мифа точно гласит:
«Богиня с Великих Небес к Великим Недрам
Помыслы обратила». То есть, неба и земли было мало, и честолюбивая Богиня
решила завоевать еще и Преисподнюю (Нижний мир).
Приняв такое важное решение,
между тем, Инанна действовала импульсивно и нелогично. Женское божество,
как-никак. Войско она собирать не стала, богов-союзников не позвала, решила
управиться своими собственными силами. Для этого у нее было тайное оружие – 7
предметов, обладающих чудесной силой:
• венец
“Прелесть чела”
• знаки владычества и суда
• ожерелье из лазурита
• двойная золотая подвеска
• золотые запястья
• сеть “Ко мне, мужчины, ко мне”
• набедренная повязка “Одеяние владычиц”
В поэме еще указывается, что она
сделала макияж – «притираньем “Приди,
приди” подведены глаза». Ну, наверное, еще и массаж, и маникюр. По подбору
предметов становиться заметно, что Инанна подошла к завоеванию Нижнего
мира как Наполеон к походу на Москву.
Но в некоторой логике богине
отказать все же нельзя. Вряд ли она рассматривала вариант, что в борьбе
по завоеванию Преисподней проиграет, но некоторые меры предосторожности все же
предприняла. Прямо возле ворот Нижнего мира она предупредила своего
ошарашенного слугу Ниншубуру, что если ВОНА не вернется через три дня, он
должен обойти всех знакомых богов и просить-умолять помочь ей избавиться
от неприятностей.
А нужно сказать, что Преисподней
в то время заведовала родная сестра-близнец Инанны — Эрешкигаль. Отличались они
тем, что Инанна была светлая (любила, наверное, одеваться в белое), а Эрешкигаль
– темная. Отношения между сестрами давно были натянутые. Да и время ее
завоевывать было неудачное. У сестры умер муж, а сама она была беременная. А
так как «облегчение при родах» тоже приватизировала Инанна, рассчитывать на ее
помощь не приходилось.
Богиня Подземного царства на счет
сестры иллюзий не испытывала, и когда к ней прибежал привратник Преисподней Нети
и рассказал, что Инанна грозиться разломать ворота и вывести всех мертвецов,
мотивируя это тем, что хочет воздать почести умершему мужу Эрешкигаль, та
ужасно разозлилась.
«Эрешкигаль ударила себя по бокам, В лице изменилась, за голову
схватилась», – пишет древний поэт.
В более новом вавилонском тексте
так прямо и написаны сетования сестры: «будет она рассказывать про матерей, брошенных детей,
покинутых возлюбленных…». В переводе с древневавилонского это означает: вешать
на уши лапшу.
Нети как мог успокоил своего босса и пообещал, что с Инанной он сам разберется.
Вернувшись к воротам, он открыл двери и очень-очень вежливо попросил Инанну
войти. Привратник провел богиню через 7 ворот Преисподней, но у каждого из них
в качестве выкупа требовал один из ее магических предметов. Мотивировал он это
тем, что таковы законы Подземного мира:
«Смирись Инанна, смирись, таковы законы
Подземного мира».
Несмотря на свою иррациональность, Инанна чтила Кодекс Преисподней и,
проходя 7 ворот, один за другим отдала все свои магические предметы.
Маленькое отступление
Поскольку цитируемая поэма —
религиозный гимн, значит, у каждого из оставленных предметов есть определенный
и очень глубокий символизм. Я так думаю, что ее путешествие в Ад символизирует
умирание Инанны как Богини. Первое, с чем она расстается, — теряет царскую
власть – венец. Потом лишается репутации — печать права и справедливости. Потом
отдает деньги — золотые браслеты. И в конце – теряет личное обаяние — сеть «ко
мне мужчины ко мне». И последнее женское оружие — набедренную повязку. То есть,
когда у женщины не остается власти, репутации, денег, личное обаяние -последний
аргумент – находится в нижней части тела. Но и это она тоже теряет и остается
абсолютно голая перед сестрой. Я не могу определить, что означает ожерелье с
бирюзой — может, здоровье, счастье? Бюстгальтер — материнство?
Продолжаем
Эрешкигаль, конечно, увидев
Инанну, разозлилась еще больше. Но сама убить ненавистную сестру не решилась, а
созвала суд из 7 мудрецов: вот такой у нас справедливый суд в
Преисподней. Суд, конечно, приговаривает Инанну к смерти. Сестра насылает на
нее 60 болезней (понимает, что одна-две Инанну не возьмут) и после ее смерти с
чувством выполненного долга вешает ее на крюк – где-то в закутках Преисподней.
Есть другой вариант мифа — сестра смотрит на Инанну «взглядом смерти». Но про
болезни мне нравится больше.
