Большой живот и малый фаллос,
Вот все, что от меня осталось.
А. Безыменский
18
января 1898 года появился на свет литератор Александр Ильич
Безыменский. Его, возможно и забыли бы с удовольствием, как многих
сверстников, умевших рифмовать слова, но в русской литературе он остался
не столько субъектом (творцом и критиком), сколько объектом (прототипом
сразу нескольких персонажей).Владимирский еврей, ветер северный…
Жил-был одесский мещанин Иоиль-Шимон Гершонович Безыменский. Причём
жил не там, где его помещало Одесское городское по воинской повинности
присутствие и даже не у моря. Судя по метрическим записям о рождении
трёх его сыновей — Давида, Бенедикта и Александра, немало времени он
провёл в губернском городе Житомире, центре Волынской губернии.
В 1902 году он получает право поселиться за Чертой оседлости
и оказался в русской глубинке — в губернском городе Владимире на реке
Клязьме. Там он числился в полицейских списках «одесским мещанином,
комиссионером по продаже сахару». Согласно спискам иудеев Владимира,
в 1911 г. Иоиль-Шимон Гершанович 52-х лет проживал в доме Мусатова
по Царицынской улице. Он обладал свидетельством II разряда, к которому
относились, в частности, розничные торговые предприятия, экспортеры
и импортеры с оборотом в 50-300 000 рублей.
Сам поэт сообщал в автобиографии, что отец был служащим фирмы «В.
Высоцкий и Ко». Эта знаменитая в то время компания торговала чаем,
который Россия пила вприкуску с дешевым рафинадом, изготовлявшимся
сахарными заводами киевского фабриканта Бродского. По мнению местных
краеведов, Безыменский-родитель был представителем во Владимире именно
фирмы Бродских. Недаром в России в первые революционные годы была
популярна частушка: «Чай — Высоцкого, сахар — Бродского, а Россия —
Троцкого!».
Мать поэта Безыменского, Хая Бенционовна в 1911 г. «46-ти лет,
у которой служила белошвейкой проживавшая в доме Безыменских мещанка
Киевской губернии Рывка Коган 14-ти лет». Проживал у Безыменских
и племянник главы семьи «Иоганн Ноахович Безыменский 27-ми лет, юрист
по образованию, окончивший курс университета св Владимира в Киеве
и исполнявший во Владимире обязанности раввина». Среди членов совета
синагоги мы можем увидеть не только дядю раввина Иоиля-Шимоновича
Безыменского, но и Берку Левитана — отца будущего великого диктора.
Старший сын Иоиля-Шимона и Хаи Давид торговал сахарным песком и мукой
и держал лавку в доме купца Куликова, на Большой улице. Младшие в тот
год учились в гимназии, той самой, которую прославили братья Столетовы
(физик и генерал), думцы Фёдор Кокошкин и Александр Эрн, а также поэт
Константин Бальмонт. О гимназических годах поэта сохранилось
воспоминание мемуариста Успенского:
«Любили мы танцевать на так называемых Шмидтовских вечерах. Большой
поклонник танцев, капитан Шмидт с разрешения надлежащих властей города
со своими помощниками устраивал в здании Дворянского собрания платные
танцевальные вечера. Весь чистый сбор от этих вечеров шел в фонд
нуждающимся детям. Плата за вход устанавливалась в 25 копеек
для учеников и 50 — для взрослых. Большинство танцующих были учащиеся,
взрослых было мало.
Большой зал и прилегающие к нему комнаты Дворянского собрания ярко
освещены, паркетный пол натерт до блеска, играет оркестр полковой
музыки. Танцевать было довольно свободно, и мы с упоением танцевали. Вот
танцует гимназист с большой шевелюрой зачесанных назад волос. Кто тогда
мог предполагать, что это будущий поэт Александр Безыменский!»
