Причиной неоднозначной реакции на отставку Папы, о которой было объявлено в понедельник, как и самой отставки, стали противоречия в нормах канонического права и и традиции — и Церкви вообще, и РКЦ.
Причиной неоднозначной реакции на будущую отставку Папы Римского Бенедикта XVI, о которой было объявлено в понедельник, как и причиной самой отставки, стали противоречия в нормах канонического права и традиции — и Церкви вообще, и Римской Католической церкви, как ее наибольшей части.
С одной стороны, во многих случаях со времен Средних веков, а то и с самого начала Церкви, от архиерея, или, иначе, от епископа, ожидали, что он будет нести свое служение до конца жизни. Как об обычной практике многолетнего служения епископов и архиепископов на своих кафедрах (т. е. постах) — вплоть до конца жизни — пишет, например, еще архиепископ Григорий Турский в своей «Истории франков» (речь идет о событиях, в основном, V—VI
веков).
Да и самые первые из канонов, так сказать основы церковного права,— «Правила Святых Апостолов» — достаточно ясно требуют: «Не позволительно епископу оставлять свою епархию...» (правило 14-е). Эта норма, среди прочего, предполагает, что епископы всех степеней — то есть епископы, архиепископы, архиепископы-митрополиты, экзархи, примасы, кардиналы и патриархи (в числе которых и папы — Римские и Александрийские) — должны оставаться в своем сане и на своей кафедре до самого конца своих дней.
Кроме того, пребывание епископов на своих кафедрах до конца жизни подразумевается и /содержанием правила 40-го «Правил Святых Апостолов».
С другой стороны, реалии повседневной жизни и многочисленные примеры из прошлого и настоящего ставят вопрос: а что делать, если епископ (какой бы то ни было степени) не способен исполнять свои многочисленные и довольно тяжелые обязанности, поскольку он стар, и/или немощен, и/или болен? Надо заметить, что для епископского служения, например, сложности, проблемы и конфликты — это не досадные недоразумения иногда, а повседневные заботы, это труд архиереев. И что, например, делать, если сложилось так, что затруднения и конфликты во вверенной епархии настолько значительны, что епископ не может с ними справиться, уже не в силах? А можно ли себе представить, какое бремя возлагается, например, на Римских пап в связи с этим — ведь от них ожидают участия в улаживании и разрешении конфликтов чуть ли не во всей Римской Католической церкви?
Наверное, многим может вспомниться и самый первый пример неспособности, который мы находим еще в Ветхом Завете (1-я кн. Царств, или 1-я кн. Самуила): старый первосвященник иудейский Илий, который сам-то был благочестив, уже не мог призвать к порядку своих сыновей Офни и Финееса, а они своим поведением отвращали людей от жертв Богу.
В связи с этим в разных церквях были приняты разные нормы, вводившие в практику (вопреки древним постановлениям св. апостолов и соборов) уход епископов (и священников) на покой, в отставку, и их отречение.
Например, ныне действующий «Кодекс канонического права» Римской Католической церкви (опубликованный в 1983 г., далее — ККП РКЦ) предусматривает, что по достижении возраста в 75 лет и священники (настоятели приходов), и епископы (диоцезов), и даже кардиналы (возглавляющие ведомства и учреждения Римской курии и Ватикана), подают прошения об отставке (каноны 538, 401 и 354 соответственно).
Кроме того, епископу, который «по слабости здоровья или по другой веской причине окажется не вполне способен исполнять свою должность, настоятельно предлагается подать прошение об отставке» (канон 401 ККП РКЦ).
Наконец, кардиналы, достигшие 80-летнего возраста, лишаются права избирать нового Папу римского (согласно так называемой «Апостольской конституции» Иоанна Павла II «Universi Dominici
Gregis», ст. 33).
(Корреспондент обрезает статьи по своим техническим причинам, поэтому прочесть статью полностью, а также на украинском языке, можно на моей странице в Фейсбук и на Ливджорнал.)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.