Кому в Украине нужен "Татьянин день"?
Странно, когда мудрый и древний народ празднует маскарад варварской империи
Премьер Азаров поздравил студентов с непонятным «Татьяниным днем». Простим маркшейдеру из Калуги недотепство. Откуда знать бывшему донецкому мытарю, что он поздравил украинцев ни с чем? Попробуем разобраться, а что для Украины такое «Татьянин день»?
1) 12 января (по юлианскому календарю, или 23 января по григорианскому календарю) 1755 года — в день памяти святой мученицы Татианы и в день именин матери Ивана Шувалова — русская императрица Елизавета одобрила прошение Шувалова и подписала указ об открытии Московского университета. С 2005 года 25 января отмечается на России как День российского студенчества.
Первый вопрос, который возникает, кто же такая Святая мученица Татиа́на Ри́мская (лат. Tatiana, греч. Ἁγία Τατιανὴ ἡ Μάρτυς)? Раннехристианская мученица пострадала в Риме в III веке при императоре А. Севере. Почитается католической и православной церквами. Стало быть, большого рвения у РПЦ данная святая вряд ли выказала бы без повеления императрицы немки.
2) Скорей всего Елизавета хотела увековечить имя матери Шувалова. Шувал - вариант тюркского имени Шавваль (по названию десятого месяца мусульманского лунного года). Одна из старейших фамилий московского улуса - в документах отмечается с 1565 г., широко известна с XVIII в. Еще одга версия происхождения фамилии - от ногайского шувала - "куль, кулек" (русский язык заимствовал из тюркских то же слово в форме чувал), а у астраханских татар шувал означало печную трубу.
3) Елизавета была дочерью Петра, родившейся за три года до венчания родителей, что было предлогом для отстранения ее от трона. Мать Елизаветы Марта Скавронская, принявшая после перехода в православие имя Екатерины, не была русской. Елизавета любила веселиться и посвящала веселью все годы, проведенные вдали от двора. Ее ближайшим советником был немец из Ганновера Лесток, врач, приехавший в Россию при Петре, отданный Екатериной I на службу дочери Елизавете. Поэтому не удивительны учреждения немкой Елизаветой всевозможные праздники.
Поэт А.К. Толстой (1817—1875) в поэме «История государства Российского» сжато выразил главное противоречие эпохи: «Веселая царица была Елисавета: поет и веселится, порядка только нет». Раскол между двором и тонким слоем просвещенных дворян не только продолжал расти, но был особенно заметен при Елизавете именно благодаря ее веселию, безудержному поиску наслаждений.
Так, что покровительницей образования и студенчества в контексте учрежденного „дня Татьяны” Елизавету считать никак нельзя.
4) В сравнении с образованной Украиной Русская империя на то время оставалась малообразованной. В дремучую Московию образование несли в основном выходцы из европейской Украины. 19-летний брат мужа Елизаветы Кирилл Разумовский (гетман Украины) был назначен президентом Академии. В 1747 г. «вошел в случай», как выражались в эпоху императриц, стал фаворитом Елизаветы Иван Шувалов, принадлежавший — в отличие от выходца из Украины Алексея Разумовского — к татарскому роду. Вместе с фаворитом поднялась к трону большая семья Шуваловых, активно влиявшая на государственную политику. Петр Шувалов постепенно прибрал к рукам внутренние дела, его брат Александр возглавил Тайную канцелярию. Александр Шувалов, «оставивший по себе самую ненавистную память», как пишет биографа Елизаветы, превзошел своей жестокостью страшного предшественника генерала Ушакова и воспитал в своей канцелярии очередного начальника Тайной канцелярии еще более ненавистного Степана Шешковского.
Первые годы царствования Елизаветы прошли в поисках заговоров. Жертвой интриги пала семья знаменитой красавицы Натальи Лопухиной, о которой говорили, что в молодости она затмевала будущую императрицу. Лопухина, ее муж и сын были приговорены к колесованию, но Елизавета решила отменить казнь, поэтому наказание "ограничилось" тем, что у осужденных были вырезаны языки, их били кнутом и сослали.
Историк, исследовавший быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в., писал: «Вся социальная структура государства, сверху донизу, отмечена клеймом крепостного права. Все социальные классы были порабощены» (Богуславский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М., 1904. С. 37—38). В результате, по его словам, императорские дворы Анны или Елизаветы, подражавшие европейским образцам, поражавшие иностранцев роскошью и блеском, были в действительности не чем иным, как обширным крепостным поместьем. Свидетельства современников позволяют составить представление о жизни русского высшего общества. При Елизавете, когда Франция, французский язык и манеры приходят на место теперь уже ненавистных немцев (психологический комплекс неполноценности Российской империи – постоянное подражание чужому, в следствие отсутствия собственного, национального), великолепие костюмов, драгоценностей, украшавших как женщин, так и мужчин, стало еще ярче. Елизавета регулярно устраивала маскарады, на которые женщины обязаны были являться в мужском платье, а мужчины — в женском (такая себе бисексуальность и средневековый трансвестизм).
