То, что Михаил Прохоров – сказочник, вряд ли вызовет сомнение у любого здравомыслящего человека. То он во время предвыборной президентской кампании рассказывает
сказки о городах в Сибири, то
снится сон Михаилу Прохорову о партии нового типа, и он уже готов перед самыми президентскими выборами к ее созданию.
Михаил Прохоров – молодой политик, и первое, чему он смог научиться – это популизму. Одна из приверженцев Михаила Прохорова, известный публичный деятель Екатерина Гениева описывает это следующим образом: «У Михаила Дмитриевича есть идеи, которые он излагает нормальным русским языком. Он хорошо говорит, и страна его слушает». По существу она подтверждает простую истину – как артист, публичный человек, Михаил Прохоров весьма неплох. Да и не случайно водится он с артистами и публичными людьми, делая на них ставку в своей политической карьере.
Артисты, публичные люди – кто лучше них способен доносить в массы популизм? Артисты и популисты – это по сути одно и то же, публичные люди – многие из них вообще далеки от понимания политики. К примеру, все та же Екатерина Гениева по поводу идеологии говорит следующее: «Если же это просто система идей, выраженная в словах, то ничего плохого в этом нет. Мне кажется, здесь деидеологизация возникает как желание дистанцироваться от пустой популистской риторики партии власти». И вот после такого высказывания пусть даже известного публичного человека возникает закономерный вопрос: а насколько вообще Екатерина Гениева разбирается в понятии «идеология»?
Владимир Путин уже 12 лет кормит людей своими идеями, но страна при этом не развивается, а деградирует. Новые идеи Путина, озвученные им перед выборами, скажем прямо, гораздо прогрессивнее идей Михаила Прохорова – писали ведь их Владимиру Путину профессионалы. С другой стороны, где вы читали сказку, в которой не было бы идей? Любая сказка или фантастический фильм построены на сплошных идеях. Другой вопрос, насколько они реалистичны и могут быть претворены в жизнь.
Михаил Прохоров перед выборами выдвинул идею о том, что он займет второе место на президентских выборах, выйдет во второй тур, в котором он якобы должен победить Путина. Хорошая идея для Михаила Прохорова, не правда ли? Вот только сказочная. Оказывается, не всем сказкам суждено стать былью в ситуации, когда сказка строится не на реалистическом подходе, а на самом простом обывательском популизме.
Поэтому 8% на выборах трудно назвать настоящим успехом для человека, претендующего в своих заявлениях на кресло президента с новой «прогрессивной» программой, в которой одни плюсы по сравнению с минусами человека, реально победившего на президентских выборах. Хотя плачевный результат, который оказался ничем не лучше результата остальных «думских старцев», популистами Прохорова после окончания президентских выборов был воспринят в качестве настоящей победы. Про заявления о втором туре тут же забыли, как и о том, какое громадное количество людей якобы поддерживают Михаила Прохорова.
Михаилу Прохорову не нравится слово «популизм», оно задевает его самолюбие. Зато ему нравится сам популизм, поскольку популизм сродни сказки и не требует доказательства и претворения его в жизнь. Собрал за свои деньги народ в зале, рассказал народу сказку – и поехал дальше. Так делают гастарбайтеры и артисты, в сопровождении которых и ездил по стране Михаил Прохоров. Помнит ли Михаил Прохоров о том, что ему говорили в регионах, прося о помощи и реальном содействии? Я думаю, вряд ли, поскольку после выборов, получив печальный результат, Михаил Прохоров не кинулся спасать страну, а решил отдохнуть от «трудной» для себя работы. Рассказывать сказки – это ведь не руду добывать на Норильском никеле, это труд гораздо более сложный. Хотя, ведь не всем дано это понять из числа простого трудового народа, простые люди ведь сказки не рассказывают, они дело делают, на том же Норильском никеле.
Не спешит Михаил Прохоров и новую партию открывать. Спешил он заявить о ее создании перед президентскими выборами – это правда. И при этом никто, конечно же, не задумался о том, что это популизм. 21 февраля 2012 года, за 12 дней до президентских выборов, Михаил Прохоров объявляет о срочном создании партии нового типа при том, что он крайне загружен напряженной работой в период окончания предвыборной кампании. И вот сегодня уже 4 апреля, т.е. прошел целый месяц после окончания президентских выборов, а партия Прохорова до сих пор не только не зарегистрирована, но ей не придумано даже название.
Михаил Прохоров заявил о том, что покинул бизнес и теперь занимается сугубо политической деятельностью. Что за этот месяц Михаил Прохоров как политик сделал при том, что главной его целью является создание партии? Все это время он и его команда популистов отдыхали после «напряженных» выборов? А знает ли Михаил Прохоров о том, что бóльшая часть людей из числа его сограждан-избирателей не могут себе позволить столь продолжительного отпуска даже один раз в году? Это так, к слову о социальной справедливости, за которую столь рьяно борется сам Михаил Прохоров. И в данном случае его все же трудно не назвать
политическим лентяем.
Но давайте вернемся к самой партии. Предложить народу придумать название для партии – идея неплохая, но опять же популистская. Ведь деятельность любой партии строится на идеологии, и уже согласно идеологии подбирается название партии, но никак не наоборот. Если придумать название партии, а потом создавать под нее идеологию – что получится? Это все равно, что надевать штаны через голову. Хотя, может у Михаила Прохорова к этому вопросу свой, прогрессивный подход?
