Власник сторінки
Предприниматель, меценат.
Возвратимся к сегодняшнему дню. Выводы напрашиваются и печальные, и ободряющие, и отчасти парадоксальные.
Дореволюционное общество в прошлом было носителем
высокоразвитой культуры милосердия, благотворения и
филантропии, имело богатый опыт взаимодействия
государства, церкви, общественных организаций и частных лиц в
области решения социальных проблем. Затем
эта культура была
утрачена. Однако никакой социокультурный
опыт не может быть утрачен навсегда, потому что в процессе формирования опирается
на ментальность общества, на его сущностные основы. Он
остался в нашей генетической памяти и, стало быть, может быть
возрожден сознательными и целенаправленными
усилиями.
Другое дело, как, кому, какими средствами и в
какой форме его возрождать. Или, может быть, создавать
заново, опираясь на шагнувший далеко вперед мировой опыт и
современные концепции социального инвестирования? В
прошлом в благотворительности преобладали
религиозно-нравственные мотивы, хотя и рациональные,
как видим, были не чужды интеллигенции и активно обсуждались в
специализированных изданиях.
Идея
нравственного долга, впрочем, всегда доминировала. В ту пору не требовалось и
наа мек со
стороны государства на нечто
"добровольно-принудительное". Сегодня мы
знаем, что общественная эффективность
традиционной благотворительности невысока.
Изменилось представление о социальной
роли бизнеса: рациональные компоненты в нем стали
решающими; социальная ответственность воспринимается скорее
как необходимость. Другими словами,
социальная ответственность
бизнеса представляет собой
эффективное управление его макросредой и способна - при условии
стабильных и позитивных отношений между общественными
секторами - принести не только моральное удовлетворение.
Все так. Но если принять во внимание
эффективность дореволюционного опыта, когда благотворительность, будучи
внутренним императивом, получила повсеместное
распространение, следует признать: рано отказываться от ее
традиционных форм. Нам следует выстраивать социальные отношения, принимая за
основу современные подходы, активно изучать и осваивать их, но при этом не
сбрасывать со счетов значение морального фактора. Более
того, возможно, ближайшей задачей может стать
восстановление утраченной культурной традиции, которая включает
гуманизм и милосердие, добровольность, общественное
уважение благотворителей, сочувствие нуждающимся. Именно она,
традиция, и станет надежной основой сбалансированного
социального взаимодействия. Ни давление, ни угрозы, ни
неблагодарность ее заменить не могут.
И только пресса может помочь в этом
неотложном деле. Однако достаточно беглого взгляда, чтобы понять, что
современная пресса не только не отражает реального
состояния в сфере социальной ответственности, но и вообще
"не в теме". Это одно из самых ярких свидетельств
утраты культуры благотворительности. Если в дореволюционном
обществе понимание благотворения было приблизительно
одинаковым - это достигалось широким информированием и
возможностью дискуссий в прессе, - то сегодня налицо
"глубокие разломы"
в общественном сознании.
Представления о социальной ответственности у
государства, населения, бизнеса, экспертного сообщества являют собой
картину резких контрастов. Даже уровень простого оповещения о том,
что реально происходит на ниве благотворения, создающего адекватную
информационную картину, еще не достигнут. Справедливости ради отметим,
что тема благотворительности и социального партнерства возвращается, экзотической она уже не кажется. Но
чтобы двигаться вперед, нам всем – и обществу, и бизнесу, и прессе - придется
сначала восстановить культуру благотворительности, а потом развивать ее дальше.
Разумеется, в ином историческом темпе.
"Украине
необходимо новое понимание справедливости: бедные
отказываются от мести богатым, а богатые
отказываются от чрезмерного личного потребления и
начинают работать на общенациональные задачи" - эта цитата
тоже из текущей периодики, и она внушает оптимизм.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.