Сезон отпусков в разгаре, а значит курортные и просто туристические страны,
города и местечка замерли в ожидании наплыва варяг с шелестящими купюрами.
Руцкимир в пестром водовороте туристов стоит особняком. Можно сказать, россияне
на особом счету метрдотелей, полиции, врачей, хоспитов, АЗС, официантов кафе и
администраторов готелей. В посте
Если б СССР не был так жесток френд
Vlad Mi как-то заметил: «Тут якийсь Анонізмус
ніяк не второпає, що таке "нормальное европейское государство". Пояснюю на рівні
унітазу, бо інші приклади - що об стінку. А це якраз кацапський рівень».
И правда, почему бы нам не взглянуть на проблему русской
культуры через призму пятой точки? Точнее, со стороны места, на котором эта
точка отдыхает:
Культура российских туристов ходить
в туалет вызывает обсуждение в губернии Южное Саво. Согласно газете
«Лянси-Саво»,
на
бензозаправочных станциях обслуживания компании ABC в Юва вывесили русскоязычную
инструкцию правильного пользования унитазами. Это было сделано после
многочисленных обращений клиентов.
В инструкции
рассказывается и показывается, что на унитазе нужно сидеть, а не стоять.
- Российские туристы, по своей привычке, часто
забираются на унитаз ногами. Поэтому мы вывесили инструкцию, чтобы туалеты
оставались чистыми. Никому не хочется садиться на унитаз, если там следы ног, -
говорит в интервью газете региональный директор компании АВС Минна Раса.
В результате неправильного обращения, некоторые унитазы
были сломаны. По словам директора, проблеме небольшая, речь просто идет о разной
культуре пользования туалетными помещениями. Газета сообщает, что такие же
инструкции на русском языке скоро появятся и на других АЗС, находящихся в
приграничных районах.
Гигиенические разногласия встали между народами Суоми и России. Причем
“встали” в прямом смысле слова. Привычку некоторых туристов влезать на унитаз с
ногами и непременно в ботинках финны уже считают национальной русской традицией.
И просят хотя бы в гостях соблюдать местные обычаи. Присаживаться тем, чем
принято. Тематические объявления на «великом и могучем» появились на АЗС в
приграничных районах. С иллюстрациями для тех, кому читать невмоготу.
- Мы вывесили инструкции после многочисленных жалоб
посетителей, - рассказала газете Lansi-savo региональный директор сети
автозаправок АВС Минна Раса. - Никому не хочется садиться на унитаз, если там
следы русских подошв.
В ближайшее время похожие
инструкции обещают вывесить в уборных и другие автозаправки и некоторые кафе.
Как считают финские эксперты, успевшие проникнуть в
самую глубину вопроса, гигиенические различия между народами происходят от
культурных. На России общественное место со времен страны Советов значит
ничье.
- Каждый заботится о своей собственности, но
никто - о совместной, - полагает Вилли Паасонен. - Поэтому и общие туалеты часто
грязные.
В Суоми у каждого здания, предмета и даже
уборной есть собственник. Он и убирает. Финны полагают, что российские туристы
могут не знать этого и по привычке считать любой общественный унитаз грязным.
В общем, пошли финны войной. Туалетный бунт последовал
за автомобильным. Недавно в Суоми объявления "Я паркуюсь как урод" заменили на
"Я паркуюсь как русский" - из-за массового свинства владельцев машин с
петербургскими номерами.
****
Далее в продолжение унитазной темы, как наиболее понятной российским
оппонентам. Заслуживает особого внимания.
NEWSru.com делает перепечатку из итальянской газеты
La Stampa:
Россия - страна загаженных туалетов
В
Санкт-Петербурге насчитывается 275 общественных туалетов, в Москве - 257 (в
древнем Риме их было 144, в современном Пекине - 7 тыс.), т.е. один туалет на 7
тыс. жителей, не считая туристов. И все они закрываются в семь вечера.
Дмитрий Никишин, коммерсант из Орла, никак не мог
распродать свои запасы туалетной бумаги, которыми вот уже несколько месяцев был
забит багажник его фургона.
Быстро проведя
"маркетинговое исследование", Дмитрий выяснил, что "все это делают на улице", и
решил сформировать спрос на свою продукцию, которую в провинции продать
невозможно, путем построения на свои деньги двенадцати общественных туалетов.
Дело оказалось провальным: потенциальные клиенты над ним насмехались, власти
отказали ему в помощи, а туалетную бумагу, бесплатно предоставленную людям,
просто украли. Вот так закончился маленький крестовый поход одного человека во
имя дела, которое уже много веков терзает русскую душу, пишет
La Stampa (перевод на сайте
Inopressa.ru).
Есть даже специалисты, которые занимаются данной темой, например
Александр Мещеряков, автор книги "Сосуды тайн: туалеты и урны в культурах
народов мира", который считает проблему туалетов особой характеристикой России.
"На вопрос, понравилась ли ему наша страна, честный иностранец вместо того,
чтобы превозносить Третьяковскую галерею, ответит в ужасе, что туалеты
загажены".Об этом туристов не предупредит ни один гид. Иностранцы испытывают все
на собственной шкуре, когда автобус, направляющийся в какой-нибудь город
Золотого кольца, останавливается у леса и гид, смущенно улыбаясь, говорит:
"Мальчики направо, девочки налево". Маршрут надо планировать с учетом того, где
в следующий раз можно будет пописать, иначе переносные кабинки, как на стройках,
которыми усеяна Москва, покажутся вам оазисом в пустыне.
