170 лет назад, 13 июля 1851 года, в селе Новый Стародуб Александрийского уезда Херсонской губернии (ныне - Кировоградская область) родился Сергей Кравчинский, известный больше благодаря псевдониму как Степняк-Кравчинский. Благодаря ему в западной общественной мысли укоренилось мнение о том, что терроризм в России - «это другое»
170
лет назад, 13 июля 1851 года, в селе Новый Стародуб Александрийского
уезда Херсонской губернии (ныне - Кировоградская область) родился Сергей
Кравчинский, известный больше благодаря псевдониму как
Степняк-Кравчинский. Благодаря ему в западной общественной мысли
укоренилось мнение о том, что терроризм в России — «это другое»Поручик, сын подполковника
Сергей Кравчинский вырос в семье главного лекаря военного госпиталя
в Александрии, Елисаветграде и Умани. Потомственное дворянство его отец
получил по выслуге, а имение — в приданое от жены.
И образование Сергею полагалось военное — сначала в Орловском
кадетском корпусе, Московском Александровском военном училище,
Михайловском артиллерийском училище в Санкт-Петербурге. В юнкерские годы
Сергей не только овладевает теоретическими и практическими азами
военного дела, но и интересуется литературой, историей.
В Александровском училище Сергей знакомится со своим будущим
соратником по террору Леонидом Шишко, который оставил любопытные
воспоминания.
«наше училище вообще отличалось тогда сравнительно свободным духом,
отсутствием строгой военной дисциплины и начальственного гнета. Наш
директор, генерал Платов, любил называть свое училище военным
университетом. Ближайшее начальство почти совсем не вмешивалось тогда
во внутреннюю жизнь юнкеров; наше чтение стояло вне всякого контроля,
и в училище могли свободно проникнуть какие угодно книги», — так он
описывает атмосферу в училище.
Исследовательница творчества Кравчинского Евгения Таратута даёт такой
путь формирования его мировоззрения: «Уже в годы учения Кравчинский
отличался серьезностью и пристальным интересом к социальным вопросам. Из
всех изучаемых предметов его больше всего интересовала история.
Превосходно успевал он и в изучении иностранных языков. Военные науки
изучал также пристально и внимательно. Все свободное время Кравчинский
проводил за книгами».
Кравчинский был на год старше Шишко, который так описвал товарища:
«Это был чрезвычайно серьезного и даже мрачного вида юноша… Он вечно
сидел за книгами у своего столика и мало с кем разговаривал. Даже
переходя из одной комнаты в другую, он обыкновенно продолжал читать,
не отрываясь от книги… его товарищи по военной гимназии отзывались
о нем, как о человеке с большими способностями… Он был гораздо развитее
и начитаннее нас».
Среди «каких угодно книг», попадавших за ограду училища Кравчинский
зачитывался произведениями Чернышевского, Писарева, других «русских
революционных демократов, французских утопистов, английских социологов».
Был среди них и недавно вышедший на немецком языке I том «Капитала»
Маркса. Благодаря такому кругу чтения у него, как выражался Шишко,
выработался «вполне определенный революционный взгляд на Россию и были
кое-какие знакомства среди петербургских радикальных кружков», — пишет
Шишко. Собственный тайный кружок в среде будущих артиеллиристов,
в котором обсуждали прочитанные книги Кравчинский создал и в военном
училище.
Завершив образование в чине подпоручика, он год преподавал в училище
фейерверкеров Харьковского военного округа. После этого поручик
Кравчинский выходит в отставку и поступает в столичный лесной институт,
где преподавал его дядя по отцу Дмитрий Фаддеевич. Так он надеялся
приобрести те знания, которые могли сблизить с народом.
Бесы
В интересную эпоху формировался Сергей Кравчинский. Появились суд
присяжных, земское самоуправление и многие другие новации, которые
давали образованным людям возможность служить обществу и способствовать
прогрессу России. Но как это было мелко для амбициозной молодежи! Где
парламент, где раздел чужого имущества, где, наконец, поле для подвигов?
И вообще, как писал Николай Некрасов, а все знакомые распевали хором
на любой сходке:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Кумиром Кравчинского ещё со времён военного училища был Сергей
Нечаев — революционер, убивший своего товарища по кружку по подозрению
в предательстве.
