Интервью с танцовщицей и преподавательницей tribal dance Еленой Кужель
Танец живота, известный также как belly dance, положил начало такому направлению танца, как трайбл. Чтобы как-то облагородить танец живота, который в Америке считался «танцем для кабаре», на американском континенте была создана танцевальная группа под названием «Fat Chance Belly Dance», что в переводе означает «никакой это не белли-данс». Так началась история стиля Tribal Dance, подробней о котором рассказывает преподавательница студии «Jah Surya» Dance Group Лена Кужель.
Сам танец возник в 70-х годах в Америке – там как раз зарождалось
движение хиппи. Матерью «всея трайбла» считается американка Каролина
Нериккио, которая танцует и по нынешний день. Она создала принципиально новый
стиль и назвала его American Tribal Style
(ATS), который на
сегодня является брендом. Это система движений, которая подразумевает групповую
импровизацию.
Мое первое знакомство с трайблом произошло еще очень-очень давно.
Однажды я увидела репортаж про какую-то московскую школу трайбла, где
показывали видео с Рейчел Брайс – это одна из икон этого стиля. Но тогда я
подумала: «А, это в Москве, в Киеве такого нет…», и на время об этом забыла. Но
потом началось бурное развитие социальных сетей, и случайно у какой-то подруги
я снова натолкнулась на видео с Рейчел, и что-то внутри мне подсказало: это
оно!.. Притом, что до этого у меня никогда не было мыслей заниматься
какими-либо танцами. Но трайбл – это был выстрел прямо в сердце.
Формат танца взят из разных стран и культур – это Испания, Индия, Марокко, цыгане.
Например, из фламенко взята постановка корпуса и рук.
Девушка в трайбле не должна танцевать с подтекстом «Хотите меня!».
У нее должен быть посыл: «Любуйтесь, как я танцую». Она должна быть
самодостаточной. В ее выступлении не может быть пошлости. Если белли-данс
направлен на то, что танцовщица кокетничает с каким-то мужчиной в зале и
привлекает к себе внимание, вроде: «Посмотрите на мои бедра, посмотрите на мою
фигуру, и вообще какая я классная», то трайбл более сдержан. В групповой
импровизации каждый человек уважает друг друга, и таким образом убирается
какая-либо конкуренция.
В Украине трайбл как направление танца существует уже около семи лет,
хотя о нем мало кто знает. А знают, в основном, те люди, которые
интересуются этникой, этно-музыкой, неформальной культурой – в общем, это
больше такая неформальная «тусовка».
Я занимаюсь трайблом уже четвертый год. Поначалу было мало возможностей
изучать его на качественном уровне, ведь трайбл в Украине только начинал
развиваться, и многие учились просто по видео. Иногда это был трайбл с довольно
«смешной» техникой. Но я понимала, что всё равно нужно продолжать работать, и
что в одиночку учиться сложнее, чем с преподавателем. Поэтому мы вместе с
руководителем и создателем группы «Джа Сурья» Таисой всей студией развивались в
этом направлении.
Сейчас трайбл стал ближе, и возможностей стало больше. Многие
танцоры из России и Украины могут позволить себе поехать в Америку на
трайбл-фестивали. Кроме того, мы со своей стороны также приглашаем мировых
звезд из Америки и Европы для проведения мастер-классов. И многие иностранцы
даже говорят, что у нас выше уровень, чем в Европе. А всё дело в том, что наши
танцовщицы свои зарплаты копят на то, чтобы пойти на мастер-класс какой-то
звезды.
Философия трайбла направлена на то, что все довольны собой и довольны
окружающими. Здесь нет никаких возрастных ограничений. Кроме того, это еще
и полезно: идет нагрузка не только на группу мышц живота, но и на грудные
мышцы. Это также развивает ноги, подтягиваются ягодицы, а «фламенковская»
постановка корпуса позволяет выровнять осанку. Если заниматься хотя бы два раза
в неделю, то действительно можно увидеть положительные результаты.
В традиционный трайбл-костюм входят очень широкие шаровары, а поверх
идут две большие юбки. Обычно нижний подол в таких юбках – от 15 метров. Почему две –
это, прежде всего, красиво. Можно и одну, но если подол очень большой.
Например, у меня есть юбка с подолом 32 метра, у кого-то есть и больше. Чем больше и
пышнее юбка, тем лучше.
