Среди любимых мультфильмов у нас числится сага «Простоквашино». Не случайно. Чего стоит одно «Я вам принёс посылку, только я вам её не отдам!»? И ведь это не издевательство и не сюрреализм, а если и так, то они всего лишь отражают реальность. В этом жители города Севастополя в очередной раз могут убедиться.
В свой последний визит в город премьер-министр Украины Николай Азаров посетил 1-ю горбольницу Севастополя. Имел возможность своими глазами увидеть, в каком состоянии находится корпус ЛОР-отделения. Щедрый премьер тут же распорядился выписать денег на постройку нового корпуса – из резервного фонда бюджета.
«Средства у нас есть – у нас ума не хватает»
То, что Азаров дал деньги именно из резервного бюджетного фонда, пусть останется на его совести. Ещё несколько лет отечественная пресса сетовала: «Превращение правительством резервного фонда бюджета в «собственный кошелек» может лишить государство в конце текущего года источника финансирования непредусмотренных расходов». Но дело в том, что деньги из этого источника действительно предназначены для чрезвычайных ситуаций. В частности, для экстренной постройки зданий, которые разрушились сами либо были снесены как раз во избежание такого стихийного разрушения.
А вот если здание нуждается в ремонте, но падать не собирается, то использовать деньги из резервного бюджетного фонда – незаконно. Это подсудно, проще говоря. Кстати, что там за претензии выдвигаются к предыдущему правительству Украины? Не на эту же тему, случайно?
«Я вам принёс посылку, только я вам её не отдам»
Теперь представим себя на месте руководства города, управления капитального строительства и горздрава. Деньги есть, а строить нельзя. Просить новые, другие, полезные деньги – тоже нельзя. Вам же, скажут, дали уже, что вы в самом-то деле? Разумеется, началось освидетельствование корпуса на предмет степени его аварийности. Вдруг ситуация всё-таки чрезвычайная и снести здание, а потом построить новое – можно?
Собралась комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Постановили «признать ситуацию в горбольнице № 1 (высокую вероятность внезапного разрушения несущих конструкций ЛОР-отделения) угрозой возникновения чрезвычайной ситуации местного характера техногенного уровня». То есть, вероятно, когда-нибудь здание рухнет, но... Чрезвычайной-то ситуации нет! На такое деньги из резервного фонда тратить не положено. А ведущий инженер ГО АСТН Бровко в своем заключении рекомендовал «заказать в проектной организации технико-экономическое (ТЭО) обоснование целесообразности усиления здания. При отрицательном ТЭО здание демонтировать».
Сложно понять, как строгий хозяйственник Владимир Яцуба(мэр Севастополя) допустил подобную ситуацию. Ведь об аварийности здания рассказал премьер-министру именно наш градоначальник. Признать ошибку, сообщив Азарову, дескать, простите, не подумавши сказали, проверить не догадались – соответственно подставить под удар самого Николая Яновича. Похоже, информацию мэр получает из более чем некомпетентного источника, к тому же далекого от медицины. Ведь достаточно пройти мимо полуразрушенной колоннады фасада здания ЛОР-отделения, элементарно заглянуть за входные двери, и понятно: здание внутри достаточно ухоженное. Конечно, есть недостатки, и на них обратили внимание соответствующие службы, рекомендуя провести ремонт. Характерно, что в здание регулярно вкладывались деньги спонсоров, отделения потихоньку ремонтировались, приводились в порядок. Деньги городского бюджета на ремонт здания не выделялись. И если в будущем подобное здание рухнет под действием гипотетических природных катаклизмов, то большая часть городских многоэтажек к тому времени будет лежать в руинах.
А в посылке действительно гуталин...
Судя по тому, как новость преподносит наша городская администрация, медперсонал больницы должен быть в полном восторге от предстоящего строительства. Снос здания был намечен на 15 августа, и 12 августа четыре «очень довольных» отделения, занимающих так называемый аварийный корпус, переехали... и уплотнили, соответственно, не менее радостные четыре отделения городской больницы.
А что значит «уплотнили»? Это значит, что на то же количество больных будет не две перевязочные, а одна; это значит, что хирурги будут вынуждены оперировать в неприспособленных операционных; это значит, круглосуточная неотложная и экстренная помощь будет проходить в еще более неудобных условиях.
