Рецензия на шпионский триллер «Паранойя» австралийского режиссера Роберта Лукетича
«Я
взял пустой стакан с водой, наполнил
его энергией,
выдал за шампанское, и
ты его вылакал…»
На
премьере фильма «Паранойя» молодого и
претенциозного, как все австралийцы,
режиссера Роберта Лукетича, невольно
думаешь: должно быть, у этих корпоративных
толстосумов нехило развита акрофобия
(боязнь высоты — прим. автора)! Ведь всю
свою жизнь они проводят на самом верху
многоэтажной Америки — в мире, где
уровень твоей состоятельности определяется
этажом, на котором ты работаешь.
Главный
герой фильма — Адам Кэссиди (брат Криса
Хемсфорта — Лиам, по прозвищу Тор-младший)
тоже был бы не прочь заразиться этой
фобией: каждый день подниматься на
эскалаторе, а потом — на лифте, проходя
фейс-контроль в небожители. Однако он
— простой парень из Бруклина, офисный
планктон, которому материнская плата
заменила родную мать, а отцовские
нравоучения — кнут и пряник начальника
Николаса Уайетта (Гари Олдман).
И
кто бы мог подумать, что именно Уайетт
вместо того, чтобы наказать Адама за
незаконное пользование корпоративной
кредитной карты, сделает ему прибыльное
предложение, от которого, как бы сказали
в «Крестном отце», он не сможет отказаться.
За
полмиллиона долларов, которых бы с
головой хватило на лечение больного
эмфиземой отца, молодому IT-шнику
предложили примерять роль троянского
коня: проникнуть в компанию АЙКОН
(АЙФОН?) главного конкурента Уайетта —
мистера Годдарда (Харрисон Форд) — и
украсть прототип супер-гибкого смартфона
Аккура. То, что сначала просточку Адаму
показалось воровством и корпоративным
шпионажем, Уайетт назвал единственной
для парня «возможностью узнать, как
живут другие». И Адам согласился…
У
него появилось все, о чем только может
мечтать мальчишка, перечитавший книги
Яна Флеминга: крутые тачки, дорогие
часы, роскошные апартаменты и симпатичные
подружки (Эмбер Хёрд). Но все не то, чем
кажется. Иначе бы фильм не назывался
«Паранойя»…
Когда
Кэссиди начинает понимать, что за ним
и его новой жизнью следят, а планы Уайетта
на его счет поменялись, у парня начинает
развиваться чувство, вынесенное в
заглавие фильма. В войне двух королей
— Годарда и Уайетта — Кэссиди решает
сделать ход конем…
Картину
«Паранойя» Лукетич, как заботливая
мамаша, «вынашивал» целых четыре года.
И ему воздалось: в картине согласились
сыграть замечательные актеры. Наверное,
этим летом по касту его способен
переплюнуть разве что звездный десант
«РЭД 2», где на каждый сантиметр кинопленки
— или оскароносец, или голливудская
суперстар. При небольшом
бюджете картины, значительная
часть которого ушла на зарплаты именитым
актерам (лысому Форду, огнедышащему
Олдману, красавчику Хемсворту и, уверен,
в скором будущем девушке Джеймс Бонда
— Эмбер Херд), картина окупит себя с
головой — в этом не сомневаются даже
кинокритики.
Отдельное
внимание Роб уделил мелочам. Постоянные
намеки на конкуренцию между крупными
брендами отсылают нас к реальным
корпоративным войнам: ведь не зря
компания, в которой работает Адам,
называется «Айкон». Каждый раз, когда
герой Гари Олдмана появляется в кадре
с «надкусанным яблоком», нового
генерального директора Apple Тима Кукса,
где бы он ни был, атакует приступ икоты.
Без
нескольких кульминационных моментов
эта картина явно была бы не такой
хлесткой: в основном, погоду сыграли
ветераны Голливуда Гари Олдман, Харрисон
Форд и их словесное фехтование. В
«Паранойе» Олдман примерил на себя роль
злюки-толстосума, у которого настроение
меняется чаще, чем ставки на бирже. Про
героя Олдмана мы вроде как все знаем с
самого начала, в дальнейшем он нас сможет
удивить разве что амбициозностью и
коварностью своих поступков. А вот
персонаж Харрисона Форда — более
объемный, как лакмусовая бумажка,
меняющая свой цвет в зависимости от
обстоятельств. Он — сложный персонаж,
нелинейный, ведь помните как в начале?
В этом фильме все не то, чем кажется…
Очередной
кульминационный момент — это уничижение
Адамом его собственной квартиры,
напичканной всякими жучками и камерами.
В этот самый миг поклонники Джорджио
Армани нервно впиваются ногтями в обивку
сидений — ведь несколько интерьеров
для «Паранойи» создавал именно его
бренд.
Кстати,
порой, когда в кадре появлялись Олдман,
Форд и их молодой партнер по фильму
Хемсворт, уверен, Лиаму казалось, что
он на уроке актерского мастерства —
выдавливанию эмоций, которые поднимали
на-гора Олдман и Форд, учат разве на
последних курсах актерских училищ.
Однако на одном Форде далеко не уедешь,
и Лукетич это прекрасно понял.
Именно поэтому молодой австралийский
режиссер решил примерять на себя маску
Хичкока, испытав свое режиссерское эго
в стезе саспенса.
Ему
и вправду удалось пощекотать зрителям
нервишки, однако вышло у него по-своему,
по-лукетичевски. При этом фильм не утонул
в чрезмерной клиповости, которой пестрит
нынешняя кинопродукция. «Паранойя»
остался фильмом — с внятным сюжетом,
осязаемыми образами героев и понятной
мотивацией каждого из них. Кстати, о
клипах: без музыки не обошлось, удачный
подбор саундтреков — тоже один из плюсов
картины.
Пожалуй, картине можно
поставить 9 из 10 с небольшой натяжкой.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.