Как солнце сиял над Отчизною он,
Сердца побуждая для жизни.
Жестокою ссылкою он покорен.
Был знаменем чести в Отчизне…
Эти
строки, посвящены величайшему поэту – гуманисту XV века Алишеру Навои,
принадлежат известному художнику слова ХХ века Хамиду Алимджану. В них отражены
и великие подвиги Навои, и трагизм судьбы бессмертного мыслителя Востока,
талант которого грандиозен и разносторонен.
Низомиддин Мир Алишер
родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого
был центром общения людей искусства. Благодаря достатку и положению отца,
Алишер получает достойное светское образование, старательно изучает историю,
литературу, берет уроки музыки, занимается каллиграфией, осваивает языки.
Знакомство с поэзией происходило на арабском языке и фарси, который открыл миру
такие имена как Низами, Фирдоуси, Унсури, Саади, Джами. В короткое время
овладев техникой и образным строением классической персидской поэзии, первые
произведения юный Алишер создает на фарси. В то же время через яркие
метафорические образы открывает красоту староузбекского (чаготайского) языка,
не смотря на то, что в литературе того времени бытовало мнение о грубости и не
выразительности этого языка. Известность
к юному поэту пришла, когда ему едва исполнилось 15 лет.
Свои
поэтические произведения на узбекском языке Алишер подписывает псевдонимом
«Навои», что означает – «Мелодичный», а под стихами на фарси ставит подпись
«Фани», то есть «Бренный» или «Смертный». В этих псевдонимах четко
проглядывается отношение поэта к данным языкам. Но здесь необходимо внести
ясность. Он не выступал против фарси и никогда не умолял его ценности и
значения. Своим поступком уже в столь
юные годы выражал искреннее желание, чтоб староузбекский, родной язык, обрел
статус государственного и поэзия создавалась на родном языке. В своих
произведениях Навои обращается к новое, менее изысканной, но более
непосредственной народной аудитории.
Большую
роль в жизни Навои сыграла дружба с таджикским поэтом Абдурахманом Джами,
который писал в своих произведениях о бедственном положении народа. В то же
время поэта не возможно причислить к революционерам. Он, безусловно, чтил
монархию. Его идеал заключался в просвещенной монархии, освобожденной от уз
ханжества, алчности и невежества. Эта мечта согревала его, когда он давал
согласие другу детства правителю Хорасана султану Хусейну Байкаре стать визирем.
Получив
в 1472 году пост хранителя печати, в
следствии титул эмира и должность визиря, Навои стремился использовать свое
влияние при дворе на благо народа. За свой счет строит несколько медресе, 40
рабатов, 17 мечетей, 10 суфийских приютов, 9 бань и 9 мостов…
Деятельный
визирь сам участвовал в строительных работах: носил кирпичи, месил глину. Он
вел общественную деятельность, восстанавливал ирригационную сеть, поддерживал
поэтов, ученых, художников, музыкантов. Этот период (1483-1485 гг.) Навои
создает одно из самых известных произведений, признанное литераторами всего
мира как совершенство его поэзии – «Хамса» («Пятерица»). Каждый из пяти поэм
этого произведения стала отдельным шедевром мировой классики – «Смятение
праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова
стена». В этих поэмах поднимаются важные для этого времени вопросы
нравственности, любви, дружбы, философии, науки, искусства, государственного
устройства.
Его
деятельность вызвала недовольство дворцовой знати. Оклеветанный завистниками,
Навои вышел в отставку и в 1487 году был сослан султаном Хусейном в Асрабад,
где его пытались отравить. После этого, самовольно вернулся в Герат и получил
разрешение остаться, не неся придворных обязанностей. Но за ним оставлено право
голоса в решении всех государственных дел.
С
этого времени начинается новый период жизни поэта, где все время посвящено
творчеству Основная часть его произведений создана в этот период. Вся его
поэтическая деятельность с новой силой направлена на защиту и прославления
родного языка и литературы. Он возводит староузбекский язык в новый – высокий
ранг. В своей лирике, поэмах он выражал актуальные мирские и духовные,
суфийские вопросы. Впервые на этом языке были опубликованы религиозные
произведения Навои: «Арбаин» («Сорок четверостиший»), «Мунаджат»(«Мольба к
Богу»). Венцом этого титанического труда стал трактат «Спор двух языков» (1499 г.) – теоритическое
обоснование культурного и художественного значения староузбекского языка,
называемого тюрки. «Мне кажется, что я утвердил великую истину перед достойными
людьми тюркского народа, и они, познав подлинную силу своей речи и её
выражений, прекрасные качества своего языка и его слов, избавились от
пренебрежительных нападок на из язык и речь со стороны слагающих стихи
по-персидски», - пишет он в своем трактате.
Являясь
убежденным гуманистом, даже на склоне своих лет Навои живет с мечтою в сердце о
наилучшем устройстве человеческого общества, где все равны перед лицом судьбы.
Свое видение он воплощает в философско – дидактическом сочинении «Возлюбленный
сердец». Трагически осозновая невозможность осуществления своих политических
идеалов, он тем неменее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда
оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.
Несмотря
на большое состояние, оставленное ему отцом, поэт всю жизнь стремился к асказе.
Живой искренний интерес к нуждам народа говорил об истинных народных корней его
человеколюбия.
Сам
Навои признавался на склоне лет: «Из средств своих я брал себе на жизнь лишь
то, что необходимо простому человеку, довольствовался халатом, который защищал
меня в жару и холод, и непритязательной пищей. Остальное же я тратил на общение
с народом, на питание служителей и домочадцев. А то, что оставалось сверх
расходов на еду и на исполнение различных обязанностей, на представлял на благотворительные
дела».
Алишер
Навои умер в Герате 3 января 1501 года. Его обиталище – ханака, построена у
восточного крыла гробницы шейха, ничем не отличалось от кельи дервиша –
отшельника. Но наследие, которое он оставил своему народу, неизмеримо.
Еще
при жизни он был щедрым покровителем наук и искусств. При его поддержке творили
такие выдающиеся историки, как Мирхонд, Хандамир, Васифи, Давлятшах,
Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш – эдин, многие поэты, музыканты,
каллиграфы.
Жизнь
и творческая деятельность Навои и в наше время продолжает вызывать большой
интерес востоковедов различных стран. Его рукописи хранятся в крупнейших
библиотеках мира - в Узбекистане,
России, Великобритании, Турции, Иране и других странах.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.