«Я помню, между прочим, какое сильное впечатление произвело на нас
тогда сенсационное описание в одном из номеров «Народного Дела» ареста
Нечаева, происшедшего будто бы в каком-то трактире, в то время как он
произносил там революционную речь, обращенную к рабочим; далее следовал
такой же сенсационный рассказ о побеге Нечаева из Петропавловской
крепости. И все это, от первого до последнего слова, было придумано
самим Нечаевым с целью поднять таким путем свой революционный
престиж», — пишет Л. Шишко.
Вот как писал Нечаев в своем «Катехизисе революционера»:
«Революционер вступает в государственный, сословный и так называемый
образованный мир и живет в нем только с целью его полнейшего, скорейшего
разрушения. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире.
Если он может остановиться перед истреблением положения, отношения
или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру, в котором — всё
и все должны быть ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него
есть в нем родственные, дружеские или любовные отношения; он
не революционер, если они могут остановить его руку».
И Нечаев ведет работу среди студентов, но кто-то идет за ним, а кто-то — нет.
Кроме того, на восстание нужны деньги. Где их взять? Правильно,
за границей у диаспоры, то есть эмигрантов-революционеров. Там есть
Герцен, Огарев, Бакунин. Им можно закатить «десять бочек арестантов».
Нечаев отправляется заграницу, к столпам революции. И если Герцен сразу
раскусил авантюриста-Нечаева, то другие восторженные товарищи
благословили его и его массовую организацию революционеров, причем
организацию несуществующую.
Так Нечаев стал первым русским грантоедом.
Подпитавшись финансово и получив имя, Нечаев возвращается в Россию
и создает организацию «Народная расправа». Будущий идеолог
социал-демократии Георгий Плеханов писал:
«По свидетельству М. П. Драгоманова (родного дяди Леси Украинки —
ред.), который сам пережил эпоху нечаевщины, Нечаев распространял среди
учащейся молодежи весть, что в Западной Европе два миллиона
интернационалистов готовы восстать и поддержать революцию в России». И
многие ему верили. Когда Бакунин, старшая дочь Герцена — Наталия — и их
друзья, собравшись вместе, уличили Нечаева во лжи, он им ответил: «Ну
да! Это наша система — мы ставим себе в обязанность обманывать,
компрометировать всех, кто не идет с нами вполне».
Затем — суд над нечаевцами, под впечатлением которого Достоевский
создал роман «Бесы» и придал своему герою Верховенскому черты Нечаева.
Нечаев бежит за границу, но швейцарские власти выдают его российским
как уголовника. Он провел десять лет в крепости и похоронен в безымянной
могиле в неизвестном месте.
«Бесы вышли из русского человека и вошли в стадо свиней, то есть
в Нечаевых, в Серно-Соловьевичей и проч. Те потонули или потонут
наверно, а исцелившийся человек, из которого вышли бесы, сидит у ног
Иисусовых», — писал Ф. М. Достоевский.
Только вот власти обществу не предоставили возможность сделать
из Нечаева жертву царизма, а напечатали его «Катехизис революционера»,
от которого стало тошно даже самым отъявленным террористам того времени.
Быть открытым нечаевцем стало неприличным, но быть революционером
было по-прежнему модно. О том, какие мысли бурлили в головах тогдашней
продвинутой молодёжи, вспоминал Л. Шишко, продолживший дружбу
с Кравчинским и после военного училища:
«Человек делался прежде всего социалистом и в силу этого становился
революционером; он восставал не столько против данного политического
строя, не столько в защиту своих политических прав или свободы совести,
сколько во имя прав экономически и политически порабощенного русского
народа; народные бедствия и крайне тяжелое обездоленное положение только
что освобожденного крестьянства заслоняло тогда собою, в глазах
революционеров, все другие общественные вопросы. В этом именно смысле
движение 70-х годов и было народническим».
«Юноши со взором горящим» могли общаться с единомышленниками
и готовиться к нему, а девицы, кроме участия в общем деле, в этой среде
вовсю использовали, как тогда говорили, «право самой распоряжаться своей
маткой» и получать удовлетворение от общения со своими товарищами
из разных сословий. Еще можно было соло под гитару или хором попеть
пронзительную песню .
А главное, можно было чувствовать себя избранными владельцами
правильных знаний и носителями святых идей, не будучи в рядах
духовенства.
«Смерть за смерть»
Что же делал отставной поручик Кравчинский?
Участвовал в революционном кружке «чайковцев». Была такая точка
притяжения революционной молодёжи в столице, которую основал Мордух
Аронович Натансон, а затем расширил и углубил «дедушка русской
революции», вятский дворянин Николай Васильевич Чайковский.