Конкретного сакрального назначения у каждой детали трайбл-костюма нет,
так как это не народные танцы, а смесь разных культур. Часто в костюмах
используются большие помпоны и кисти – это взято из марокканских стран.
Когда я начала заниматься трайблом, я также начала шить и вышивать!
У меня дома все даже подшучивали надо мной: «Лена – да с иголкой? Да ладно! Это
что-то новенькое!». А потом, когда я уже расшила свой первый костюм, все
согласились, что получилось очень даже неплохо. Ну а то, что я не могу сделать
сама – я прошу выполнить на заказ. Например, у меня даже есть друг Росланд – он
кузнец, который помогает воплощать мои идеи, и кует для меня некоторые детали
костюма.
В детстве все мечтали кем-то побыть, вот я, например, хотела побыть
феей :) Самостоятельно создавая костюм, у тебя есть возможность воплотить
тот образ, ту идейность, которая есть в голове. Увидел одну пуговицу – и ты уже
видишь весь костюм. В некоторой мере танцовщица трайбла должна быть немножко
дизайнером.
В трайбле нет такого, что все танцовщицы должны выглядеть абсолютно
одинаково. Есть общий концепт танца: если все танцуют в шароварах – то,
пожалуйста, оденьте шаровары. Или, например, платок на бедро. Но кто-то может
пошить шаровары из зеленой ткани, а кто-то – из темно-синей. Ограничения только
в том, чтобы это не было похоже на белли-данс. В трайбле никогда не
используются очень прозрачные ткани, тот же шифон, а также материалы каких-то
кислотных цветов.
В трайбл-украшениях наибольшую ценность составляют кучанские украшения.
Кучи – это народность, «кучане» – от слова кочевники. Достать украшения для
трайбла очень сложно. Обычно это делается через интернет. Понимание того, какие
украшения будут в стиле трайбла, а какие нет – приходит со временем.
Почему аутентичные восточные барышни носили много украшений?
Во-первых, они были кочевниками, то есть – это «всё своё ношу с собой». А
во-вторых, когда девушка выходила замуж, ей лучше было носить всё на себе, ведь
по Корану, если муж трижды скажет слово «талак» («уходи»), женщина должна уйти
в том, в чем она есть. Поэтому у них все костюмы обвешаны золотом, монетами,
украшениями.
Когда-то я заинтересовалась, а сколько же весит костюм для трайбла,
учитывая количество тканей и множество аксессуаров. Я взвесилась без костюма, и в костюме – на тот момент он
был еще довольно «простеньким» и легким. Разница вышла в пять килограмм.
Сейчас, конечно, она еще больше. Однако когда этот вес равномерно распределен
по телу – то, в принципе, тяжести не ощущаешь.
Я отношусь к людям нестандартной внешности, которые положительно
относятся к пирсингу или татуировкам. Но только в том случае, если это
действительно выглядит красиво и гармонично. Многие из трайбл-танцовщиц делают
себе татуировки, но это не «обязаловка», а исключительно их личное желание.
Когда человек начинает выступать, танцевать – он преображается.
Снимаются барьеры в теле и голове. Большинство девушек, которые приходят на
занятия, поначалу зажаты – в плечах, в бедрах, это на уровне восприятия. Но когда
девушка в костюме и с макияжем выходит на сцену – она совершенно по-другому
себя чувствует. После занятия трайблом со временем приходит спокойствие и
любовь к себе. Это очень женственный танец, и он развивает женственность.
Лично в моем восприятии трайбл – это эклектика стилей, которая
связывает исконно этнические танцы с пониманием современного мира, и хранит в
себе связь женщины современной с женщиной прошлой.
Каждую музыку во время выступления необходимо пережить. Когда я
выхожу на сцену, я стараюсь танцевать с конкретной целью, со смыслом. Если
этого нет, то остается только техника, но ведь на сцене очень важны и эмоции
танцора.
Очень полезно слушать и посещать занятия других преподавателей. Ты
даже можешь преподавать танцы, но пойти послушать, как ведет лекцию
бизнес-тренер. И видя, как человек преподносит свою мысль, ты эту технику
можешь потом использовать у себя на занятиях. Мне нравится преподавать,
общаться в женском коллективе и передавать другим свой опыт. А девушкам будет
только полезно оставлять иногда свои котлеты и годовые отчеты за танцевальным
залом, и с помощью трайбла превращаться
в настоящих принцесс.
Ксения Литвин
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.