Небольшой экскурс в противоречивую, на первый взгляд, социологию Роберта Мертона и теорию структурного функционализма
Принято считать, что стабильность и
покой – это идеальное состояние социальной системы и в частности, такой большой
системы, как государство. Но в этом посте моего блога я попытаюсь раскрыть иную
сторону социальных потрясений, катастроф и исторических переломов языком
социологии и теорий, которые до сих пор вызывают споры в научном собществе.
Не
буду отрицать, что поводом поднять эту проблему стали события последних двух
месяцев, так как мониторя интернет и участвуя в точечных стыках в комментариях,
я пришел к выводу, что нейтральных людей по отношению к ЕвроМайдану за два
месяца становится все меньше. Оставшихся как-то классифицировать крайне сложно,
так как мотивы быть «за» или «против» имеют широчайшую вариацию, начиная от
«они побили наших детей» и «нас не пускают в Европу» и заканчивая «идите
работать» и «все равно ничего не поможет». Тяжело избегать такой щекотливой
темы.
И так, что же такое система в самом
универсальном понятии этого слова. Как гласит Википедия, система – это множество
элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует
определённую целостность, единство.
Когда
мы говорим о системах, самых любых, будь то биологическая клетка или
операционная система вашего компьютера, она обязательно состоит из более мелких
систем, которые взаимодействуют между собой и иногда сама система является
составляющей более крупной системы. Общество – это тоже своего рода система. Система
синтетическая, то есть, созданная человеком, система, как достояние
цивилизации.
Наиболее
современные теории общества (в нашем случае теории Парсонса (1902-1979) )
выделяют 4 основных подсистемы общества в целом (с учетом того, что это
целостная система) – это экономика, политика, социум и культура. Как и у многих
естественных систем у общества, как системы, есть некоторые закономерности
развития и нередко между природными и синтетическими системами есть много
общего.
По
мнению главного героя нашего дискурса, и, судя по возрасту (1910-2003),
типичному социологу, Роберту Кингу Мертону, любая система имеет определенные
функции и дисфункции, которые она выполняет по отношению к другим системам и к
своим внутренним подсистемам. То есть, говоря простым языком, приносит пользу и
способствует адаптации, либо приносит вред и мешает адаптации. До Мертона,
особенно в период прогрессивистской научной парадигмы, считалось, что здоровая
система = легко адаптируемая система, которая в результате своего существование
приносит только пользу.
Но,
похоже, что Мертон был всё же реалистом и отдавал себе отчет, что, хочешь ты
этого или нет, но любое общество, как система, имеет и функциональную, и
дисфункциональную составляющую, и они обе одинаково нужны этой системе для
существования. Естественно, это вызвало бурю критики, мол, как теракты,
стихийные бедствия и массовые беспокойства могут приносить пользу?
Роберт объяснял, что и функции, и
дисфункции имеют свойство аккумулироваться, то есть, на протяжении времени
накапливаться, сжиматься как пружина, после чего, выпрямившись, оказывают
воздействие соответствующего характера на другие системы, которые с ними
связаны. Таким образом, дисфункции способны нейтрализовать старые нормы и
устои, которые потеряли свою социальную эффективность и стали массово
нарушаться, а также образовать новые. Он утверждал, что любая замкнутая
система, которая не осуществляет обмен и взаимодействие с другими системами,
обречена на падение. Сам Мертон приводил пример Советского Союза еще задолго до
его распада. Он утверждал, что в результате железного занавеса между собой и
всем цивилизованным миром, баланс функций и дисфункций рано или поздно
пошатнется в пользу дисфункций и система погибнет.
Мне
кажется, что дисфункции действительно выполняют очень недооцененную роль только
потому, что она не столь явна. Возвращаясь к
нашим реалиям, то, что сейчас происходит в Киеве – пример подобного
толчка баланса в сторону дисфункций, вызванное замкнутостью системы власти по
отношению к системе социума. Эта замкнутость проявляется в виде непрозрачности
процессов, давления и ущемления прав представителей общества, это увеличение
дистанции между властью и народом, ну и, конечно же, ее нелегитимность, как
следствие, а не причина всего вышеперечисленного. По Мертону, результатом
дисфункции является такое явление, как девиация, то есть отклонение от норм. От
норм поведения, от привычных методов ведения диалога, от тона и характера
отношений между системами, нарушениями законодательства и др.
Эти
отклонения, как бы нам не казалось пока мы сидим в интернете, вызывают
неодобрение у большинства членов этого общества, потому что, как утверждал тот
же Мертон, в любой стране, которая имеет свои институты, инструменты бюрократии
и четкую структуру, большинство членов – конформисты. То есть, выражаясь в
немертоновской форме, которые «проглотят» всё, что им дадут, и даже попросят ещё.
Те, кто обладает исключительной способностью адаптироваться к новым условиям,
кто принимает существующие нормы, цели и легальные способы их достижения.
Разгар
революции в последние дни – очень яркий пример, когда появились люди, которые
стали именно той пружиной, которая не выдержала и начала производить диструктив
системы, который при грамотном управлении приведет к созданию новых норм и
устоев, устранив и не допустив, при этом, повторения прошлых, паразитирующих
систему, явлений.
Недавно
в эфире интернет-канала «Громадське ТБ», один из интерзрителей (да, я называю
их именно так) дал примерно следующую оценку происходящего: Украина – это
организм, который подхватил опасный вирус, поражающий один орган за другим,
поэтому достигнув критической точки, у организма повышается температура, чтобы
иммунная система могла активнее бороться с вирусом. То есть, дисфункция
является признаком жизни системы и даже борьбой за ее жизнь. Этим примером
можно подвести статью к выводу, что теории систем – это действительно
универсальные теории, которые у меня вызывают восхищение! В социологии их не
так уж много, но они буквально вводят в ступор, когда видишь аналогичные
явления в совершенно разных, немыслимо разных объектах как материалистического,
так и идеалистического мира. Они просто затмевают сознание!
Мы
окружены самыми разными системами со всех сторон. Мы сами системы. Внутри нас
есть множество систем и возможно, ваша жизнь станет немного проще, когда вы
будете понимать настоящую роль, как функций, так и дисфункций этих систем. И, возможно,
даже проживете до 92 лет, как Мертон.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.