Кто в домике живет? В сине-желтом живет... Часть 1. Анамнез.

02 серпня 2013, 20:31
Власник сторінки
0
Кто в домике живет? В сине-желтом живет... Часть 1. Анамнез.

Тот, кто сможет прочесть этот пост (Часть 1,Часть 2, Рецепт), поймет почему политики боятся и ненавидят социальную психологию...

Несколько лет назад многие считали, что приход к власти регионалов это досадная превратность судьбы, а вовсе не закономерный результат действий оранжевой власти. Более того, ни ухудшение уровня жизни, ни повышение пенсионного возраста, ни всплеск уголовщины не помешали регионалам выиграть и парламентские выборы 2012г. Почему так произошло? На этот вопрос никто из лидеров оппозиции так и не дал простой и понятный ответ. А ответ совершенно простой - действия оппозиции не были направлены на формирование единой политической нации. Чтобы понять это, следует разобраться в том, а что собственно заключено под таким абстрактным понятием как "украинский народ".  На сегодня единственным правильным ответом будет описание украинского народа, как формального сообщества граждан Украины. Нет никаких оснований говорить о политическом, культурном или религиозном единстве народа Украины. Украина сейчас представляет собой классических  Лебедя,Рака и Щуку -  объединяющий Центр и антагонизирующие  Восток и Запад. В чем же причины драматических отличий ментальности Восточной и Западной Украины, препятствующих созданию единого украинского народа? В социальной психологии существует понятие латентной социопатии, когда живущий по законам общества человек в ряде случаев действует под влиянием  доминирующей над ним патологической идеи. Как это ни больно, но следует признать, что латентная социопатия это серьезная болезнь современного украинского общества. Лечения любой болезни начинается с анамнеза. Приступим и мы...


Анамнез болезни.

Больной Восточная Украина (вместе с тяжелобольным Крымом).
Основная невротическая проблема граждан Востока Украины - подсознательный страх, связанный с чувством полного социального бессилия и зависимости от власти. Причина формирования невроза - события новейшей истории Украины. Восток Украины и Крым это единственные регионы Украины, где не власть победила криминал, а  с 90-х годов криминал и стал властью. Общество, воспитанное в социалистических традициях, внезапно оказалось в феодальной зависимости от криминала, где новый хозяин завода становился вершителем человеческих судеб. Понятия добра и зла, социальной справедливости были основательно размыты и деформированы. Длительная культурная изоляция региона привела к тому, что местные жители не считают перспективным движение к Европе, полицейское общество соседней Российской Федерации воспринимается как образец государственной власти, а жизнь в СССР вспоминается как что-то исключительно положительное. В результате борьба за языковое равноправие  стала единственным безопасным видом социальной активности. Дающей возможность, как и поднять самооценку, так и, испытывая чувство гордости за свою позицию, очередной раз проголосовать за защитников русского языка из Партии регионов. Все остальное немедленно пресекалось - от банального закрытия СМИ до забития битами. Глубокие психологические травмы Больного нуждаются в немедленном лечении. Прогноз благоприятный, поскольку у Больного присутствует сильнейшее протестное желание вырваться из оков социального рабства. Лечение должно быть основано на сотрудничестве с Больным и возвращению ему чувства собственного достоинства и социальной значимости.

Больной Западная Украина.
Основная невротическая проблема граждан Запада Украины - глубокая внутренняя обида на современное украинское общество, отказывающееся предоставлять им социальные привилегии, как представителям титульной нации и носителям украинской национальной культуры. Долгие годы, в отсутствии украинской государственности, Западная Украина была центром украинской народной культуры, а украинский язык своеобразным стержнем украинской национальной самоидентификации. Длительный период русскоязычной ассимиляции привел к языковому разделению городской и сельской культур Украины. Городская культура использовала русский язык - единственный коммуникационный язык Российской империи, а позже и СССР.  Использование украинского языка постепенно сузилось в рамках сельской культуры. Фактически уже в УССР сформировалось двуязычное общество, но при этом украинский язык сознательно дискриминировался. На момент провозглашения независимости Украины, жители Западной Украины верили в то, что историческая несправедливость будет исправлена. Совершенно естественно, что символом привилегий титульной нации стал статус украинского языка.  Но со временем оказалось, что экономическое преимущество городской культуры  является более важным фактором, чем исторические права титульной нации. Право на использование русского языка  было закреплено в ст. 10 Конституции Украины и, несмотря на крайне жесткое толкование этой статьи решением Конституционного Суда, в Украине фактически установилось двуязычие de facto.  Слабое экономическое развитие Западной Украины, ее отставание от Центрального и Восточного регионов, еще более усилили напряжение и внутреннее недовольство. Борьба за привилегии титульной нации сублимировалась в длительную и безуспешную  борьбу за доминирование украинского языка в Украине. Больному важно не сколько самому иметь возможность говорить на украинском языке, сколько в принудительном порядке обязать говорить на нем всех остальных граждан Украины. Любая контрверсионная аргументация Больным игнорируется. Больной упорно защищает «своих» исторических героев, ставших важным элементом национал-патриотической  мифологии. Например, на вопрос "Может ли христианин воин-УПА убивать польских женщин и детей и не попасть в ад? " стандартный ответ " Это не убийство, а отплата за убийства украинцев! ". Больной просто не в силах сопоставить свой ответ и принципы христианской этики. При этом большинство граждан Западной Украины считают себя верующими и периодически ходят в церковь.  Глубокие психологические травмы Больного, ощущение себя человеком второго сорта, озлобленность по отношению к другим нуждаются в немедленном лечении. Прогноз благоприятный, основанный на предоставлении определенных привилегий украинскому языку, как части языкового компромисса.