Родители прожили во Владимире долго. Вспоминая своего деда Иоиля, журналист Лев Безыменский так описывал его в 1941 году:
«Родичей было мало: дед во Владимире жил своей, чужой мне жизнью
старого человека, не простившего советской власти потери своего
достойного места приказчика в сахарной лавке Чикина и собственного дома
на Никольской (ставшей улицей Сунь-Ят-Сена), в котором теперь занимал
развалившийся флигель. Мне, комсомольцу с 1935 года, было не до него. Он
мне не писал, да и я тоже. Не писал я и своим полумифическим теткам
и двоюродным сестрам по маминой линии — ох, и подумать не полагалось
о переписке с «родственниками за границей». (Строгий вопрос в анкете:
«Имеете ли?..»)».
Сам Александр Ильич в поэме «Городок» так описывал Владимир:
А грязи не найдешь — весь город осмотри.
Ну, разве на базаре, если мокро…
О, чем же не похож наш городок на Рим?
— В нем даже есть кинематограф.
Комсомольский рупор
В 1916 году Безыменский вновь оказался на юге. На радость родителю он
поступил в киевский коммерческий институт. И что вы думаете? Он там
учился? Ага, как же! Там он стал большевиком и начал отсчёт своего
57-летнего партийного стажа.
А как только разразилась февральская революция, Саша сбежал
в Петроград, в петергофскую школу прапорщиков, где был не просто
свидетелем, но и участником большевистского переворота. И был он
не среди тех юнкеров, что защищали Временное правительство, а среди тех,
кто свергали.
24 октября Безыменский, как он сам впоследствии вспоминал, находился
«в составе красногвардейского отряда, занявшего в Петергофе телефон
и телеграф. Той же ночью во главе специального красногвардейского отряда
разоружал командный состав школ прапорщиков. 25 октября 1917 года был я
назначен военным комиссаром станции Старый Петергоф».
Из революционной столицы Безыменский возвращается во Владимир и видит такую картину провинциальной жизни:
Как сладостен обед былых исконных лет!
А рюмочку винца — и он совсем растроган.
Но сердцу и уму испорчен весь обед
Все время на него валящимся налогом.
Надежда лишь одна: большевики уйдут…
На это каждый день он оставляет день им.
Ну, завтра… ну, еще… Мечты его цветут
Его победой,
Их паденьем
И Саша Безыменский бросается перековывать своих соседей,
демонстрируя, что большевики никуда уходить не собираются, а пришли
всерьез и надолго. Начал он с организации местной ячейки молодежного
союза «Третий Интернационал» — прототипа комсомола.
Должность, которую он тогда занимал — секретарь комиссара народного
просвещения Владимирской губернии. Штат учреждения состоял только из них
двоих, и занимало оно комнату в бывшем дворянском собрании, где
когда-то Безыменский посещал танцевальные вечера, а теперь занятом
теперь под советские надобности. Товарищ Безыменского Иван Любимов
не без гордости вспоминал, что этот дом «владимирская буржуазия…
тщательно обходила… за несколько переулков». Он так описывал царившую
там обстановку:
«На стенах разрисованы различные эмблемы и гербы разных дворянских
фамилий и родов. Шкафы с книгами. На стене — около окон — громаднейшие
портреты Маркса, Либкнехта и других. Это уже новое — вышибающее
«дворянские эмблемы». Рояль — где Безыменский играл и пел — одному ему
понятные — негритянские песни…».
Безыменский был избран на I Всероссийский съезд Российского
коммунистического союза молодежи и участвовал во встречи делегатов
с Лениным. И это будет не последний съезд, где он будет присутствовать
и выступать. На XVI съезде ВКП(б) он вообще прочитает речь в стихах.
Печататься Безыменский начал в том же 1918 году, опубликовал
стихотворение «Революция» в нижегородской газете «Интернационал». С тех
пор за ним и укрепилась репутация комсомольского поэта.
На фронтах Гражданской войны Саши не было, зато в 1919 г. в составе
Частей особого назначения (ЧОН) он участвовал в подавлении крестьянского
восстания в Юрьев-Польском уезде. А вот его отношение к красному
террору:
«Мне ВЧК — маяк. Первый кричу я: врага — руби! Каждая пуля в Чеке — моя. Каждую жертву — и я убил».
