Да, на обратном пути, в Великую субботу оказался в Киеве. Отлично, думаю, вот еще один плюс, кроме поездки во Мгар. Можно зайти в Лавру. Ведь там же на Великую субботу совершается литургия Василия Великого. Вообще-то она должна совершаться и во все воскресения Великого Поста, но в нашей церкви почему-то все равно совершается литургия Ионна Златоуста. Я вообще-то не против, но все же интересно было послушать, да и Великая Суббота и время есть до поездки во Мгар.
Проезд по Киеву в субботу свободный – машин мало, но Крещатик почему-то перекрыли, пришлось развернуться и проехать по бульвару Леси, потом налево, мимо «Зоряного», направо и вот я в Лавре. Служба идет в трапезной церкви, слышно издалека – включили трансляцию. Захожу, народу не много, но все же слишком близко к алтарю не подойдешь. Выбрал себе место – стою. Боже, какое чудесное хоровое пение! Вообще-то, у нас в церкви тоже неплохо поют, но ведь это же совсем иное! Чудесный мужской хор, прекрасное многоголосие, звучание, по красоте и силе напоминающее орган. Только орган – это трубы, которые управляются искусным мастером, а здесь слаженное звучание прекрасной гаммы голосов под управлением седого и благообразного регента. Поражала четкость звучания старославянских текстов, которые обычно в хоровом пении малопонятны. Это очень важно, т.к. когда ты понимаешь, что поют – тогда ты вместе с хором молишься, повторяешь слова, и слова эти проникают в твое сердце. А зачем же еще молитва?
Ух ты, еще одна неожиданность – кажется, я попал на совершение обряда рукоположения. Ну, точно, наверное, в диаконы рукополагают. В литургии Василия Великого, которая совершается в Великую субботу нету Херувимской песни, поэтому мне не очень понятно, кого это рукополагают – священника, или диакона. Однако вот вынесли вроде орарь (пояс такой длинный из дорогого материала). Это, вроде как, диаконское одеяние. Вот епископ возгласил – «Аксиос!», при этом хор отвечает троекратным – «Аксиос, аксиос, аксиос!» Это по-гречески достоин. Вот появилась рипида – такая круглая звезда из металла на длинной палке – ну уж точно диакон. Ну, наверное, действительно достоин, раз в Великую субботу в трапезной церкви Лавры рукополагают. Все очень торжественно, священников человек десять. Все уже сменили одеяния с черных на белые. Христос еще телом во гробе, но уже победил ад. Все готовятся к наступлению праздника. Хор поет «Тебе радуется» - и как хоршо поет! Все с воодушевлением громко читают «Верую». Рядом со мной женщина с маленькой девочкой – чуть младше моей Сони, может лет шесть. Девочка вместе со всеми читает «Верую» - это меня еще больше умиляет. Потом все читают «Отче наш», в общем, есть ощущение духовного праздника. Может в этом и состоит евхаристия, т.е. благодарственная жертва, т.е такая жертва которая соврешается в душе, когда ты в Боге, а Он в тебе. Конечно, это и Причастие, но вот если все только на уровне душевного контакта – это как дар Святого Духа. В общем, прекрасно…
Только вот в тропаре: «Дух Бога живаго!» улавливаю неприятную ассоциацию с фамилией одного нашего олигарха. Тю ты пропасть, ну надо же! Ну, при чем тут Жеваго? Это ж дух Бога имеется ввиду, а мне чего-то этот Жеваго. Да и при чем он тут? Чего вспомнился? И тут я вспоминаю возглас «Аксиос!». Ну да, достоин. Наверное, этот самый Жеваго тоже достоин. Только вот чего? А может, он достоин потому, что его тоже рукоположили, только не священники, конечно. Пожалуй, что да, сходство есть. Это ведь только в романе Драйзера герой начинал торговать мылом, а потом становился железнодорожным магнатом. И никакого рукоположения, т.е. заработал – молодец. У нас теперь не так. У нас без рукоположения и возгласа «Аксиос!» - ну чтоб все слышали, что достоин, ничего не выйдет. Можешь мылом торговать, сколько хочешь – останешься только должен. А вот если пройдешь обряд – тогда достоин, можешь собирать с прихожан, разрешили. Хор поет «Един Господь Иисус Христос…» - ну, стало быть, службе конец. Крестимся, кланяемся, выходим. Меня все не оставляет этот возглас.
Брожу возле Успенского собора – какая красота. Вдруг слышу, как экскурсовод водит туристов и рассказывает им, что вот, мол, собор был разрушен направленным взрывом, но часть устояла, т.к. в свое время монахи укрепили фундамент, а теперь при восстановлении к этой части пристроили весь собор. Это ж надо – контрафорс 17-го века устоял при направленном взрыве во время войны! Не удалось, поэтому храм уничтожить, и он ожил на своем прежнем месте, а где теперь его враги? – вот именно там, где сейчас Христос их добивает. А все потому, что монахи дружно, вместе в свое время соорудили контрафорс только для того, чтобы тяжелый храм не сползал к Днепру. Аксиос! Краем уха ловлю слова экскурсовода – мол, если хотите написать записки, то лучше уж в Трапезную церковь зайдите, только не сейчас, сейчас там литургия и много народу, поэтому экскурсию проводить очень не удобно. Вот те раз! Небось, не первый год народ водит, а не выучила, что после «Един Господь…» (а слышно через динамики на всю площадь) литургия заканчивается. Однако, насчет записок правильно напомнила. Иду в Трапезную – пишу записки за здравие, за упокой, подаю, выхожу на другую сторону.
Пойду-ко я в ближние пещеры, к монахам. Спускаюсь вниз – красота! Деревья только начали зеленеть и Лаврийские купола как бы в зеленой дымке. Подхожу ближе ко входу в пещеры. Неожиданно, навстречу по территории храма выезжает здоровенный черный «Лэндкрузер». Вокруг куча монахов, да и простого люда полно. Что он тут делает? Ну вот – все разъяснилось, тонированное стекло со стороны водителя опускается, оттуда высовывается рука, к которой тут же припадает проходящий мимо монах за благословением. Прекрасно, это значит их начальник и уж тоже, непременно, монах. Замечательно, а «Лэндкрузер» это, очевидно, вместо осла для въезда в Иерусалим – так что ли выходит? Ну, этому уж точно кричали «Аксиос!».
Да, ну ладно, спускаюсь в пещеры. Там лежат мощи тех, кто основал эту обитель, кто своим духовным подвигом создал ее неувядающую славу. Это и Феодосий и Илья Муромец (кстати, совсем не богатырского размера – может не тот?). Только вот они все тут нетленные внизу, а тот «Лэндкрузер» вверху и в нем тот, которому обязательно кричали – «Аксиос!». Им, нетленным, тоже обязательно кричали – ведь чину посвящения уже около двух тысяч лет. Да, видно инфляция не только с деньгами случается. Даже хуже – с деньгами она случается потом, сначала она случается с душами.
Поднимаюсь вверх к выходу. Навстречу белый «Мерседес-600» со стеклянной крышей, за рулем монах, потом еще один «Лэндкрузер», ну, вы уже поняли…Аксиос!
Выхожу с территории монастыря с двойственным чувством. Вроде, как и литургию Василия Великого с замечательным хором посчастливилось прослушать и погода хорошая и в прекрасный монастырь на службу еду, но вот как же быть с этим «Аксиос»? Наверное, дьявол именно в мелочах…