Ходили туда интересные люди — князь Пётр Кропоткин, дочь столичного
губернатора Софья Перовская (праправнчка гетмана Разумовского), Фёдор
Волховской и многие другие. Как писал впоследствии Кравчинский в своей
«Подпольной России» кружок «имел свои разветвления в Москве, Киеве,
Одессе, Орле и Таганроге»
«Так называемый кружок «чайковцев» представлял собою, к началу 70-х
годов, довольно многочисленную для того времени и чрезвычайно тесно
сплоченную революционную группу. Это было время так называемых
студенческих коммун и групп самообразования; кружок «чайковцев»
в течение нескольких лет своего формирования, сталкивался со всеми
студенческими группами и постепенно пополнял свои ряды. По возвращении
в Петербург Кравчинский бывал на студенческих собраниях, читал рефераты,
познакомился с некоторыми из членов кружка «чайковцев» и вскоре был
приглашен ими в свою организацию», — вспоминает Л. Шишко.
На 1874 год они наметили «хождение в народ», но тут начались аресты.
Кравчинскому однако удалось тюрьмы избежать и он направился на юг —
через Москву в Одессу. Здесь произошла его встреча с другим крупным
деятелем террористического движения, уроженцем Полтавы Феликсом
Волховским. В своё время организатор разгромленного кружка Чайковский
направил Волховского в Одессу, для распространения революционных идей
на юге. Волховский был арестован, а Кравчинский безуспешно попытался
организовать его побег, а потом сопровождал смертельно больную жену
Волховского на лечение в Италию.
Не задержавшись надолго в Одессе Кравчинский побывал в Казани, Нижнем
Новгороде, Тули, Твери, Москве и, наконец, вернулся в столицу.
Революционерка Татьяна Лебедева видела его таким: «…в крайне
подавленном душевном настроении. Иногда казалось даже, что он сходит
с ума: он часто совсем не отвечал на обращенные к нему вопросы
и разговаривал с самим собой. Ходил он тогда по Петербургу в самом
невозможном костюме, наполовину городском, наполовину крестьянском,
и жил неизвестно где…
То обстоятельство, что он не был тогда арестован, хотя его усиленно
разыскивали, очень удивляло ее, и объяснялось, по всей вероятности,
именно тем, что он не принимал никаких предосторожностей. Как и всегда,
его выручала в подобных случаях полная беззаботность и какая-то
рассеянность человека, занятого своими собственными мыслями и своим
собственным делом».
Между 1875 и 1878 годами Кравчинский несколько раз ездил за границу
и возвращался обратно в Россию. В 1876 г. он попал в Герцеговину, где
писал какие-то прокламации к восставшим славянам. Там он близко сошелся
с итальянскими социалистами и даже присоединился к вооруженной
авантюре — попытке организовать социализм в отдельно взятой деревенской
коммуне. Авантюра бала подавлена властями, а смертную казнь
через повешенье её участникам, включая Кравчинского отменили в рамках
амнистии по случаю короля Виктора-Эммануила II в 1878 г.
Итак, на Балканах он отметился только писанием прокламаций,
разочаровался в местном населении, которое хотело воевать с турками,
а не уничтожать эксплуатацию. Соответственно, пока его сверстники
и товарищи по военным училищам сражались с османской армией на Шипке
и под Плевной, он сидел в итальянской тюрьме где у него созрел новый
революционный замысел. Свою роль он видел в том, чтобы резонансным
убийством толкнуть российское общество к революционной активности.
Весной 1878 года Кравчинский возвращается в Петербург и там примыкает к организации «Земля и воля».
«Знаменитое III-е Отделение еще пользовалось тогда своим традиционным
обаянием, унаследованным им от николаевской эпохи, и шеф жандармов еще
мог спокойно прогуливаться тогда летними утрами по улицам Петербурга», —
вспоминает Шишко.
Этим самым начальником был Николай Владимирович Мезенцов — правнук
Суворова и герой обороны Севастополя. 16 августа 1878 года он был убит
Кравчинским.
Террорист подстерег Мезенцова во время его утренней прогулки, нанес
удар кинжалом и скрылся в поджидавшем экипаже. Об этом покушении
Кравчинский рассказал в брошюре ,
где объявил теракт местью за недавнюю казнь в Одессе народника Ивана
Ковальского и за другие расправы жандармов над революционерами.
«Это — другое!»
Сначала Кравчинский поселился в Швейцарии, но велись небезуспешные
переговоры с швейцарским правительством о выдаче террориста в руки
российского правосудия. И в эмиграции ему пришлось жить под чужими
именами, скрываться. Ведь уже был прецедент выдачи Нечаева именно
из Швейцарии.
