Консультация - возмещение морального ущерба юридическими лицами
21 серпня 2011, 15:26
Время от времени моим коллегам приходится иметь дело с журналистами, у которых возникли проблемы связанные с журналистскими расследованиями и последующими публикациями, а именно – иски по итогам статей и требованиями взыскания морального ущерба.
О моральном вреде в отношении физических лиц (политиков, бизнесменов и т.п.) писано-переписано. Но моя статья сейчас пойдет о моральном вреде в отношении юридических лиц.
Как это не удивительно моральный вред может быть причинен как физическому, так и юридическому лицу. Казалось бы, какой может быть моральный вред юридическим лицам, ведь они не могут испытывать моральных страданий, но моральный ущерб, причиненный юридическому лицу, можно охарактеризовать как потерю неимущественного характера, которая наступила в связи с принижением его деловой репутации, посягательство на фирменное наименование, товарный знак, производственную марку, разглашение коммерческой тайны, а так же совершение других действий, направленных на снижение престижа или подрыв доверия к его деятельности.
Право физических и юридических лиц на возмещение морального вреда, предусмотрено Конституцией, Гражданским кодексом Украины и соответствующей судебной практикой. В постановлении пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) вреда» №4 от 31 марта 1995 года моральный вред определен как потери неимущественного характера вследствие моральных или физических страданий или других отрицательных явлений, причиненных физическому или юридическому лицу незаконными действиями или бездеятельностью других лиц.
В ст. 91 Гражданского кодекса Украины говорится о том, что юридическое лицо способно иметь такие же гражданские права и обязанности (гражданскую правоспособность), как и физическое лицо, кроме тех, которые могут принадлежать только человеку. Итак, юридические лица – компании, фирмы и предприятия имеют право на опровержение недостоверной информации (ст. 277 ГК) и право на неприкосновенность деловой репутации (ст. 299 ГК), а также право на взыскание ущерба, понесенного вследствие публикации недостоверной информации (ст.23 Гражданского кодекса).
Согласно ст. 277 ГК Украины, негативная информация, распространенная о лице, считается недостоверной, если лицо, которое ее распространило, не докажет обратного. Опровержение недостоверной информации осуществляется лицом, которое распространило информацию. Распространителем информации, которую подает должностное лицо при выполнении своих должностных (служебных) обязанностей, считается компания или предприятие, в котором такое лицо работает. Если недостоверная информация содержится в документе, который приняло (выдало) юридическое лицо, данный документ должен быть отозван.
Опровержение недостоверной информации осуществляется независимо от вины лица, которое ее распространило. Опровержение недостоверной информации осуществляется тем же способом, каким она была распространена. Согласно ст. 34 ГК Украины дискредитацией субъекта хозяйствования является распространение в любой форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, которые причинили или могли причинить вред деловой репутации предприятия. Размер возмещения морального вреда определяется судом, где учитывается характер и объем физических и душевных страданий, а также другие обстоятельства. Чтобы компенсировать моральный (неимущественный) вред юридическое лицо должно установить факт правонарушения.
И только потом может требовать компенсацию за вред, который ему причинили – как материальный, так и моральный. Вышеуказанная информация дает основания подумать, что дело худо и в связи с недавними изменениями законодательства, а именно ограничением максимальной суммы судебного сбора за иски по возмещению морального вреда «потолком» в 2880 гривен судебные иски посыпятся на журналистов как из рога изобилия, ведь раньше в качестве судебного сбора необходимо было выплатить определенный процент от суммы иска. Другими словами подаешь иск на миллион – плати значительную сумму судебного сбора вперед. А сейчас максимум что можно потерять при подаче судебного иска это те самые 2880 гривен. Разумеется, исков станет значительно больше и есть основания полагать, что изменения законодательства были сделаны именно с этой целью – держать журналистику «в узде», но есть и другая сторона – необходимые доказательства для суда.
Согласно ст. 23 ГК требование истца о возмещении морального (неимущественного) вреда должно быть предъявлено в денежном (материальном) виде и быть обоснованным. И не всегда суды пойдут навстречу при рассмотрении дела о возмещении морального вреда для юридического лица, в котором не будет четких обоснований для определения суммы понесенного ущерба, а именно обоснованных фактических затрат компаний, которые были понесены в связи с нанесением вреда деловой репутации.
Статья написана совместно с Котиком Андреем. http://my.korrespondent.net/user/64941/publications/blogs
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.