Израилю Моисеевичу Меттеру (1909—1996) принадлежат самые пронзительные произведения о довоенном Харькове — повести «Пятый угол» и «Родословная».
Долгое время по
многим телеканалам шли сериалы про милицейского пса Мухтара. По сути, их
создатели хотели показать, что эти новеллы являются как бы продолжением
знаменитого фильма «Ко мне, Мухтар» (1964) с Юрием Никулиным в главной
роли. Автором повести-первоисточника был Израиль Моисеевич Меттер
(1909—1996). Именно ему принадлежат самые пронзительные произведения о
довоенном Харькове — повести «Пятый угол» и «Родословная».
«Верните
мне Харьков моего прошлого. С разодранным овчинным полушубком, в
котором я ходил зимой. С белыми носками. С самым вкусным завтраком на
свете — хлеб с соленым огурцом и чай с сахарином. С легким угаром от
рано закрытого дымохода. С подвалом, в котором никогда не бывало солнца.
С кавунами, — их тупо называют в Ленинграде арбузами. С запахом
конского навоза. С Университетским садом, где я ловил сачком бабочку
«махаон». Остановившийся, гудящий паровозами Харьков в день смерти
Ленина. Маму. Живого Маяковского на сцене театра. Кинематограф «Аполло»
на Московской улице. Горбатый мост через речку Лопань, — я обдумывал на
нем самоубийство. Пасхальный стол на Черноглазовской. Кусочек мацы,
просто так, для вкуса — я не стану от этого националистом. Илью-пророка,
делающего гром. Обращение «товарищ», которое я впервые услышал». —
писал в свои немолодые годы Израиль Меттер.
Многие литературные шедевры являются и ребусами. И «Пятый угол» — не
исключение. За красивыми душераздирающими историями стоят реальные
человеческие судьбы, напрямую связанные с историей Харькова. Вот эту
связь я и попытаюсь установить.
«Я не пел в хоре»
Родился
будущий писатель в доме № 28 по ул. Рыбной (ныне — Кооперативной) на
харьковском Подоле. Это место в те времена практически каждый год
подвергалось наводнениям, рядом находился Рыбный рынок, ныне застроенный
копией московского «дома на набережной». Харьков не входил в «черту
оседлости», и еврею, проживавшему в нем, нужно было доказать свое
владение необходимыми городу профессиями. Отцу и деду писателя по матери
это удалось. Среда была интернациональной, люди жили в смешанных
кварталах, и привычных для соседних губерний погромов харьковцы не
допускали. Границы между национальностями были размыты.
«Фантастический двор на Рыбной, 28. Я не помню, каким он был до
революции. Но и само это понятие — революция — являлось к нам во двор
долго и по нескольку раз», — писал И. Меттер. И это отнюдь не паводок,
следы которого можно быстро ликвидировать.
«Во дворе нашего дома стоял пулемет. Он был обращен стволом к
подворотне. Ворота заперты наглухо, а в единственном парадном подъезде
круглосуточно дежурила самооборона. Пять-шесть мужчин, расставив на
нижней лестничной площадке ломберный стол, круглые сутки играли в
преферанс. Мой отец тоже входил в эту самооборону — так она называлась в
нашем дворе». Потом Меттер будет неоднократно возвращаться в свое
детство.
Вузовских дипломов у Израиля Моисеевича не было. В годы Гражданской
войны он учился в ивритской гимназии «Тарбут», затем в советской школе. В
вуз он не попал — происхождение подкачало. Впоследствии он так
охарактеризовал свое неучение: «Может быть, потому, что я нигде не
учился и никто не имел возможности с незрелых моих лет навязывать мне
свою повелительную точку зрения на жизнь, быть может, именно поэтому у
меня была свобода отбора и оценок. Мне никогда не приходилось сдавать на
зачетах и экзаменах свои мысли об окружающей действительности, свое
мировоззрение. А раз не приходилось сдавать, значит, эти мысли были мои,
органически собственные. Я не ждал за них оценок по пятибалльной
системе. Я имел право не понимать и ошибаться».
Отчаявшись поступить в институт и найти приличную работу в Харькове,
Меттер уехал в Ленинград, где и состоялся как писатель. В 1941–42 гг.,
находясь в блокадном Ленинграде, Меттер работал в радиокомитете. В
соавторстве с Л. Левиным Меттер написал пьесы о рядовых войны: «Наш
корреспондент» (1942), «Северное сияние» (1943), «Новое время» (1948). В
послевоенные годы в соавторстве с А. Хазиным (1912–76) Меттер писал
фельетоны и скетчи для ленинградской эстрады. Четыре фильма снято по его
сценариям: «Это случилось в милиции» (режиссёр Виллен Азаров, 1963),
«Ко мне, Мухтар!» (1964), «Врача вызывали?» (1974) и «Беда» (режиссёр
Динара Асанова, 1977).
Наиболее знаменит фильм о милицейской собаке. Редакторы испугались,
когда автор сценария захотел перенести из повести такое: «Они с
Глазычевым ударяют по частному сектору … Одних подштанников на тыщу
рублей гражданам вернули. — Глазычев добродушно улыбался в ответ, и
только однажды, возвратясь как-то особенно усталым после трудного
суточного дежурства, зло огрызнулся:
— Мне портки какого-нибудь работяги не менее дороги, чем десять тысяч
государственных денег!» Разумеется, это не попало на экран, но блестящая
игра Юрия Никулина сделала очень изрезанный фильм таким, что и сегодня
его смотрят как вполне современный. Это потом будет признание и переводы
на многие языки. Лишь в 1992 году И. Меттер получил в Италии премию
Гринцане Кавура за лучшее произведение иностранного писателя.
