Бывает ли "законным" плагиат?
Попытаюсь
ответить на наиболее важные вопросы,
волнующие авторов литературных
произведений, относительно объема их
прав. Сознательно отказываюсь от
применения юридической терминологии
и ссылок на законодательство, дабы
упростить восприятие этого эссе.
Самое
важное право автора - его моральное
право подписывать свои произведения
собственным именем, избранным псевдонимом
или отказаться от подписи своего
произведения вцелом. Также автор имеет
право к сохранению целостности его
произведения и к противодействию
перекручивания произведений. Данные
права являются неотъемленмыми правами
человека или группы лиц и от них нельзя
отречься. Каждый случай документальной
попытки отречения от авторских моральных
прав будет признанв любой стране любым
государственным органом, в чьей
компетенции находится такое признание,
незаконным и недействительным. Данные
положения предусмотрены Бернской
Конвенцией о защите литературных и
художественных произведений. Национальные
нормы отличаются незначительно, но
трактовка данных норм в странах
англо-саксонской правовой системы
существенным образом отличается от
континентальной.
Ниже
будут рассмотрены некоторые аспекты
защиты авторских моральных прав на
литературные произведения. Целью данного
эссе не является рассмотрение прав на
компьютерные программы как объект
защиты авторских прав. Напомню, согласно
Бернской Конвенции, компьютерные
программы охраняются как литературные
произведения.
Интересными
кажутся два вопроса: первый - право к
названию произведения именем, псевдонимом
автора либо отказ от названия произведения
свои именем. Вторым интересным явлением
в авторском праве являются границы
плагиата и права авторов созданным им
литературным героям либо названиям
произведений.
Итак,
положим некий автор заметил свое
собственное литературное произведение,
изданное без его ведома и разрешения.
В случае, если он решит сражаться в суде,
отстаивая свои нарушенные материальные
права, автор может столкнуться с
искусственным затягиванием времени,
иными юридическими трюками оппонета.
Или, чего доброго, у него просто может
не хватить доказательств. Что касается
нарушений моральных авторских прав, их
всегда легко доказать в суде, так как
автор может заявить, что например хотел
переименовать собственное произведение
либо опубликовать его под псевдонимом,
чего горе-издатель лишил его.
Но чаще
всего современные Моцарты от литературы
сталкиваются именно с плагиатом.
Плагиат
- это использование чужого произведения
либо его фрагмента без разрешения либо
несмотря на запрет автора, под своим
именем или псевдонимом. Во многих странах
- это преступление, караемое уголовным
кодексом. Мир постоянно развивается, и
воры и мошенники вместе с ним. Ибо все
чужое, использованное в произведении
без указания источника - банальное
воровство. Так, современные плагиаторы
умудряются списывать с оригинальных
произведений характеры и описания
наиболее ярких фикционных персонажей,
избегая ответственности. Несовершенное
законодательство в этой сфере на
европейском континенте полностью
развязывает менее талантливым руки.
Ведь во многих национальных юисдикциях
имеется определение произведения
«созданного под вдохновением». Под этим
понятием имеется ввиду каждое произведение,
в которое фактически включены элементы
чужого творения, созданные якобы не на
основании, а под впечатлением от чужого
творчества. Здесь могут быть перечислены
в качестве примера продолжения чужих
литературных произведений, либо
заимствование персонажей, созданных
другими авторами, для использования в
собственных. Особенно грешны этим
немецкое, польское и итальянское
законодательства.
В Америке
же, либо в Великобритании, Австралии и
подобных юрисдикциях, Вы должны будете
купить лицензию на использование каждого
миниатюрного и неважного «чужого»
персонажа, использованного Вами. Такие
особенности связаны со спецификой
зарождения авторского права первоначально
как права по защите издательских
концернов, и поддержания этой тенденции
и поныне в укказанных выше странах.
Так чем
же отличается банальная кража фикционного
персонажа от «создания произведения
под вдохновением»? При проведении
литературно-авторской либо юридической
экспертизы в таких случаях исследуются
прежде всего внешние и поверхностные
формы. А именно, стиль описания, наличие
подобых словесно-фразеологических
оборотов. Но даже в таких слачаях, если,
например, Вы назвали своего персонажа
Властелином Колец, но наделили его
совершенно иными качествами и внешностью,
иными лингвистическими особенностями,
в большинстве европейских стран Вы
ничего не нарушите. Правда, Джоан Коллинз,
сможет подать к Вам либо к издательству
иск в Соединенных Штатах Америки, по
территориальному признаку авторства,
и тогда быть беде.
Когда
же украденным является характер или
описание фикционного персонажа,
созданного иным автором, правовая
квалификация сего деяния зависит от
степени подобия, и, как и в выше описанном
случае, от ориинальности языка автора,
создающего «под впечатлением». Но
хорошему юристу, даже в Европе, под силу
доказать что персонаж является
неоригинальным и переписанным с уже
существующего чужого.
Хочеться
добавить, что использование чужих
персонажей и текстов прежде всего
касается действий, произведенных в
коммерческих целях. Но теоретически и
юридически у авторов есть возможность
подать иск к, например, интернет-юзеру,
за нарушение неимущественных авторских
прав.
Так что,
прежде чем использовать название чужого
произведения, имя уже существующего
фикионного персонажа либо его
психологический портрет, задумайтесь
о возможных последствиях.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.