Возможен вариант, когда придумано название партии и, исходя из этого, подобрана любая стандартная идеология из того расчета, что она вообще никому не нужна. На таких принципах и строятся сегодня все популистские партии – красивое название, лозунги и сказочники, рассказывающие то, что люди больше всего хотят услышать. И главное в этом – хорошо и убедительно рассказать. Народ, он ведь как дети – расскажи правдоподобно – и поверит на слово, особенно тому, кто до этого публично не врал.
Единственная проблема популистов заключается в том, что если они не смогли сразу за счет своего вранья одержать победу, в дальнейшем им уже вряд ли удастся победить, разве что силой. Чем больше времени популисты находятся в политике, тем больше их суть понятна гражданам страны. Поэтому и так называемые «думские старцы» от выборов к выборам не могут набрать достаточно большое количество голосов: они – популисты и большинство людей в стране это уже прекрасно понимают. КПРФ – единственная в России идеологическая партия, которая, несмотря на это, тоже идет популистским путем, забывая пусть даже про устаревшую, но все-таки идеологию. Поэтому коммунисты с одной стороны, набирают бóльшее количество голосов на выборах, чем другие популисты, но с другой стороны – победить Путина не в состоянии.
Конечно, Путин – тоже популист, но он за счет популизма сразу пришел к власти и с властью расставаться не собирается. А зачем людям менять в стране одних популистов на других? Поэтому народ голосует за тех популистов, которые им уже обеспечили хотя бы какую-то стабильность в государстве. Народ не знает, что можно ожидать от новых популистов и боится этого. Ведь сказочники бывают не только добрыми, но и злыми, хотя все они во время выборов рассказывают народу добрые сказки.
А что на самом деле нужно сделать для того, чтобы сказка стала былью? Для человека мало выслушать идею, он должен ее понять, а затем и осознать. А что значит осознать идею? Чем вообще осознание отличается от понимания?
Если маленькому ребенку говорят, что огонь – это горячо, он может понимать это, но до тех пор, пока он не обожжётся огнем, он не осознает, что такое «горячо». Если тому же ребенку рассказывают о том, что его могут наказать, и это будет больно, он сможет это понять, но требование к ребенку станет продуктивным лишь тогда, когда его накажут больно.
Каждому человеку свойственно понимание и осознание. Когда популисты рассказывают народу сказки, народ понимает, что так может быть, но он не осознает каким образом и за счет чего это может произойти. И для того, чтобы у человека наступило политическое осознание, в политике существует такое понятие как «идеология».
Поэтому идеи, о которых рассуждает Екатерина Гениева в качестве восхищения Михаилом Прохоровым, способны давать лишь понимание того, что чаще всего далеко от реальности и потому сродни обману, напрямую связанному с популизмом. В политике идеи любого формата без соответствующей идеологии сродни лишь популизму, но сегодня об этом, к сожалению, известно лишь опытным политикам, к услугам которых тот же Михаил Прохоров не хочет прибегать. А это может означать лишь одно: Михаил Прохоров и дальше пойдет дорогой популизма, независимо от того, как он назовет свою партию и сколько артистов и публичных людей будет ее поддерживать.
Конечно, в современном мире популизм – наиболее легкая стезя для политиков, но на фоне политической конкуренции она с каждым годом становится все сложней и сложней. А это, в свою очередь, приводит к росту материальных затрат для политиков, поскольку эффективность их популизма от политической рекламы с каждым годом падает.
Михаил Прохоров объявил о создании сетевой партии нового типа. Но любая партия имеет сетевую структуру, другого просто не дано, и не знать этого для образованного человека просто позорно. Поэтому подобные заявления – это не просто популизм, а дешевый популизм. Другой вопрос, что Михаил Прохоров хочет сэкономить собственные средства и построить основную структуру партии в сети Интернет, но это уже не сетевая партия, а интернет-партия. И идея эта, на самом деле, уже далеко не нова.
Для чего Михаилу Прохорову нужна именно интернет-партия? А нужна она лишь для отчетности, галочки о количестве членов партии. На самом деле члены партии для популистской партии совсем не нужны, популисты используют для продвижения рейтинга партии собственный популизм и не занимаются идеологическим развитием партии, для чего, собственно говоря, партия и должна создаваться. Вспомните работу закрытого штаба Михаила Прохорова, решающего якобы какие-то супер важные стратегические задачи, которые никто так и не смог ни увидеть, ни оценить ни до выборов, ни после. Для народа во время выборов штаб Михаила Прохорова работал лишь в показном режиме. Главная задача штабов была оболванить граждан, чтобы те во время выборов проголосовали за Михаила Прохорова, но у них это весьма плохо получилось. В штабах ведь работали простые наемники, а они при попустительстве центрального штаба Михаила Прохорова просто зарабатывали деньги, а не занимались своей профессиональной работой, к которой они еще были и не готовы.
Одни популисты зарабатывали деньги во время выборов на других популистах, и их трудно в этом упрекнуть. Поэтому те из людей, кто прошел через структуры штабов Михаила Прохорова, прекрасно знают, что деятельность этих штабов была лишь сплошной показухой, а значит все тем же популизмом.
Поэтому сегодня не надо Михаилу Прохорову долго думать над названием своей партии, оно согласно его идеологии напрашивается само собой: «Популистская партия России».