3 октября в украинский прокат вышел "Параджанов" - фильм об одном из самых неоднозначных советских режиссеров.
Фильм о выдающемся режиссере
производства Украины, Франции, Армении и Грузии «Параджанов» - это байопик без особой
биографичности. Совместная режиссерская работа Елены Фетисовой и Сержа
Аведикяна повествует в первую очередь о художнике в тоталитарной стране. Однако
картина не обличает советский строй, внимание сосредоточено исключительно на
творчестве или его невозможности.
Одно из несомненных достоинств картины –
его визуальная составляющая. Это и операторская работа Сергея Михальчука, и труды
декораторов и художников по костюмам. Интересно показан съемочный процесс
знаковых картин Параджанова. Например, в свадебной сцене в «Тенях забытых
предков» режиссер (в главной роли Серж Аведикян) при помощи монтажа введен в
оригинальные кадры, где будто бы объясняет актерам, как играть. Приемы вроде
этого в компании с игрой света (и цвета) и саундтреком делают картину похожей
на сказку, а к сказке не может быть претензий, например, в недостоверности.
Герой на экране создает коллажи, и сам фильм напоминает коллаж, в котором
собраны реальность, воспоминания, сны и фантазии.
После премьеры на ОМКФ «Параджанов» получил не самые
лестные отзывы, в основном за поверхностность образа режиссера или смещение
акцентов на визуальную подачу. Критика обоснована, но стоить учитывать два
важных момента. Во-первых, байопики все-таки снимают не для искушенных
киногурманов. Это не документальные фильмы, и если после просмотра зрители
замучили гугл запросами о герое, значит, образ вышел как минимум интригующим.
Второй, и очень важный в ситуации с «Параджановым» нюанс – это личность героя,
и чем она масштабнее, тем сложнее.
При всей неоднозначности и сложности
объекта повествования «Параджанов» смотрится очень легко. Сержу Аведикяну
удалось создать образ взбалмошного, но обаятельного гения. Гений раздаривает
реквизит, выдавая его за антиквариат, требует павлинов и верблюдов на съемочную
площадку и безостановочно провоцирует всех вокруг – от собственного оператора
до партийных шишек.
Даже несмотря на то, что «Параджанов»
больше фильм о том, каким можно снять фильм, чем о режиссере (главного героя
можно заменить любым не вписывающимся в рамки советских норм артистом, и
картина особо не потеряет), смотреть его стоит. Потрясений можно не ждать, а
вот полтора часа не самого плохого, и, что радует больше всего, украинского
кино гарантированы. И самое главное: вернувшись домой, обязательно посмотрите
(или пересмотрите) фильмы Сергея Иосифовича Параджанова.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.