Кроме меня Владимир СЕМИНОЖЕНКО,Александр Бандурка,Александр СЕРГИЕНКО...Но не чужд и Л.Черновецкий и даже сам Р.АХМЕТОВ...
ПОЛИТОЛОГ И КОЛЛЕКЦИОНЕР ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО:« В ПАРЛАМЕНТЕ И В КАБМИНЕ ХВАТАЕТ ИСТИННЫХ ЦЕНИТЕЛЕЙ ФОТОИСКУССТВА»
ИЛИ ЗАЧЕМ ПОЛИТИКАМ ФОТОАППАРАТЫ?
Художественная фотография возникла тогда же, когда и собственно фотография – в 1839 году. И от Даггера до наших дней не умолкают споры, может ли быть художественная фотография самостоятельным искусством? Тем не менее, с каждым годом ряды фотохудожников интенсивно пополняются. Действительно ли те или иные люди достойны этого звания – вопрос другого порядка. Но факт остается фактом – художественная фотография привлекает многих. Десятки и сотни людей стараются сделать или что-то стоящее в этой области, или просто «щелкают» реальность для души. Но эти причины лежат на поверхности. А если копнуть глубже, то художественная фотография предстанет перед нами как своего рода очищающее косметологическое «средство», сродни душевному бальзаму, как средство защиты от чего-то неполезного и ненужного для прогрессивного человека. Он, как никто, сегодня страдает от урбанизации, автоматизации и прочих явлений на «-ции». Среди увлеченных искусством художественной фотографии есть и творческие личности – «свободные художники», и люди облеченные власти – представители политической элиты, к примеру. Герой моего повествования принадлежит к первой категории. А к представителям второй мы вернемся позже.
По профессии Владимир Бондаренко – журналист. Однако двадцать с лишним лет Владимир посвятил художественной фотографией. Имеет огромный фотоархив. Покупает у других фотохудожников интересные работы, а свои любит дарить. Есть у Владимира Бондаренко и работы в стиле изогелии (фотографика). Сейчас Владимир работает консультантом в Комитете Верховного Совета Украины по вопросам науки и образования. Но фотокамера остается его верным другом и по сей день. К слову сказать, Владимир помогает организовывать в Верховном Совете фотовыставки. И как всегда, бывает самым активным участников обсуждения представленных там фоторабот.
Когда-то в юности он купил себе два фотоаппарата (так надежнее) -обычный «Зенит» и покруче «Киев», и стал запечатлевать неимоверные пейзажи, собирая «материал» в городских парках, в Цюрупинском и Голопристанском лесах Херсонской области. Обязательными были поездки и в знаменитый биосферный заповедник «Аскания-Нова». Так художественная фотография прочно вошла в рабочий график и в свободное время новоиспеченного фотограффа. В первой половине 90-х годов в Цюрупинском детском доме благодаря и Владимиру Бондаренко, в том числе, была организована фотостудия и приобретена соответствующая фототехника. А разыскать таковую во времена дефицита фотоаппаратов удалось Владимиру и другим организаторам на киевском заводе «Арсенал»… Более двух лет Бондареко вёл кружок фотолюбителей в Херсонском городском Дворце детей и юношества (тогда Дворце пионеров). Именно тогда с одним из его учеников произошел интересных случай. Двое подростков задержали хулигана, который срывал с жителей города шапки. В награду за мужество обеим молодым людям в управлении внутренних дел подарили по хорошему фотоаппарату. Так подростки оказались в кружке Дворца детей и юношества. Сначала у них мало что выходило, но под руководством специалистов Владимира Бондаренко и Николая Макарюка у них стали получаться отменные фотографии.
Что и говорить, художественная фотография «завлекает» в ряды фотохуждожников деликатно и ненавязчиво, но стоит только попробовать сделать первые снимки и бросить это дело невозможно. Одним из таких искренне и надолго увлекшихся людей является друг и коллега фотохудожника Бондаренко – Олег Бурбовский из Запорожья. Уже несколько лет он выступает в роли председателя Запорожской областной организации Союза фотохудожников Украины. Владимир Бондаренко также гордится своим знакомством с такими известными мастерами художественной фотографии Запорожья, как Дмитрий Зюбрицкий, Герман Дрюков, Роман Баран. Их фотоработы сродни настоящим картинам, и по сложности исполнения сравнимы разве что с фотографией на обложку именитых изданий. Знаком Владимир и с теми, кто активно поддерживает развитие данного вида искусства – это руководители предприятий, таких, как Запорожский абразивный комбинат, производственное объединение «Мотор-Сич», завод «Запорожсталь». В Херсонской области по большому счету нет таких меценатов и спонсоров. Художественная фотография выживает, как может, но фотохудожников и хороших работ от этого не становится меньше.
