Чтобы достичь Мирной надо иметь немало времени и терпения. Четыре дня поезд идет до озера Байкал, затем еще 1000 километров до областного города Чита в хинтерланде, а затем еще 300 километров от него на юго-восток – в сторону Китая.
Мирная не оправдывает своего названия. Ничто в этом поселке не дышит миром и спокойствием. Среди руинированных зданий бродят стаи одичавших собак, длинные зимы практически уничтожили дороги, а в глазах немногих оставшихся местных жителей сквозит равнодушие. Между тем, в советское время Мирная была ухоженным гарнизонным городком с кинотеатром, детскими садами и парками. Раньше здесь базировалась мотострелковая часть, которая была ориентирована против Китая.
После 1991 года армия ушла из этих мест, а вместе с ней ушло и большинство жителей. Те же, кто остался по тем или иным причинам, вынуждены были жить уже в новых условиях. Сначала из панельных домов, где жили офицеры, они вырвали рамы вместе с окнами и продали их либо на автомобильной трассе, либо в самой Чите. Затем были выпилены трубы, детали систем отопления и сданы на металлолом, который вывозился в Китай. Затем дошла очередь и до кирпичных домов, которые стали разбирать на кирпичи. Панельные дома стоят в поселке как скелеты, обглоданные неизвестными хищниками – признак катящейся к закату страны.
- Мой брат Вадим погиб в одном из старых домов, – говорит местная жительница Ирина. – Вместе с ним погибли еще шесть человек.
По ее словам, их завалило стеной кирпичного здания, которое они вручную разбирали. Сама Ирина живет в соседнем поселке Безречная и работает в кафе «Мария», которое находится на автотрассе, ведущей в Китай. В кафе по вечерам собираются местные жители, которые за водкой, пивом и чаем обсуждают местные новости.
Если в Мирной апокалипсис уже давно наступил, то в Безречной он стоит на пороге. Местная жительница Галина даже написала письмо Дмитрию Медведеву, в котором она попросила президента РФ позаботиться о регионе.
- У нас нет врачей, аптек, работы. Здесь вообще ничего нет, – говорит она.
В Безречной живет 713 человек. В прошлом году умерли 27 человек, и никто не родился.
- Если так дело пойдет и дальше, то нам предстоит стать гастарбайтерами в Китае или же наоборот – работать на китайцев в собственной стране, – прогнозирует Галина. Вообще же тема Китая в разговорах местных жителей занимает первое место. И хотя официальный Кремль мало беспокоится по этому поводу, однако 3645 километров границы – одной из крупнейших сухопутных границ в мире – между Россией и Китаем должны внушать некоторые опасения.
По мнению Шеппа, несмотря на неблагоприятные климатические условия в Сибири, она обезлюдела, а Китаю остро нужны природные ресурсы и земли, поэтому, как он считает, Пекин в будущем мирно проглотит все нужные ему территории. Он вспоминает изречение философа Константина Леонтьева от 1891 года, в котором он приводит два возможных фактора гибели России – либо от агрессии Китая, либо из-за слияния с паневропейской федерацией.
Но пока сотрудничество между Китаем и Россией строится на простой модели – Кремль выступает поставщиком сырья, а Поднебесная – потребительских товаров, так называемого «ширпотреба». Шепп замечает также, что Россия стала тем кузнецом, который выковал для Пекина меч – ведь РФ долгое время поставляла в эту страну самые новые свои военные разработки. Сейчас Китай научился их производить сам и уже не нуждается в «помощи» северного соседа.
С каждым годом из Китая в РФ также растет ввоз сложной продукции – труб, металлопроката, станков, бурильных установок, автомобилей, грузовиков, электроники. Китайцы без лишней огласки приобретают в пограничных регионах России предприятия, к примеру, по данным Шеппа, они купили в Чите бывший танкоремонтный завод и инвестируют десятки и сотни миллионов долларов в скупку земель.
По мнению блога Толкователя, удивление немецкого журналиста тем, что Китай начинает экономически подминать под себя приграничные российские регионы может быть вызвано лишь слабой информированностью. Ведь еще в 2009 году Кремль и Пекин заключили стратегическое соглашение о том, что Поднебесная будет создавать в Сибири свои горнорудные, обрабатывающие предприятия, возьмет на себя целиком разработку нескольких сотен месторождений полезных ископаемых, будет строить на территории Сибири свои поселения. При этом рабочую силу будут завозить исключительно из Китая, а китайцы получат права экстерриториальности и собственную полицию.