Такие милые и приятные мелочи, создающие атмосферу города, как лепнина, старинные переплёты, венецианские окна не интересуют тех, от кого зависит их сохранение - правительство и широкие слои населения
Харьков сильно пострадал в годы
Великой Отечественной войны. Поврежденные здания, которые можно было
восстановить, чаще предпочитали сносить и строить на их месте новые. Но и сегодня
Харьков несёт серьёзные архитектурные утраты: реконструкция зданий зачастую делается
без реставрации и сохранения их исторической и культурной ценности. А
мемориальные таблички на них часто вешают «для галочки».
Одно из самых увешанных
табличками – здание Центральной научной библиотеки университета им. В.Н.Каразина,
но почти все те люди, которым посвящены памятные знаки, не имеют никакого
отношения к этому объекту. Дом построен в 1901-1903 годах, о чём сообщает
соответствующая надпись. В начале ХХ в. директором библиотеки и душой
строительства нового её помещения был Константин Иванович Рубинский, и
посвящённая ему доска – единственная, которая тут висит «по делу», считает краевед,
доцент кафедры етики, эстетики и истории культуры НТУ «ХПИ» Михаил Красиков.
Здесь же висит мемориальная доска,
которая гласит: «Тут працював з
1873 до 1906 року професор
Харківського Імператорського
университету Марін Дрінов, перший Голова Болгарської академії наук». Простой логический анализ
позволяет посчитать, что из 23 лет, указаных в надписи, он мог работать в этом здании максимум 3
года. Тут же висит мемориальная доска, посвящённая графу Северину Потоцкому, попечителю Харьковского
учебного округа, много сделавшему для становления университета. Вот только
этого здания он видеть не мог даже в проекте, потому что умер в 1829 году. Аналогичная
ситуация с памятью о филологе-слависте, писателе и преподавателе Харьковского
университета Измаиле
Ивановиче Срезневском, чьи
годы жизни – 1812-1880. Ещё один пример неудачного расположения памятных знаков
– на углу здания висит красивая табличка, посвященная Олесю Гончару, который
учился в харьковском
университете в 1938-41 гг, но не в библиотеке.
С мемориальными табличками в
Харькове много казусов. Вот что рассказывает об одном из них Михаил Красиков: «Весь образованный Харьков смеялся, когда
повесили мемориальную доску, посвященную Ивану Франко на здании архивного
отделения харьковского городского совета по ул. Университетской, 23. Иван
Франко никогда не был в Харькове, но наш университет присвоил ему звание почётного
доктора российской словесности, на табличке же написали, что в этом здании ему
присвоили звание доктора философских наук, которое на тот
момент не существовало. Пришлось после нескольких месяцев позора переливать буквы».
Ещё из той же серии: одна из дат на мемориальной доске, посвященной Дмитрию Яворницкому – неправильная. Дождётся ли знаменитый историк казачества
новой доски – большой вопрос.
В Харькове актуальный вопрос
сохранения ценных памятников архитектуры и истории, как с точки зрения их
культурной ценности, так и с точки зрения их функционального назначения в
условиях современного мегаполиса. Сложному искусству строительства в историческом центре города с учётом ценности
существующей застройки учат у нас на кафедре реконструкции и реставрации
памятников архитектуры Харьковского университета строительства и архитектуры.
«Любой памятник – это документ истории, и наша задача – сохранить его
максимально достоверно. В названии нашей кафедры сочетаются противоречащие друг
другу понятия. Реконструкция предполагает приспособление к жизни объектов, а
реставрация – сохранение и восстановление, при необходимости, здания с
максимальной исторической достоверностью, – объясняет доцент кафедры Владимир
Михайлович Лопатько, – Архитектор должен
воспитывать заказчика, а не наоборот. Зачастую же он находится «на крючке» у
заказчика. У нас уже разработано студентами более 300 проектов реконструкции и
реставрации зданий по Харькову и области. Главные цели, которые при этом ставятся
– сохранить документальность, подлинность, историчность нашего города, а не
стремиться приукрасить памятники архитектуры».
В качестве примера удачной
реконструкции В.М. Лопатько приводит здание Харьковского аэропорта и прилегающих
улиц, где удалось сохранить историческую достоверность. А также архитектурный
комплекс стадиона «Металлист», за разработку проекта реставрации которого с
сохранением таких исторических деталей, как арка входа, кассы, памятник, группа
харьковских архитекторов получила Государственную премию.
Зато, реконструкцию самого
древнего в Харькове здания нельзя назвать удачной. Сейчас его купола
позолочены, а стены выкрашены в бледнозёленый цвет. Чем руководствовалась
Харьковская православная епархия при своём выборе – непонятно. Покровский собор
1689 г. постройки, как и все храмы, которые строили казаки, белили, а крышу
крыли гонтом (деревянными дощечками наподобие черепицы), и она была чёрной. В
Харькове XVII в. купола
церквей не крыли золотом и не расписывали стены, эта традиция пришла к нам позже
из Московии. Облик собора до реставрации был ближе к его первоначальному виду.
«Храм, оштукатуренный и покрашенный под линеечку, утратил свою историческую достоверность и ценность как
памятник народного зодчества Украины, - говорит Лопатько, - моему сердцу дороже стены с побелкой, где местами просвечивается
неровная кладка. Я не говорю уже о позолоченных шатрах и главах – это фальсификация
истории.»
Сейчас идёт реконструкция
здания церкви Харьковского университета по адресу ул. Университетская, , и там аналогичная
ситуация. «В некоторых источниках нашли
упоминания о том, что здание было жёлтого цвета, но ведь жёлтый жёлтому –
рознь. Это здание построено в классическом стиле, и там не могли использоваться
такие яркие цвета».
Здание Госпрома по своему
значению здание претендует на внесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как
один из первых и показательных образцов стиля конструктивизм в архитектуре. Но,
в частности, из-за замены окон на пластиковые, этого не получилось сделать: старые
двойные рамы заменили современными одинарными профилями. «С ними здание смотрится нелепо, – считает Владимир Лопатько, – раньше в старых домах были ажурные оконные
переплеты, которые сейчас меняют на пластиковые стеклопакеты. Когда идёшь по
улице, такое впечатление, что окна пустые. Сейчас в центре Львова меняют все
пластиковые окна на деревянные. При этом только 20% стоимости окон оплачивают
жильцы, а 80% - это субсидии из Германии. Эта практика уже распространяется и в
Киеве. Я уверен, что она дойдет до нас, и окна снова придётся менять».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.