Настоящий летописец «живого момента» может целый день простоять в роще у красивого, по-осеннему нарядного дерева, и, как завороженный, нажимать на кнопку фотокамеры. Снимать и снимать один и тот же сюжет – «падающий лист». Далеко не каждый из нас поймет вот такой вот энтузиазм. Причем, если он продиктован не стремлением выделиться и получить премию где-либо на конкурсе, не тщеславием, а желанием поймать что-то на первый взгляд неуловимое нашему глазу, но существующее и действительно необыкновенное. Немногим фотохудожникам это удается, но терпение окупается. А потом мы, как зрители и критики, бывает, стоим в фотогалерее и не можем оторваться от «полотен» некоторых известных и неизвестных фотохудожников. «Альтруистами» от искусства можно назвать еще двоих знакомых Владимира Бондаренко. Это запорожские фотохудожники – супружеская пара – Анатолий и Светлана Береза. Надо сказать, что дружба с фотохудожниками из других областей для Владимира Бондаренко не предлог, чтобы похвастаться своими достижениями, а тоже способ самовыражения. Встреча с другом, разделяющим его любовь к «живому моменту» для фотохудожника всегда повод поделиться самым интересным, самым необычным, что было накоплено за дни загородных поездок на природы, за дни «дежурства» у какого-нибудь старожила – дерева или около живописного маленького мухомора. Повод поделиться мыслями и мечтами, о которых в повседневной жизни люди обычно забывают… Известны в Херсонской области и за ее пределами творчество еще одного хорошего знакомого Бондаренко. Это фотохудожник Василий Рылеев. Так получилось в жизни, что он работал долгое время на государственной службе, в частности, был начальником областного управления культуры. Не зря госслужащих и политиков так привлекает художественная фотография. Есть в ней что-то такое, что тянет как магнит - творить, созидать, вершить… На долгие годы привлекла эта сила и других известных херсонских мастеров художественной фотографии – например, Игоря Бойченко.
Творческая дружба связывает Владимира Бондаренко не только с фотохудожниками, но и с «государственными» людьми, которые одновременно полны и творческих идей. Это известный художник со званием «народного» Владимир Чуприна. Как замечает сам Владимир Бондаренко, если профессор по ночам переплетает книги, а переплетчик пишет исследования, наверное, они ошиблись профессиями. Так истинный художник и верный госслужащий (на данное время бывший) Владимир Чуприна не мыслит себя без живописи. Именно благодаря ей, а не госслужбе, Владимиру Григорьевичу удалось сохранить великолепное чувство юмора. Присуще ли оно нашим другим государственным людям. В меньше мере скажем, или не присуще вообще. Ведь политические стычки и баталии ведутся на самом серьезном уровне, как уж там шутки! А вот на примере следующего анекдотического случая. В молодости у художника Владимира Чуприны был шеф, который любил над молодым поколением пошутить, и довольно едко. Эти шутки, звучавшие в на всю служебную аудиторию не раз и не два, очень надоели молодому Чуприне, и вот он решил сам пошутить над свои начальником. Когда опять прозвучал вопрос шефа « Ну как его зовут все-таки (будто бы не может вспомнить фамилию)?» Владимр Григорьевич дает начальству совет: «Мою фамилию можно запомнить так. Вы – мозги, а то, что над мозгами, то есть над Вами, это я – Чуприна». Юмор помог молодому художнику подняться в глаза немолодых коллег и приобрести славу весьма остроумного человека, с достоинством вышедшего из щекотливой ситуации. А сколько таких двусмысленных, или даже «трехсмысленных» ситуаций, бывает на госслужбе и в политике. Не счесть. Но только остроумцев в названых сферах почему-то в наш XXI век не очень уважают и не ценят. Может, потому, что они не дадут совершить множество нелепостей. Вспомним банальное высказывание о том, что глупости делаются на этой планете с самым серьезным лицом.
Да, в политике много «грязи», много негативных моментов, и далеко не всем нравится ею заниматься, однако «надо» или «выгодно». Устойчивая психика «государственных людей», режим существования, их жизненное благополучие и благополучность омрачается различными эксцессами, казусами и конфузами, нередко политическими «баталиями» и стычками. С помощью чего же удержать свой душевный баланс, утихомирить бушующие эмоции. Художественная фотография приходит на помощь. Политики, госслужащие, интересующиеся живописью, фотографией, художественной фотографией в Украине есть. И их немало, хотя некоторые и не афишируют это хобби – тол или из боязни суровой критики, то ли по каким другим причинам. Дружат с фотокамерой народные депутаты 5 созыва Александр Сергиенко и Александр Бандурка, академик НАНУ, меценат Владимир Семиноженко. Известно, что списке постоянных хобби на одном из первых мест увлечение фотографией значится и у банкира и мэра, а в прошлом народного депутата Леонида Черновецкого.
Не важно, занятие художественной фотографией - дань моде или средство для душевного очищения. Главное что и аматоры и профессионалы этого дела предоставляют на суд широкой аудитории разнообразные «отпечатки» реальности – веселые и непривычные, печальные и запоминающиеся, неожиданные по глубине затронутой проблемы, к которым посетители выставки остаются в той или иной степени неравнодушны.
Светлана Чистякова.
Фотографии из архива Владимира Бондаренко.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.