Газета «Время» неоднократно писала об архитектурных проектах, которые так и не были воплощены в Харькове. Сегодня же речь пойдёт о памятниках, которые город так и не увидел.
Александр III: только за городом и под крышей
В 1894 году в Ливадии скончался император Александр III. Харьковская
общественность стала писать новому государю, его сыну о желании видеть в
городе памятник почившему правителю. Эту идею поддерживал сначала
губернатор Александр Петров, а потом и сменивший его Герман Тобизен.
Однако Николай II ответил высочайшим отказом. Почему?
Действительно, с Харьковской губернией связан один из самых трагических
эпизодов в жизни этого монарха и его семьи. 17 октября 1888 года около
станции Борки Харьковской губернии произошло крушение поезда, в котором
находился Александр III с женой и детьми. Благодаря особой конструкции
царского вагона, а также физической силе императора, его семья не
пострадала. После этого государь побывал в Лозовой и Харькове. В память
об этом событии в губернском дворянском собрании было решено разместить
портрет августейшей фамилии.
Поначалу к выполнению заказа пригласили Илью Репина, но он отказался по
причине занятости. Конкурс выиграли молодые живописцы Валентин Серов и
Константин Коровин, но последний к работе так и не приступил. Два года
Серов работал над полотном размером четыре на три метра.
Граф Василий Алексеевич Капнист, будучи губернским предводителем
дворянства, обещал помочь Серову и добился того, что трое младших детей
Александра III — Михаил, Ольга и Ксения — позировали художнику, каждый
по три сеанса. Сам император согласился лишь на короткую, в несколько
минут, встречу с художником в Гатчине. Серова привели на лестницу, по
которой должен был спуститься государь. Через некоторое время он
действительно вышел без какого-либо сопровождения. Вероятно, монарх
забыл о встрече с художником, ибо «…когда он увидел незнакомого
человека, — как писал В. Дервиз со слов Серова, — лицо его приняло
выражение недоверия, страха, холода и враждебности. В это время вошел
кто-то из свиты и объяснил царю, кто это, и тот любезно разговаривал с
Серовым минут пять. Валентин Александрович говорил мне, что этого
выражения, виденного в первую минуту на лице Александра III, он никогда
не мог забыть…»
Картина «Император Александр III с семьей» создавалась два года и была
впервые выставлена в павильоне на станции Борки, когда происходило
освящение церкви и часовни, построенных в связи со спасением царской
семьи. Серов рассказывал об успехе своей работы: «…первое, что мне
государь заявил, — было: «Но, кажется, она еще не совсем кончена…»
Полотно долгое время хранилось в здании Дворянского собрания. После
революции его перенесли в художественный музей, а затем оно бесследно
исчезло.
У места крушения вскоре был устроен скит, названный Спасо-Святогорским.
Тут же, в нескольких саженях от насыпи, был сооружен храм во имя Христа
Спасителя Преславного Преображения по проекту архитектора Р.Р.
Марфельда. Торжественная закладка храма на месте катастрофы в Борках
произошла 21 мая 1891 года в присутствии императрицы Марии Фёдоровны,
направлявшейся на юг с дочерью Ксенией и великими князьями. Здесь была
воздвигнута пещерная часовня. На том месте, где императрица с детьми
ухаживала за больными, администрацией Курско-Харьково-Азовской железной
дороги был разбит сквер, находившийся, таким образом, между храмом
и часовней.
Во время войны храм был взорван, а часовня повреждена. В начале 2000-х
годов часовня была отреставрирована. Участие в реставрации принимали
службы Южной железной дороги, благотворительный фонд «Добро», различные
строительные организации. Позднее возле фундамента храма был установлен
бюст государя и приведены в порядок захоронения жертв катастрофы. Сам
храм пока не восстановили.
Именно из-за того, что в Борках строился мемориал, а в самом центре
губернского города уже висел портрет, Николай II счёл установку
памятника своему отцу в Харькове чрезмерной.
Лермонтов: средства ушли в Пензу
С 1904 по 1909 год в Харькове появились памятники Пушкину, Каразину и
Гоголю. На 1914 год и городская дума, и неравнодушная общественность
планировала установку монументов Шевченко и Лермонтову. Но памятник
Кобзарю не разрешили строить центральные власти. Бюст в Харькове
установили не отдельно, а на здании, которое занимает ныне БТИ, а 21 год
назад поставили и огромный многофигурный мемориал, передвинув Каразина в
первый раз.
Памятник Лермонтову в Харькове так и не появился. Деньги на него собрать
не успели, а то, что уже было собрано, переслали в Пензу по просьбе
местной городской думы, которая собралась открывать у себя лермонтовский
дом народного просвещения. Ведь Тарханы, где вырос поэт, находились в
Пензенской губернии. Газета «Утро» в сентябре 1913 года писала, что
местная комиссия, «питает уверенность, что желание пензенского общества
почтить память великого русского поэта созданием просветительного
учреждения его имени найдет горячий отклик со стороны всего русского
общества».
Бюст Валентине Гризодубовой до сих пор в проекте
Валентина Степановна Гризодубова стала единственной женщиной,
удостоенной двух разных золотых звёзд. Ей полагался бронзовый бюст на
родине, то есть в Харькове. Музей существует, его открыли еще при жизни
знаменитой лётчицы. Вот уже более тридцати лет в ее родном городе
собираются поставить бюст, но то место меняют (там, где планировали
исходно, построен отель «Метрополь»), то закладной камень 2011 года на
Московском проспекте устанавливают. Разве что огромный мурал в четыре
этажа на Московском проспекте открыли.
А на том месте, где ныне стоит памятник Людмиле Гурченко, в 1974 году
появился закладной камень, сообщавший о том, что будет памятник
паталогоанатому профессору Воробьёву. Однако, как видите, его там нет.
Если пройти по улицам города, то можно убедиться, что нет в Харькове
такого памятника. Улица и переулок Воробьёва есть, урну с прахом учёного
спустя почти 60 лет после смерти профессора на 13-м кладбище захоронили…
Но судьба этого замысла не столь печальна, как те, о которых речь идёт
выше. Памятник В. П. Воробьёву в Харькове есть, но увидеть его не так-то
просто. Ведь он спрятан на территории медуниверситета, где уважаемый
профессор учил студентов, как построено человеческое тело. Но то, что
открыто не для всех, не всем и известно,
Время
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.