К примеру, работникам ЛОР-отделения с занимаемой ныне площади в 1000 м2 придется переехать на 200 м2! Проведем простой подсчет: в отделении 20 сотрудников в смене, 65 стационарных больных, 40-70 – ежедневный амбулаторный прием. Получаем рабочее жизненное пространство примерно 1,5 м2 на человека... Интересно, о каких нормах тут можно говорить? Уж никак не о медицинских. А ведь в ЛОР-отделение поступают пациенты не только с легкими носовыми кровотечениями, но и с гнойными отитами, менингитами, нуждающиеся в операции, больные с острой дыхательной недостаточностью.
Вместе с ЛОР-отделением переехали, «уплотнились» не менее важные отделения: офтальмологии, нефрологии, челюстно-лицевой хирургии.
И ведь при подсчете расходов на снос и постройку зданий никто не учитывал необходимость переделки тех помещений, куда на временное жительство отправят медперсонал и больных. Элементарная установка дополнительной электропроводки и розеток под медицинское оборудование займет и время, и деньги, не говоря уже о необходимых подсобных площадях.
Планировать в нашем государстве события на 2-5 лет вперед достаточно сложно, если не сказать – невозможно. И картинка складывается более чем мрачная. Государственных строек в городе нет, есть лишь заброшенные долгострои. А план, который предлагают 1-й городской больнице власти, в реалии может свестись к уплотнению восьми отделений и получению уродливого недостроя на территории больницы.
Даже при лучшем варианте событий выделенных денег хватает лишь на постройку проекта под 90-95 коек, а сносить собираются здание на 150 (больничные койки – это не только места сохранения пациентов, но и закрепленный за ними медицинский персонал, меньше коек – меньше работников нужно для обслуживания). Так что медикам эти 2-3 года нужно будет работать не только в тесноте, но и под угрозой увольнения. Даешь медицинскую реформу?!
Вероятно, премьер-министру хотелось сделать как лучше, а получилось... вместо обещанного подарка Николая Яновича 1-я больница и администрация получили изрядную порцию гуталина.
Аналогичный сюрприз ожидал и «Скорую помощь» города. В августе градоначальник пообещал обновить парк машин самой нужной и самой забытой (в вопросах финансирования, телефончик знают все) службе города. Решение похвальное, учитывая, что 70% работающих машин подлежит списанию. И заботливый мэр распорядился выписать самые лучшие микроавтобусы Volkswagen из Симферополя. Не беда, что сервисного обслуживания автомобилей этой фирмы в Севастополе нет и гнать машины на починку придется 80 км до столицы Крыма. Да и стоят дорого, в городском бюджете таких денег нет. Но было бы желание – выход найден: закупить машины по схеме лизинга на пять лет. По-простому: машины покупает посредник, а ежегодно из городского бюджета нужно выплатить немалую сумму. А если через пару лет денег случайно не найдется – весь парк машин «Скорой помощи» уедет на стоянку в Симферополь. Что и говорить... гуталиновая фабрика бюрократии работает исправно.
Более простой и менее дорогостоящий вопрос с медикаментами решается примерно так. Заходит в «Скорую помощь» очередной заместитель градоначальника, спрашивает: чего вам, родимые, не хватает? Лекарства требуются постоянно, отвечают, список необходимого вам подготовили. И с запасом желательно не на три дня (норма для «Скорой» – месячный запас медикаментов), а хоть на неделю. Можно? О чем речь?! Сделаем! Договоримся с аптеками, они привезут – поделятся. Ура, товарищи!
Осталось получить... Только аптеки делиться не хотят, нет у них лишнего, все нарасхват. Вот и вернулось все на круги своя: старые машины, нехватка медикаментов, сокращенное количество бригад и работа на износ. На ура.
А на днях президиум горсовета опубликовал повестку дня на сессию 13 сентября.
Места для вопросов о 1-й городской больнице и «Скорой помощи» в ней не нашлось.
Вот и получается, что все «благие» порывы нашей администрации заканчиваются патовой ситуацией, когда и обещания розданы, и выполнить их закон не позволяет. А принимать взвешенные решения не позволяют некомпетентные «советники», далекие от знания законов и проблем как в медицине, так и в других сферах городской жизни. Идею сноса ЛОР-корпуса Владимиру Григорьевичу насоветовал бывший совладелец Церковно-приходского банка, человек, безусловно, «компетентный» и «ответственный». Осталось уточнить: кто советник первого зама? Неудивительно, если им окажется бывший риэлтер, в силу своей профессии досконально разбирающийся в вопросах здравоохранения.