В Красной армии погиб его брат Бенедикт (Бенцион). Эта семейная
утрата впоследствии дала Безыменскому повод для гневного осуждения
Михаила Булгакова. Но об этом ниже.
В 1920 году поэт женился и произвёл на свет сына Льва. Вот как по словам отца воспитывался малыш:
Задумался Львенок. Не тронется сын.
Стоит
Меж Талмудом
И Марксом.
Есть время пророчески грозных минут,
В ладони веков закачались веси.
Душа! В этот миг — не состарься!
Задумался сын не пророк ли сегодня?
Окрепшей ногой попирая Талмуд.
Он Маркса —
На голову поднял.
«…сын революции, Октябревич»
Вскоре Безыменского заметил Лев Троцкий и написал предисловие к его сборнику:
«Безыменский — поэт, и притом свой, октябрьский, до последнего фибра.
Ему не нужно принимать революцию, ибо она сама приняла его в день его
духовного рождения, нарекла его и приказала быть своим поэтом.
Вместе со своим новым поколением, Безыменский переживал революцию,
проделывал ее, претерпевал ее в ее героических моментах, в ее лишениях,
в ее жестокостях, в ее повседневности, в ее замыслах, достижениях, в ее
величии и в трогательных, а подчас смешных и уродливых пустяковинах. Он
берет революцию целиком, ибо это — та духовная планета, на которой он
родился и собирается жить.
Из всех наших поэтов, писавших о революции, по поводу революции,
Безыменский наиболее органически к ней подходит, ибо он от ее плоти, сын
революции, Октябревич. Ему, Безыменскому, нет надобности планеты
перекидывать, как колья. Ему не нужны космические размеры, чтобы
чувствовать революцию (прямой намек на Маяковского — прим. автора).
Безыменский умеет и в отделении милиции революцию найти».
Однако у другого поэта, также пользовавшегося благосклонностью
Троцкого, было и по поводу этого панегирика, и по поводу его адресата,
да и по поводу большинства поэтов-октябрёвичей (за единичными
исключениями) весьма скептическое мнение. Сергей Есенин, возмущаясь тем,
что 1922 году Безыменский выступал против «непролетарских» писателей и
«попутчиков»: «стало явным фактом, как бы ни хвалил и ни рекомендовал
Троцкий разных Безымянских, что пролетарскому искусству грош цена…».
Есенин презирал и личность, и труды Безыменского. В письме художнику
Георгию Якулову в 1925 году он писал: «Жорж! Я подошел к поезду, смотрю,
а в купе сидят Маяковский, Асеев, Безыменский и прочая сволочь».
Безыменский отвечал взаимностью. Он опубликовал статьи «Против
«есенинщины» («Комсомолия», 1926, № 6-7) и «Прошу слова как комсомолец»
(«Комсомольская правда», 1926, 19 июня), в которых клеймил классовую
ограниченность в мировоззрении и творчестве поэта и возражал против
утверждения, что «художник по природе своей оппозиционер».
Безыменский встречался с Сергеем Есениным на вечере у Всеволода
Иванова летом 1924 года. В 1958 году на страницах альманаха «День
поэзии» Александр Ильич вспоминал, что вначале Есенин проявил к нему
недоверчивость, которая вскоре сменилась дружеским расположением. Рядом
с этими запоздалыми мемуарами стояло стихотворение «Встреча с Есениным»
(впервые опубликован в альманахе «Удар», М., 1927, с.9-10).
Ответил я: — Сережа, брось!
Твоим стихам я в песне звонкой
Такой же враг, как паровоз
Мятущемуся жеребенку.
В тебе, Сережа, сплетены
Ко мне боязнь, любовь и ругань.
У сердца подтяни штаны —
И будешь комсомолу другом.
Презирал Безыменского и Маяковский. В своих воспоминаниях Александр
Ильич пытается рассказать, как они играли в бильярд, но эпиграммы
«агитатора, горлана, главаря» твёрдо засели в памяти народной. Вот
первая из них:
Надо,
чтоб поэт
и в жизни был мастак.
