После тщательного исследования данного вопроса выяснилось, что в своей речи Патриарх реанимировал постановление Стоглавого Собора, о чем ниже рассмотрим подробнее.
Общеизвестно, что на Лаодикийском Соборе был утвержден канон Библии. Но была и допущена ошибка – стараясь отделится от иудеев, не принявших христианство, участники Собора провозгласили следующее: “Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, – а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа”.
Православная Церковь обратила внимание на существующее несоответствие 29 правила Лаодикийского Собора четвертой заповеди Закона Божьего “Помни день субботний, чтобы святить его”. Авторы перемещения субботы на воскресенье упустили из виду тот факт, что это решение не основывается на новозаветних книгах Священного Писания, собранных в канон на этом же Соборе. Ведь имеются исторические сведения о том, что начиная с апостольских дней и до Лаодикийского Собора христиане были верны Богу в соблюдении четвертой заповеди “Помни день субботний, чтобы святить его”.
“До второго века нигде не встречается очевидных свидетельств еженедельного празднования христианами воскресенья. Первые упоминания в документах этого столетия идут из Александрии и Рима, мест, где раньше всего было отвергнуто соблюдение субботы, седьмого дня недели” (Суббота в Писании и в истории, cтр. 330). “Первые христиане испытывали великое благоговение перед субботой и проводили день в поклонении и проповедях. И, вне всякого сомнения, они взяли это от самих апостолов, что подтверждают несколько письменных свидетельств по этому вопросу” (Диалоги о дне Господнем, стр. 189, Лондон, 1701). “Суббота представляла крепкие узы, которые объединили их с жизнью всего народа, а в соблюдении священной субботы они следовали не только примеру, но также и заповеди Иисуса” (История воскресенья, стр. 13,14). “Первые христиане на самом деле чтили субботу, поэтому христиане долгое время придерживались соглашения по поводу субботы, отдельные части их закона читались на богослужениях; и это продолжалось до Лаодикийского церковного собора” (Труды Дж. Тейлора, стр. 416, R. Издательство Хебера, стр. 416).
Исторические свидетельства третьего века. Египет (“Оксиринкский папирус”, 200-250 гг. по Р. Хр.). “Если вы не сделали субботу настоящим священным днем покоя, вы не увидите Отца” (Оксиринский папирус, стр. 3, Лондон, Офис египетского исследовательского фонда, 1898). “Седьмой день, суббота, торжественно отмечался Христом, апостолами, простыми христианами до Лаодикийского собора, который упразднил его” (Диссертация о дне Господнем, стр. 33, 34, 44). До 225 года после Рождества Христова существовали большие епархии или ассоциации Церкви Востока (соблюдающих субботу), они простирались от Палестины до Индии (Мингана, Первоначальное распространение христианства, стр. 460).
Вот поэтому, когда был собран Стоглавый церковно-земский Собор, который состоялся в Москве в январе-мае 1551 года с участием Ивана Грозного и представителей Боярской думы, вопрос четвертой заповеди Божьей был поднят на надлежащий уровень и принятое соответствующее решение – “праздновать наряду с воскресным днем и субботу, на основании правила, приписываемого апостолам Петру и Павлу” (95 глава).
Решение Патриарха восстановить статус дня субботнего прокомментировал Юрий Белановский, заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве: “Суббота в православной традиции, как и полагается, имеет особый статус. Отменить празднование субботы, установленное Богом, никто не может. Никто не может и перенести значение и смысл субботы на воскресенье. Если внимательно отнестись и к православному богослужению, и к богословию, то со всей очевидностью станет понятно, что суббота — праздничный день”.