«Золоченая нищета» — назвал время царствования Елизаветы Василий Ключевский. Историк имел в виду не только то, что императрица всегда нуждалась в деньгах, хотя забирала себе значительную часть доходов на личные кутежи, но и то, что в нищете жило государство, которое не переставало увеличивать налоговый гнет, эксплуатируя основное богатство страны — податное население.
Основной источник прямого налога — крепостное крестьянство. Ответственность за уплату крепостным подати была возложена на помещика. Крестьяне отвечают на усиление гнета традиционным бегством. Владимир Вейдле, размышляя о русской культуре и русском характере, замечает особое, «отличное от западного понимание свободы, не как права строить свое и утверждать свое, а как право уйти, ничего не утверждая и ничего не строя» (Вейдле В. Задачи России. С. 76). Крестьяне убегают поодиночке, семьями, целыми деревнями. Бегство приняло такие размеры, что Сенат принимает решение организовать ревизию (перепись населения), требуя также, чтобы все беглые явились к своим законным владельцам.
Бегство было давним, наиболее распространенным способом выражения недовольства положения. Беглые крестьяне собираются в разбойничьи шайки, которые безнаказанно гуляют вдоль трех главных рек: Волги, Оки, Камы, они грабят и жгут помещиков и купцов в центральных районах страны, на больших дорогах близ Москвы, в Муромских лесах, в Сибири.
В 1760 г. указом Елизаветы помещики получили право ссылать своих крестьян в Сибирь «за предерзостные поступки».
Вот в такую рабовладельческую эпоху и был учрежден маскарад Татьяны – день открытия Московского университета. В то время для Украины подобные заведения были уже правилом, а не диковинкой, как у московитов.
5) Более, чем за столетие до открытия московского вуза в 1632 году путем объединения Киевской братской школы и лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия, ставшая затем Академией. В ней обучались дети украинской элиты, старшины, духовенства, мещан и казаков. Стать студентом украинского вуза мог даже бедный селянин, чего не скажешь о рабовладельческом соседе России.
В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г. получила титул и права академии и стала называться Киевской академией), названая в честь своего основателя митрополита П. Могилы. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие – поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством. Изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословие. Со временем в Киевской академии были введены курс русского (навязанного империей), французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимся очагом науки во всей Европе.
Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславе и постоянно им помогала.
Кроме того, по всей Украине работали Братские школы, сыгравшие прогрессивную роль в распространении просвещения и развития украинской культуры.
С 40-х гг. XVII в. до основания Московского университета молодежь из отсталых в культурном плане Москвы, Воронежа, Вязьмы, Брянска, Калуги, Могилева и других губерний русской империи получала образование в Киеве.
Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др.
Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности, в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии.
Черниговский коллегиум – один из старейших учебных заведений в Левобережной Украине. Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения.
Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях сыграл Львовский университет, основанный в 1661 г. В договоре 1658 года между шляхетской Польшей и казацкой старшиной было оговорено открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета. Львовская иезуитская коллегия имела статус академии и титул университета с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней.
Были установлены связи Львовского университета с культурными и учебными заведениями остальных украинских земель: Киево-Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским, Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой. В рукописном фонде Центральной научной библиотеки АН Украины хранятся тексты лекций по философии, которые читались во Львовском университете, записи диспутов, которые проводились там в XVII-XVIII вв.
Еще более древним образовательным заведением в Украине считается Национальный университет «Острожская академия» — национальный автономный исследовательский университет Украины, расположенный в Остроге (Ровненская область).
Острожская славяно-греко-латинская школа, основанная в 1576 г. князем Константином Острожским, стала первым высшим учебным заведением в Восточной Европе. Первым ректором был Герасим Смотрицкий, в школе преподавали такие известные люди как Демьян Наливайко, Кирилл Лукарис и прочие.
12 апреля 1994 года указом Президента Украины была возобновлена деятельность учебного заведения в статусе университета, а с 30 октября 2000 года — академии. В 2009 году Кабмин дал академии статус самоуправляемого исследовательского вуза.
6) Пока московиты придумывали, как собственным вузом обзавестись, этим событиям предшествовали следующие "братские" отношения варваров к просвещенным соседям украинцам:
1627 год. Указом царя московского Алексея Михайловича и его отца патриарха Филарета велено было книги украинской печати собрать и на пожарах сжечь с суровым запрещением когда-либо в будущем покупать украинские книги.