Мы крепки,
как спирт в полтавском штофе.
Ну, а что вот Безыменский?!
Так…
ничего…
морковный кофе.
А вот поэтическая рецензия Маяковского 1929 года на пьесу Безыменского «Выстрел», поставленную в театре Мейерхольда:
Томов гробовых
камень веский,
на камне надпись —
"Безыменский"…
Трехчасовой
унылый "Выстрел"
конец несчастного убыстрил.
Салинские горки
А чем же тогда славился сам Безыменский? Например своими поэтическими переводами.
Ещё во Владимире он написал новые слова на мотив «Марсельезы».
Перевод французской песенки «Всё хорошо, прекрасная маркиза»
в исполнении Леонида и Эдит Утёсовых до сих пор остаётся одним из самых
популярных шлягеров советской эпохи. Как-то ему попалась на глаза
немецкая песня «Молодая гвардия», которую он перевёл близко к тексту,
и до самого конца ВЛКСМ она стала фактически гимном советской молодёжи.
Все обладатели комсомольских билетов знали эти строки:
Вперед заре на встречу
Смелей вперед и тверже шаг,
Мы молодая гвардия
Рабочих и крестьян!
Упоминания, что это перевод, вскоре исчезли со страниц, а в 1946 году
сам товарищ Сталин критикуя Александра Фадеева за первую редакцию
романа «Молодая гвардия» оставил и такие замечание: «Вы эпиграфом взяли
пять строчек из песни "Молодая гвардия". А автора песни, поэта
Безыменского, не назвали. Почему?».
Звезда Троцкого закатилась, товарищ Сталин одобрил творчество Безыменского и поддерживал его:
«Я не знаток литературы и, конечно, не критик. Тем не менее, ввиду
Ваших настояний могу сообщить Вам свое личное мнение. Читал и «Выстрел» и
«День нашей жизни»…. Ничего ни «мелкобуржуазного», ни «антипартийного»
в этих произведениях нет. И то, и другое, особенно «Выстрел», можно
считать образцами революционного пролетарского искусства для настоящего
времени».
В 1920-1930 годы тираж книг Безыменского составил один миллион экземпляров, но уже в 1930-х годах его популярность снизилась.
А что же сам поэт? Рифмовал и, разумеется, «стучал» на товарищей по литературе.
Особенно на первом писательском съезде в 1934 году. Он говорил там
о поэтах, которые являются «рупором классового врага, а также о чуждых
влияниях в творчестве поэтов, близких нам».
В его достаточно увесистом проскрипционном списке оказались —
«империалистическая романтика» Гумилева, «кулацко-богемная» часть стихов
Есенина, апологеты «идиотизма деревенской жизни» Николай Клюев и Сергей
Клычков, надевший «маску юродства» враг Николай Заболоцкий,
неубедительно ругающий кулака Павел Васильев и попавший под влияние его
«богемно-хулиганского образа жизни» Ярослав Смеляков.
Многие из них потом оказались в расстрельных списках.
Сам же Безыменский лишь немного нюхнул опалу. Конечно, ему не могли
не вспомнить, кто окрестил поэта Октябрёвичем. 10 августа 1937 года
«Литературная газета» сообщила»:
«А.Безыменский исключен из партии… А.Безыменский был активным
троцкистом еще в 1923 году, отражал троцкистские настроения не только
в этот период, но и в последующие годы».
Впрочем, вскоре его восстановили. Правда еще не в прежнем статусе. В
1939 году, когда наградили орденами и медалями большую группу советских
писателей, фамилию Безыменского Сталин лично вычеркнул из наградного
списка.
Во время финской и Великой Отечественной войн Безыменский был
фронтовым корреспондентом и принёс с полей сражений три боевых ордена.
Продолжал клеймить врагов Безыменский и после «разоблачения культа
личности». И не только в подписях к карикатурам Бориса Ефимова против
империалистов, но и на собраниях писателей. Например, в 1958 году он
требовал выбросить Бориса Пастернака за границу.