На сувенирном развале в Измайлово женщины у кабинок предлагают
иностранцам, известным своей брезгливостью, дополнительные услуги: кусочек
туалетной бумаги, которая напоминает наждачку, немного дезодоранта перед входом,
чтобы не упасть в обморок от вони, и водичку из пластиковой бутылки, чтобы те,
кто выжил, могли ополоснуть руки.
Первые полные отвращения свидетельства
иностранных путешественников уходят своими корнями в позапрошлый век. Один из
тогдашних туристов писал о "всевозможном зловонии", царившем в Москве, где еще в
1870 году потоки мочи текли даже по Красной площади.
Сегодня, несмотря на то, что недавно столичным властям была
представлена новая супертехнологичная и антивандальная модель туалета, ситуация
остается катастрофической.
Все туалеты на России
закрываются в семь вечера. Неудивительно, что каждую неделю три тысячи москвичей
арестовывают на месте за "неэтичное поведение". Даже в городах в каждом
четвертом доме нет канализации. А в деревне, на дачах, в населенных пунктах, в
туристических деревнях, в казармах единственное удобство - это покосившаяся
деревянная кабинка, поставленная над смердящей ямой. Это остатки
коммунистического дефицита или, скорее, наследие крестьянского народа, которого
лишь недавно урбанизировали.
Чехов в своем дневнике о
Сахалине в 1890 году с презрением писал, что подавляющее большинство русских
презирают данное удобство. А Булгаков в "Собачьем сердце" (20-е годы, крестьяне
наводняют дома буржуазии в городах) в знаменитом отрывке, в котором
экономический и социальный упадок объясняется привычкой делать мимо горшка,
упрекал соотечественников в том, что они к тому же не уверены в том, нужно ли
после этого застегивать штаны.С того момента как матрос в фильме Эйзенштейна
разбил унитаз в императорском туалете, пользование санузлом превратилось в
социальный и культурный водораздел, символ классовой ненависти (так же как и
легенды о золотых унитазах новых русских в 90-х годах) и отсталости, которую
нужно искоренить. Так же как и водка, сортиры являются предметом
интеллектуальных дебатов, которые вот уже не одни век ведут лучшие умы нации.
На России даже самая вульгарная и низменная тема становится центром
дискуссии, охватывающей историю, философию и политику. Режиссер Андрей
Кончаловский в предисловии к книге Александра Липкова "Все о сортирах" пытается
объяснить это с исторической и географической точки зрения: при таких огромных
пространствах и малом количестве городов россиянам не нужно было придумывать
себе и держать в чистоте место, где можно уединится.
Любопытно, что по тем же
причинам - географические пространства и малая степень урбанизации - обычно
оправдывают неизбежность имперской и авторитарной судьбы России. И дискуссия по
поводу отечественных сортиров неизбежно раскалывается традиционной
разделительной линией "западники-славянофилы". Первые устами Кончаловского
объявляют, что "пока туалеты загажены, демократии не будет", вторые
отождествляют себя с поэтом, националистом и славянистом Алексеем Широпаевым,
который в гневной оде воспевает привокзальный провинциальный туалет как
"крепость Азии".
То, что туалет - это нечто, импортированное с Запада, становится
понятным, в частности, и по словам, которые сценаристы одного классического
фильма 40-х годов вложили в уста Петру Великому, главному российскому западнику,
когда тот грозит боярину запереть его в отхожем месте как у иностранцев.
Именно в московских общественных туалетах в советское время процветал
черный рынок контрабандных западных товаров.
А когда дискуссия от вопросов гигиены переходит к национальной
идее, не нужно удивляться, что самой знаменитой фразой В. Путина, которая
принесла ему любовь избирателей, превратив из незнакомца в народного лидера,
было пресловутое и неудачное обещание "мочить чеченцев в сортире".
Унитаз -
это что-то вроде указателя на шкале "свобода-диктатура". Таким образом можно
объяснить, почему первыми частными предприятиями, возникшими в период
горбачевской либерализации в конце 80-х, были платные туалеты с туалетной
бумагой и дезодорантом (сегодня они исчезли) и почему, в то время как в модных
московских заведениях сооружаются туалеты невероятной роскоши и дизайна (которые
заслуживают отдельного обсуждения), рядовые россияне продолжают корячиться над
"толчком" в "позе орла", лишь бы не касаться грязного стульчака.
Кому-то даже пришла в голову мысль организовать "партию
чистых туалетов", которая неизбежно потерпит фиаско.
Но, может быть, вместо того, чтобы
дискутировать по поводу национального позора, будет лучше взять губку, чистящее
средство и заняться уборкой, - задается вопросом La Stampa.
Странные эти иностранцы на загнившем Западе. Богоносцам иногда в
западло майку из трусов при интимном деле подкатывать, а они о губках и гигиене.
Нет уж, санитарные сантименты не уровня великого народа из великой страны.
Унита ля комедия! :-)