Так, в Москве сожжено "Учительное евангелие" Транквилиона-Ставровецкого вместе с другими его книгами и "Катехизис" Лаврентия Зизания Тустановского.
1672 год. Указ о запрещении во всех городах всех чинов людям держать у себя дома открыто или тайно украинской печати книги, а кто их имеет, то сурово приказано приносить и сдавать воеводе, местному правителю.
1677 год. Патриарх московский Іоаким приказал из украинских книг уничтожить листки, которые имеют разницу от книг московских.
1689 год. Синод запретил Киево-печерской лавре печатать том "Четьи-минеи" Дмитрия Ростовского.
1690 год. Московский патриарх Іоаким указом запретил все украинское писательство, но и том книги "Четьи-минеи" Даниила Заточника велено сжечь.
1693 год. Письмо Московского патриарха к Киево-печерской лавре о запрещении любых книг украинским языком.
1709 год. Указ Петра І о запрещении печати книг украинским языком, а книги, печатные церковнословянским языком, сверять с российским изданием, чтобы у них никакой разницы не было.
1720 год. Указ Петра І, чтобы опять книг никаких, кроме церковных предыдущих изданий, в Украине не печатать, а те старые книги с книгами великороссийской печати уравнять, чтобы никакой разницы и особенного наречия у них не было.
20 декабря 1720 года. Петр І выдал указ киевскому губернскому князю Голицину, чтобы "во всех монастырях, остающихся в Российском государстве, осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куртиозные письме оригинальные, а также книги исторические, рукописные и печатные".
1721 год. Приказ Синода посылать книги из украинских типографий в "синодную контору" для исправления их согласно с российскими требованиями и произношением и сличение клеймом цензора.
1724 год. Типография Киево-печерской лавры оштрафована на одну тысячу карбованцев за печатание книг, не во всем похожих с великороссийскими.
На такую же сумму и за такую же "вину" оштрафована и Черниговская типография, которую перевезли в Москву.
1729 год. Приказ Петра І о переписывании на Украине государственных постановлений и распоряжений из украинского языка на российский.
1740 год. Российская императрица Анна Ивановна создала правление гетманского правительства под руководством московского князя Алексея Шаховского и внедрила русский язык в делопроизводстве на территории Украины.
Переписи 1740 - 1748 гг. свидетельствуют, что в семи полках Гетьманщины на 1094 села приходилось 866 школ с преподаванием на украинском языке.
В 1804 г. был выдан царский указ, который запретил учебу на украинском языке. Результаты национального гнета сразу отразились на состоянии образования в Украине.
Уже перепись в 1897 г. показала, что на 100 лиц было лишь 13 грамотных.
1748 год. Приказ Синода Киевскому митрополиту Самуилу Милославскому ввести в Киево-Могилянской академии и во всех школах Украины русский язык преподавания, в результате чего на Левобережье исчезло 866 украинских школ.
1750 год. После отмены Канцелярии министерского правления малорусских дел в г. Глухове из нее изъяты и перевезенны на Россию дела тайного делопроизводства.
Документы архива Запорозькой Сечи, найденные во время "разорения Сечи генерал-поручиком Текелиею в ларе под престолом сечевой церкви", очутились в Московском отделении общего архива Главного штаба.
1755 год. Синод приказал Киево-Печерской лавре перевести на русский язык "Четьи-минеи" св.Дмитрія Ростовского и Киево-Печерский патерик.
1763 год. Указ Екатерины ІІ о запрещении преподавать на украинском языке в Киево-Могилянской академии.
7) Так стоит ли украинцам, предки которых помогали россиянам создавать свои вузы, отмечать праздник чужой страны?
В украинском календаре, как День украинского студенчества отмечено 17 октября.
Именно в этот день в 1990 году завершилась победой Революция на граните (или Студенческая революция на граните). Голодовка студентов на площади Октябрьской Революции (теперь Майдан Независимости) и массовые акции протестов в Киеве, главную роль в которых играли студенты и ученики техникумов и ПТУ, продолжались со 2 октября до 17 октября 1990 года. Советское оккупационное правительство было вынуждено удовлетворить требования протестующего студенчества.
Пример молодежи 22-летней давности мог бы стать ориентиром для нынешнего поколения. Если украинские студенты не испугались и вышли на протесты в эпоху советского тоталитаризма, даже не имея юридически оформленного государства Украина, так неужели современная молодежь испугалась временщиков из одного региона, попирающих законы независимой страны и разрушающих все святое на нашей Родине?..
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.