К тому времени Безыменского многие считали памятником ушедшей эпохе. В
1973 году Александр Безыменский умер. Похоронили его на Новодевичьем
кладбище в Москве и вскоре, кроме песни «Молодая гвардия», перестали
издавать.
Вместо эпилога. Месть Мастера
Возможно, имя Безыменского так и кануло бы в Лету подобно сотням тех,
кто устремился, как писал Есенин, «задрав штаны, бежать за Комсомолом».
Но великая русская литература в лице Михаила Булгакова накрепко
ввинтила его в историю.
Еще в 1925 году строчки из Безыменского, причем без кавычек,
вплетаются в донос Швондера на профессора Преображенского в повести
«Собачье сердце»:
«Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом».
За что же такая нелюбовь?
В «Открытом письме МХАТу» («Комсомольская правда» от 14 октября 1926 года) Безыменский писал:
«Вы, Художественный театр, извращением исторической, художественной
и человеческой истины от лица классовой правды Турбиных дали пощечину
памяти моего брата».
Это письмо Булгаков позже процитирует в письме Правительству СССР 28
марта 1930 года: «Писали "о Булгакове, который чем был, тем и останется,
новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной
на рабочий класс и его коммунистические идеалы"».
Известно такое событие в жизни, случившееся
7 июня 1934 г. Булгакову и его жене в унизительной форме было
отказано в обещанной поездке во Францию. Это был для писателя страшный
удар, и по рассказу жены: «На улице М.А. вскоре стало плохо, я с трудом
довела его до аптеки. Ему дали капель, уложили на кушетку. Я вышла
на улицу — нет ли такси. Не было, и только рядом с аптекой стояла машина
и около нее Безыменский. Ни за что!».
А уж в романе «Мастер и Маргарита», по мнению составителей
«Булгаковской энциклопедии», Безыменский угадывается в Иване Бездомном.
Вспомним диалог Мастера и Иванушки в психиатрической клинике
Стравинского:
«…Хороши ваши стихи, скажите сами?— Чудовищны! — вдруг смело
и откровенно произнес Иван. — Не пишите больше! — попросил пришедший
умоляюще. — Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван».
Но, кроме этого, было еще несколько персонажей с его физиономией,
причём ряд их осталась только в черновиках. В ранних редакциях романа
присутствует памятник «знаменитому поэту Александру Ивановичу
Житомирскому» (Житомир — родина Безыменского).
Причём в черновых набросках Булгаков уничтожает Безыменского так же,
как и Берлиоза. Сначала в вариантах 1928-1929 годов, условно названных
некоторыми булгаковедами «Копыто инженера», сообщается, что Житомирский
умер в 1933 году, отравившись осетриной. Затем автор сообщает другую
версию: «…Молчал гипсовый поэт Александр Иванович Житомирский —
в позапрошлом году полетевший в Кисловодск на аэроплане и разбившийся
под Ростовом».
Но и над памятником Булгаков решил надругаться: «…Молчал гипсовый
поэт Александр Иванович Житомирский, во весь рост стоящий под ветвями
с книгой в одной руке и обломком меча в другой. За три года поэт
покрылся зелёными пятнами и от меча осталась лишь рукоять». Как видим
даже меч Безыменского, здесь уже не сверкает красным лучом,
а покрывается пятнами патины.
Отдельные черты Безыменского, а также его друга Александра Жарова
угадываются и в поэте Сашке Рюхине. Но больше — в поэте Двубратском,
о котором Рюхин рассуждает:
«Двубратский? Да, стихи его ещё хуже. Вся Москва знает, что он пишет
чёрт знает что. Но ему почему-то везёт! У него есть собственная машина!
Как он ухитрился достать её? Он ловок, нагл, удачлив! А мне не везёт,
у меня нет счастья, нету гнезда у меня!..»
Так и остался Безыменский в литературе — не классиком, но прототипом.
Украина.РуR519
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.