Он писал статьи для русских журналов, в его переводе были
опубликованы многие произведения итальянских, испанских, немецких
писателей.
После убийства в 1881 году Александра II, совершенного
народовольцами, Кравчинский вынужден был покинуть и Швейцарию. Под чужим
именем он поселился в Италии.
Поначалу европейское общественное мнение восприняла русский терроризм адекватно.
В газетах и журналах Франции, Англии, Германии русских нигилистов
изображали злодеями и разбойниками. Кравчинский писал товарищам в Россию
в начале 1882 года из Италии:
«Нужно наконец помирить Европу с кровавыми мерами русских
революционеров, показать, с одной стороны, их неизбежность при русских
условиях, с другой — выставить самих террористов такими, каковы они
в действительности, т.е. не каннибалами, а людьми гуманными,
высоконравственными, питающими глубокое отвращение ко всякому насилию,
на которое только правительственные меры их вынуждают».
В начале ноября 1881 года читатели миланской газеты «Пунголо»
(«Жало») начали знакомиться с серией очерков, подписанной «Степняк»
и озаглавленной «Подпольная Россия». Псевдоним одновременно отсылал
к реальным родным местам автора но к тому же явно добавлял
притягательной для европейского читателя русской экзотики.
«Удивительное название дал своей работе Кравчинский. Действительно,
кроме царской России, кроме рабской России, кроме страны жандармов,
палачей, чиновников, преуспевающих газетчиков-блюдолизов, ловких купцов,
кроме страны нищих крестьян, голодных рабочих, кроме страны людей,
сочувствующих народу и обуреваемых иногда "благими намерениями", есть
еще, утверждал он, Россия благородных, мужественных, честных борцов
за счастье народа, Россия героев, Россия революционная, подпольная!
Очерки вызвали большой интерес у читателей, и издатель решил
выпустить их отдельной книгой. Значительно расширенная и дополненная,
книга Степняка вышла в Милане весной 1882 года. В короткий срок она была
переведена на многие языки мира: на португальский, английский,
французский, немецкий, датский, голландский, шведский, испанский,
польский, болгарский, японский и другие», — не скрывая восторга пишет
Евгения Таратута, сама прошедшая сталинские лагеря.
Книга легла на русофобскую почву, удобренную до этого во время
русско-турецкой войны. Теперь ненависть к России и её руководству
распространилась и в левых кругах, а также среди популярных
интеллектуалов.
«Подпольную Россию» высоко ценили Эмиль Золя, Альфонс Доде, Марк
Твен, Элизе Реклю, Уолт Уитмен и многие другие. Англичанка Лили Буль,
впоследствии Этель-Лилиан Войнич, ставшая другом и соратником
Степняка-Кравчинского с его помощью овладела русским языком и уехала
в Россию, где прожила два года. Именно со Степняка-Кравчинского она
списала с него главного героя романа «Овод».
Люди работают
В 1884 году Степняк-Кравчинский перебирается в Лондон — столицу
соперничающей с Россией империи и по совместительству мирового
революционного интернационала. Там он общался с Фридрихом Энгельсом
и дочерью Карла Маркса. Именно Кравчинский познакомил с Энгельсом своего
революционного товарища Волховского. При этом к первой русской
марксистской группе «Освобождение труда», он не примкнул, не веря
в возможности российского пролетариата. Его книга «Россия под властью
царей», а затем и роман «Карьера нигилиста» («Андрей Кожухов») стали
бестселлерами. Степняк стал сумасшедшее популярен по обе стороны
Атлантики.
Вот что писал о нем его английский друг переводчик Вильям Вестолл:
«Степняк — человек огромной физической силы и широкого умственного
кругозора. Ростом он не выше 175 см, но у него плечи Самсона и железная
рука, львиная шевелюра черных волос и густая черная борода. Его мужество
необычайно. Ничто не может нарушить его невозмутимость в самые
критические минуты. Его самообладание и хладнокровие лишены аффектации,
внешне незаметны. Но и то и другое прошло горнило испытаний».
В самом конце 1889 года ему удалось организовать английское «Общество
друзей русской свободы». Общество собирало деньги для помощи русским
политическим заключенным, устраивало пропагандистские митинги, с 1890
года издавало ежемесячный журнал на английском языке «Свободная Россия»
редактором которого стал Степняк.
