....
Забавно... Забавно то, как некоторые писатели прозорливо видят развитие событий в будущем. К примеру рекордсмен недельных продаж, роман
Джорджа Оруэлла 1984, в точности описывает настоящее происходящее и его причины. Особенно впечатляет открытость и показательность причин. Нет никаких замысловатых уголков которые можно было бы трактовать по разному. Я читал этот роман еще лет десять назад, но именно сейчас его содержание, как никогда актуальна. Какая на то причина? Она очень проста, ибо даже самым ярым приверженцам какой либо политической силы, дает понять что на самом деле большинство даже местного колорита из себя представляет. И то, что они сами себя не считают определенной группой, не говорит о том, что они в них не состоят. Далее будет несколько выдержек из самого романа для тех кто возможно не знаком с этим произведением. Ну а те кто уже когда-то его прочитал, рекомендую попробовать перечитать еще раз.
....
На протяжении всей зафиксированной истории и,
по-видимому, с конца неолита в мире были люди трех сортов - высшие, средние и
низшие. Группы подразделялись самыми разными способами, носили всевозможные
наименования, их численные пропорций, а также взаимные отношения от века к веку
менялись, но неизменной оставалась фундаментальная структура общества. Даже
после колоссальных потрясений и необратимых, казалось бы, перемен структура эта
восстанавливалась, подобно тому, как восстанавливает свое положение гироскоп,
куда бы его ни толкнули.
Цели этих трех групп
совершенно несовместимы. Цель высших – остаться там, где они есть. Цель средних
– поменяться местами с высшими, цель низших – когда у них есть цель, ибо для
низших то и характерно, что они задавлены тяжким трудом и лишь от случая к
случаю направляют взгляд за пределы повседневной жизни, – отменить все различия
и создать общество, где все люди должны быть равны.
Таким образом, на
протяжении всей истории вновь и вновь вспыхивает борьба, в общих чертах всегда
одинаковая. Долгое время высшие как будто бы прочно удерживают власть, но рано
или поздно наступает момент, когда они теряют либо веру в себя, либо
способность управлять эффективно, либо и то и другое. Тогда их свергают
средние, которые привлекли низших на свою сторону тем, что разыгрывали роль
борцов за свободу и справедливость. Достигнув своей цели, они сталкивают низших
в прежнее рабское положение и сами становятся высшими. Тем временем новые
средние отслаиваются от одной из двух других групп или от обеих, и борьба
начинается сызнова.
Из трех групп только низшим никогда не
удается достичь своих целей, даже на время. Было бы преувеличением сказать, что
история не сопровождалась материальным прогрессом. Даже сегодня, в период
упадка, обыкновенный человек материально живет лучше, чем несколько веков
назад. Но никакой рост благосостояния, никакое смягчение нравов, никакие
революции и реформы не приблизили человеческое равенство ни на миллиметр. С
точки зрения низших, все исторические перемены значили немногим больше, чем
смена хозяев..
К концу XIX века для
многих наблюдателей стала очевидной повторяемость этой схемы. Тогда возникли
учения, толкующие историю как циклический процесс и доказывающие, что
неравенство есть неизменный закон человеческой жизни. У этой доктрины, конечно,
и раньше были приверженцы, но теперь она преподносилась существенно иначе.
Необходимость иерархического строя прежде была доктриной высших..
....Но основная, глубинная
предпосылка заключалась в том, что уже в начале XX века равенство людей стало
технически осуществимо. Верно, разумеется, что люди по-прежнему не были равны в
отношении природных талантов и разделение функций ставило бы одного человека в
более благоприятное положение, чем другого; отпала, однако, нужда в классовых
различиях и в большом материальном неравенстве. В прошлые века классовые
различия были не только неизбежны, но и желательны. За цивилизацию пришлось
платить неравенством. Но с развитием машинного производства ситуация
изменилась. Хотя люди по-прежнему должны были выполнять неодинаковые работы,
исчезла необходимость в том, чтобы они стояли на разных социальных и
экономических уровнях. Поэтому с точки зрения новых групп, готовившихся
захватить власть, равенство людей стало уже не идеалом, к которому надо
стремиться, а опасностью, которую надо предотвратить. В более примитивные
времена, когда справедливое и мирное общество нельзя было построить, в него
легко было верить. Человека тысячелетиями преследовала мечта о земном рае, где
люди будут жить по-братски, без законов и без тяжкого труда. Видение это влияло
даже на те группы, которые выигрывали от исторических перемен. Наследники
английской, французской и американской революций отчасти Верили в собственные фразы
о правах человека, о свободе слова, о равенстве перед законом и т. п. и до
некоторой степени даже подчиняли им свое поведение. Но к четвертому десятилетию
XX века все основные течения политической мысли были уже авторитарными. В
земном рае разуверились именно тогда, когда он стал осуществим.
---------------------------------------------------
А вот как тонко подчеркнута суть всех нынешних политиков
....Партийцу не положено
иметь никаких личных чувств и никаких перерывов в энтузиазме. Он должен жить в
постоянном неистовстве – ненавидя внешних врагов и внутренних изменников,
торжествуя очередную победу, преклоняясь перед могуществом и мудростью партии.
Недовольство, порожденное скудной и безрадостной жизнью, планомерно направляют
на внешние объекты и рассеивают при помощи таких приемов, как двухминутка
ненависти, а мысли, которые могли бы привести к скептическому или мятежному
расположению духа, убиваются в зародыше воспитанной сызмала внутренней
дисциплиной. Первая и простейшая ступень дисциплины, которую могут усвоить даже
дети, называется на новоязе самостоп.
Самостоп означает как бы инстинктивное
умение остановиться на пороге опасной мысли. Сюда входит способность не видеть
аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже простейший
довод, если он враждебен ангсоцу, испытывать скуку и отвращение от хода мыслей,
который может привести к ереси. Короче говоря, самостоп означает спасительную
глупость. Но глупости недостаточно. Напротив, от правоверного требуется такое
же владение своими умственными процессами, как от человека-змеи в цирке – своим
телом. В конечном счете строй зиждется на том убеждении, что Старший Брат
всемогущ, а партия непогрешима. Но поскольку Старший Брат не всемогущ и
непогрешимость партии не свойственна, необходима неустанная и ежеминутная
гибкость в обращении с фактами. Ключевое слово здесь – белочерный.
Как и многие
слова новояза, оно обладает двумя противоположными значениями. В применении к
оппоненту оно означает привычку бесстыдно утверждать, что черное – это белое,
вопреки очевидным фактам. В применении к члену партии – благонамеренную
готовность назвать черное белым, если того требует партийная дисциплина. Но не
только назвать: еще и верить, что черное – это белое, больше того, знать, что
черное – это белое, и забыть, что когда-то ты думал иначе. Для этого требуется
непрерывная переделка прошлого, которую позволяет осуществлять система
мышления, по сути охватывающая все остальные и именуемая на новоязе
двоемыслием.
-------------------------------
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.