Любовь харьковского босяка
Самым мощным произведением Меттера была повесть «Пятый угол», впервые
опубликованная полностью только в 1989 году в журнале «Звезда», спустя
три десятилетия после написания. В сокращенном виде она выходила ранее
под названием «Катя» в сборнике «Среди людей». Всепожирающая любовь
харьковского босяка к дочери питерского профессора на фоне страны
20—40-х среди войн и жестокостей времени. В повести юный недоучка
влюбляется в дочь профессора-эпидемиолога Голованова — Катю. «Не помню,
когда я впервые объяснился ей в любви. За пятнадцать лет я делал это
столько раз, что все мои объяснения слились в одно.
Это было и на холмах Технологического сада — весь город темнел внизу в
сумерках, — и, когда я произнес свои слова, вспыхнул у наших ног
Харьков, словно я подпалил его силой своего чувства. Это было и на
площади Розы Люксембург, и на улице Карла Либкнехта, в вонючих горбатых
переулках, в подворотнях и парадных подъездах, в битком набитых
трамваях, на подножках пригородных поездов. Это было в зиму, в осень, в
лето, весной. В солнце, в мороз, в слякоть», — сознаётся герой повести
Меттера.
В 1924-1929 гг. в Харькове 1-го Украинский санитарно-бактериологический
институт им. И. И. Мечникова возглавлял профессор Семён Златогоров. До
этого и после этого он жил в городе на Неве. История ареста и смерти
Семёна Ивановича точно передана в повести Меттера. И сама атмосфера —
тоже.
У профессора Златогорова была дочь Таисия (1912-1950). В историю
советского кино она вошла как сценарист фильмов «Три товарища» и «Ленин в
1918 году». Некоторое время она побыла женой Меттера, а потом была
репрессирована и умерла в заключении.
Еще один муж героини повести — актёр Астахов, который потом играл роль
Сталина. Кто же его прототип? Это также муж Таисии Златогоровой,
знаменитый киносценарист, пострадавший за любовь к дочери вождя, Алексей
Каплер. В памяти людей он остался как один из первых ведущих
«Кинопанорамы» и муж поэтессы Юлии Друниной.
Тайна одного уголовного дела
В
повести «Пятый угол» мы можем прочитать такие картины из жизни старого
Харькова: «Мы собирались на Клочковской улице, в убогой квартире Тосика
Зунина. У него была туча маленьких засопленных сестричек, они ползали по
полу, Тосик походя подбирал их, как котят, и рассовывал по углам, но
они снова оказывались у него под ногами.
Глава семьи, Рувим Зунин, инвалид империалистической войны, со злым
окопным ревматизмом в костях, сидел на табурете перед воротами,
укутанный в ватное тряпье, и наблюдал жизнь улицы. Кормила семью мать.
Из воды и сахарина она колдовала мороженое, из корок черного хлеба —
квас. С этим товаром она выходила на рассвете на благбаз — так назывался
в Харькове знаменитый благовещенский базар.
Ее старший сын, подслеповатый Тосик, гордость тридцатой трудовой школы,
будущий молодой профессор университета, неправдоподобно начитанный юноша
Тосик — апологет Великой французской революции и знаток политэкономии —
нес за своей матерью мороженицу в кадушке. Его лучший друг, Мишка
Синьков — сын наркомпочтеля Украины, — волочил на загорбке бельевую
корзину, уставленную бутылками с квасом…
Самым голодным и неприкаянным из нас был Мишка. Он жил со своим отцом в
пустой, необставленной, нежилого вида квартире, — от наркома почт и
телеграфа ушла жена. По крайней занятости отца и безалаберности сына они
виделись редко, оставляя друг другу записки и еду на кухне. Записки
были коротенькие: «Посоли, батя». Или: «Бульба под подушкой».
Судьба Антона Зунина, Михаила Синькова, а также их друзей Анатолия
Бузаня и Анатолия Блюмкина отражена в деле № 5276 от 10 января 1937
года, где сообщается, что «они являются участниками правой
контрреволюционной группировки, проводят к.р. деятельность».
В чем же она заключалась? Молодые преподаватели и ученые харьковских
вузов, как сообщал уполномоченный НКВД Гохберг, организовали «Пиквикский
клуб», где обсуждали разные вопросы, включая и текущие политические
события. Каждый из них был «тройкой» осуждён на пять лет. До
реабилитации в 1956 году дожил только А. Бузань.
У М. Синькова осталось двое детей, а ходатайствовали о пересмотре дела
его проживавшая отдельно мать и бывшая жена. Лишь в 1989 году она
узнала, что ее супруг был расстрелян в Хабаровском крае 15 августа 1938
года вместе с А. Зуниным и А. Блюмкиным по решению «тройки». Место
захоронения неизвестно. Всем им на момент гибели было по 31 году.
В повести Израиль Моисеевич зашифровал и многое другое, для подробного
разбора её потребуется объём, больше самого текста, уместившегося в 115
книжных страниц. Пока остановимся на этом, но будем с вами, уважаемые
читатели «Времени», возвращаться к творчеству Меттера тогда, когда речь
зайдёт о довоенном Харькове.
Время
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.