Украинский исследователь Сергей Шевченко описывая детство
революционера, сообщал «Мама, Любовь Яковлевна, украинка, передала детям
любовь к родной песне, поэзии «природы края». Однако в отличие от того
же Волховского, который даже публиковал украиноязычные брошюры
собственного сочинения, какую-то особую украинофилию в произведениях
Степняка-Кравчинского найти сложно.
Действие одного из его последних произведений, романа «Штундист Павел
Руденко», происходит в «одной из правобережных украинских губерний».
Там действительно можно встретить и описание природы края, и плясание
гопака, и даже казацкие думы, исполняемые под аккомпанемент народного
инструмента. Но, между прочим, не бандуры и не кобзы, а гуслей. В общем
всё это не выходит за рамки малороссийских мотивов которые можно
встретить у многих русских писателей.
Впрочем, видно, что украинский народный характер и местные реалии
автору знакомы, в чем не оставляет сомнение следующая сцена. Слушая
одного из таких «слепых украинских бардов-гусляров» «кривой
Панько-скрипач, повесив голову на грудь, и думал он о том старом
времени, когда жили на Украине казаки-рыцари, и рисовалось ему, что
рыцарь — он сам, и что не пиликает он на скрипке за два гроша, а воюет
с бусурманами за веру христианскую, и что глаз ему выбил не рыжий Петро
в пьяной драке, а лишился он его в почетном бою с самим турецким пашою,
про которого пел Павел».
Однако поскольку произведение Степняка-Кравчинского были
ориентированы в большей мере на иностранную аудиторию, то ужасы
российской действительности он иллюстрирует не национальным гнётом
украинцев, а более понятными протестантской Англии притеснениями
правительством сектантов-штундистов.
В спокойной викторианской Англии убийца генерала Мезенцова становится
несколько умеренней. В «Заключении» к первому и единственному
прижизненному русскому изданию «Подпольной России» в 1893 году он
критикует «якобинство» «Народной воли» и прямо пишет, что «терроризм
как система отжил свой век» и что индивидуальный террор — это реакция
отчаяния в период «безусловной безнадежности». «Лозунгом нашего времени
является… пропаганда», — утверждает Степняк.
К концу 1895 года его «Фонд вольной русской прессы» имел уже солидную
типографию и достаточную сумму денег для издания в Лондоне большой
революционной газеты на русском языке. Группа русских либералов обещала
свое материальное содействие и помощь в распространении газеты в России.
Дал обещание участвовать в газете и Плеханов. Степняк закончил книгу,
посвященную характеристике положения России в конце царствования
Александра III и в начале правления Николая II. Книга эта, названная
Степняком «Царь-чурбан и царь-цапля», вышла в самом конце 1895 года.
В самой России в тот момент лозунга времени еще не оценили. Гласом вопиющего в пустыни прозвучала консервативного
публициста Михаила Каткова «Слабость России», явствующая
из произведений английских «джентльменов печати» и разоблачений «мистера
Степняка».
«Кого же хотят обмануть эти господа? Нас? Но мы лучше их знаем
истинную цену этой лжи. Наших друзей соседей? Но и им хорошо известны
наши дела, так что и они, подобно нам, сразу разглядят интригу русских
каторжников и английских шарлатанов. Остается одно только предположение,
что они хотят обмануть самих себя, то есть английскую публику. Но какая
же им от этого прибыль?
Если англичане в самом деле поверят в "слабость России" и вследствие
этого увлекутся до какого-нибудь опрометчивого шага против нас, то ведь
им, а не нам придется испытывать последствия этого заблуждения. Что
сказали бы англичане, если бы мы не только печатали в наших газетах
"этюды" об Англии, написанные ирландскими динамитчиками, но и
сообразовали бы с этими "этюдами" наш образ действия относительно
Англии?» — писал он.
Увы, у правительства и патриотической общественности не нашлось
средств ни на перевод этого произведения на иностранные языки
и распространения статьи за границей. Вероятно тогдашние действительные
тайные советники также считали, что негоже платить каким-то политологам
за какие-то статьи.
Однако революционная деятельность Степняка-Кравчинского внезапно
оборвала нелепая смерть. 23 декабря 1895 года, направляясь к своему
другу и соратнику Феликсу Волховскому, он попал под поезд.
Его произведения издавались в советское время, выходят на Западе они
и сейчас. Там же с подачи Степняка укоренилось мнение, что русских
убивать можно и нужно, и любой бандит вроде Ахмеда Закаева
или неадекваты, пропагандирующие убийство, например, Аркадий Бабченко,
не террористы, а борцы за свободу.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.