Дополнительные данные анамнеза.
В 2004г. оппозиция могла надеяться на поддержку исключительно Центра и Запада Украины. «Законопослушный»  Восток в то время не мог даже в мыслях допустить идти наперекор власти. Организованные и решительные группы  жителей Западной Украины, наряду с  киевлянами, сыграли важнейшую роль в Оранжевой революции. Лидеры оппозиции мгновенно оценили важность поддержки Запада Украины, напоминающую важность для РСДРП(б) поддержки пролетариата в период Октябрьской революции 1917г. Но если лидеры большевиков формировали идеологию пролетариата с чистого листа, то тут была совершенно иная картина.
Немного истории.. Особенностью периода  Оранжевой революции являлось отсутствие открытой языковой конфронтации между Востоком и Западом. Существующая языковая ситуация, в целом,  воспринималась как должная.  Национал-патриотическое движение было сравнительно небольшим фрагментом общего демократического движения. Вспомните, как Ющенко в 2004 году исключил из блока Народного союза «Наша Украина» О.Тягнибока за ксенофобские высказывания.  В то время они однозначно воспринимались обществом как ксенофобские!  Более того, следует вспомнить и проект указа " О защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей Украины", который кандидат в Президенты Украины В.Ющенко обещал воплотить в жизнь после своего избрания. Обратите внимание, Ющенко хотел выглядеть толерантным! Почему? Да просто потому, что украинское общество в целом было толерантным и кандидат Ющенко был вынужден подстраиваться под главенствующее настроения.
 Победа украиноязычного Ющенко ознаменовала важный поворот в восприятии украинского языка в Украине – он внезапно стал модным, как язык, ассоциирующийся с  демократическими переменами. Последовавшая украинизация культуры и образования поначалу не вызвала никаких протестов у русскоязычного населения, либо охваченного эйфорией светлого европейского будущего (Центр) либо затаившегося перед непонятной новой властью (Восток). Увы, распад Оранжевого правительства мгновенно запустил убийственный механизм внутренней конкуренции. Пословицу «синица в руке лучше журавля в небе» никто не понимает лучше политиков…Столкнувшись с необходимостью политического выживания, и Ющенко и Тимошенко сконцентрировались исключительно на оппозиционном электорате Западной Украины. Почему? Центр Украины оказался полностью потерянным для Ющенко в пользу Тимошенко, а вот на Западе Украины у него оставались шансы.  Работа с электоратом Восточной Украины обоим политикам казалась неактуальной, поскольку не давала никаких гарантий на предстоящих выборах. Для того чтобы понравиться своему самому активному избирателю опытные политики выбрали старый проверенный способ – стать ближе к народу...  Быть «ближе к народу» на Западной Украине означало быть большим националистом чем Олег Тягнибок.
Устаревшие лозунги Оранжевой революции «демократия» и «европеизация»  были заменены на более актуальный «национал-патриотизм». Безусловно, на данном электоральном поле призыв защитить украинский язык оказался более понятен, чем призывы о толерантности или борьбе за экономическую свободу.
Но лечебное действие жесткой национал-патриотической риторики имело и два побочных эффекта.. Во-первых, она мгновенно сделала политиков заложниками своих «патриотических» избирателей, любое смягчение позиции трактовалось бы как предательство. Ни о каком поиске языкового компромисса, способного удовлетворить всех жителей Украины и привлечь новых сторонников, не могло быть и речи. Во-вторых, такая риторика полностью дезориентировала оранжевого избирателя, заменив всеукраинское  противостояние «коррупционеров и демократов» на региональное  противостояние «защитников и противников украинского языка».
Ни провал на выборах Президента, ни арест Тимошенко, ни последующий приход новых лидеров в БЮТ, никак не изменили идеологию оппозиции. Вместо поисков альтернативы языковому закону Кивалова-Колесниченко - клоунская трехдневная голодовка в двуязычном Киеве. Вместо всестороннего анализа Волынской трагедии - молчаливое одобрение действий «героев-УПА». Вместо работы с избирателями Востока – выездные лекции г-жи Фарион по языковому вопросу.

Все это, шаг за шагом, привело к чудовищному разобщению украинской нации, что, в результате, и позволило регионалам, эксплуатирующих образ «единственного защитника интересов русскоязычного населения», трижды(!) выиграть выборы.

Продолжение  следует...
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.