«Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных».
Лао-цзы
Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись.
Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо
уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надёжнее выбрать
страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны,
склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива: пока
ты делаешь добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни
крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя явится в них нужда,
они тотчас от тебя отвернутся.
И худо придётся тому государю, который, доверясь их
посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая даётся
за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но
нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди
меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто
внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди,
будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх
поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы
государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по
собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому
правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то
другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных.
Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность
данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что
в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное
слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счёте
преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.
Из чего следует, что разумный правитель не может и не
должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если
отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным,
если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат,
поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить
обещание всегда найдётся. Примеров тому множество: сколько мирных договоров,
сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи
нарушали своё слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру.
Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и
лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что
обманывающий всегда найдёт того, кто даст себя одурачить.
Иначе говоря, надо являться в глазах людей
сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть
таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и
противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что
государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают
хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти
против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе
он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события
примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как
было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не
чураться и зла.
Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано
всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим
известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение
большинства, за спиной которого стоит государство. О действиях всех людей, а
особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату,
поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы
средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо
чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и
меньшинству в нем не остаётся места, когда за большинством стоит государство.
Николо Макиавелли, «Государь» (написан около 1513 года)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.