А тем временем…
А тем временем слуга, которого
оставили под воротами, дождался истечения срока. Видит: Инанна не возвращается,
и понял, что нужно Бохиню спасать. Он бросается за помощью к другим богам. А
нужно сказать, что эти боги были союзниками Инанны во время битвы с чудовищем
Тиамат, олицетворением первичного хаоса. Но после победы все расслабились,
начали писать мемуары, давать интервью (пчел разводить), и, конечно, судьба
Инанны их волновала мало. Слуга пошел сначала к Энлилю, богу воздуха, тот
покачал головой и сочувственно сказал: «Небес возжелала, глубин возжелала, кто
теперь Инанне поможет?». Но, конечно, вмешиваться не стал, поскольку суд
Преисподней очень уважал и Кодекс чтил.
Следующий, бог Луны Нанна, отреагировал примерно так же. Но третий Энки (а был
он богом мудрости) решил вмешаться. Может, он подумал, что в отсутствие богини
все засохнет (поскольку она отвечала за плодородие). Или он боялся негативной
международной реакции. Зевс там, Один или далекий, но грозный бог ацтеков
Вицлипуцли заявят протест, пригрозят изоляцией, что станет с репутацией
Вавилона?
К вызволению Инанны Энки подошел креативно. Создал из грязи двух бесполых
карликов, которые должны были облегчать вечно беременное состояние Эрешкигаль.
А когда та за помощь и поддержку будет предлагать награду — попросить у нее
тело Инанны и втихаря оживить его. Так, в принципе, и случилось… Богиню оживили
и даже выпустили, вернув ей 7 магических предметов. Но законы подземного
царства суровы: и Иннана должна была вместо себя послать в Преисподнюю замену.
А чтобы она не передумала, за ней послал 30 демонов подземного царства, которые
ее преследовали и напоминали о ее долге.
Интересный момент…
Кстати, интересный момент.
Засудили Инанну 7 мудрецов, а выпустила одна Эрешкигаль. Вот такой он, суд
Преисподней, самый честный и справедливый.
Инанна пошла искать замену…
А Богиня, преследуемая демонами,
решила найти, кто бы заменил ее в Подземном царстве. Сначала она обратилась к
царю, всем ей обязанному, потом – к бывшему любовнику. Те стали плакать,
умолять, не забирать их. Инанна над ними смилистивилась (или решила, что они ей
еще пригодяться) и пошла искать жертву дальше.
Так, преследованная демонами, она
добралась домой в родной город Урук. И что она там видит. Ее оставленный на
хозяйстве муж Димузи и не думает страдать в ее отсутствие. Он надел на себя
корону, сел на трон, созвал танцовщиц и компанию и развлекается себе.
Наверное, когда Инанна ушла
покорять Преисподнюю, Димузи вздохнул с облегчением. Не просто, ой как не просто,
быть мужем Богини. Управлять миром она ему, наверняка, не давала. От
божественных обязанностей отстранила. Поклонение и подношения принимала только
на свой счет. А муж ей был нужен для… Ну для чего Бохиням нужен муж? Наверное,
для имиджа.
Увидев, как ее муж весело
проводит время, Инанна ужасно разозлилась и натравила 30 демонов на бедного
Димузи. Он пытался убежать, превращался то в змею, то в птицу. Ему пыталась
помочь его родная сестра. Но все было тщетно, в конце концов, мужа изловили и
отправили в Преисподнюю. Но так как у Инанны, видимо, были остатки совести, или
Димузи ей был нужен для каких-то ритуальных дел (например, совершать
официальные визиты) она сговорилась с Эрешкигаль, что в Преисподней он проводит
полгода, а полгода – его сестра (которая в этой истории, вообще, не при чем).
Все боги, а, в первую очередь, сестры-близнецы, остались довольны результатом
переговоров. Мнения Димузи, а также его сестры, конечно, никто спрашивать не
стал. Заканчивается поэма причитаниями Инанны
о судьбе мужа (которого она сама и сдала) и восхвалением обеих богинь.
«Дева Инанна горько рыдает:
“Герой мой ушел, погублен.
Как теперь решать судьбы?
Твой срок — половина года,
Твоей сестры — половина года!
День твой да придет, и в день тот вернешься.
День твоей сестры придет, и в день тот она вернется!”
Светлая Инанна за свою голову отдала голову Димузи!
Светлая Эрешкигаль!
Хороша хвалебная песнь тебе!”
Мораль
Итак, выводы. Как
видим, в мире богов воцарился статус-кво, а пострадал, в конечном итоге, муж
Инанны и его ни в чем неповинная сестра. Так бывает, когда простые смертные
оказываются втянутыми в разборки богов. Вот такая история-мифология.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.