Исаак Осипович Дунаевский. Маленький, лысый, но фантастически любвеобильный, он заставил весь Советский Союз петь и плясать под свою дудку.
Исаак
Осипович Дунаевский. Маленький, лысый, но фантастически любвеобильный,
он заставил весь Советский Союз петь и плясать под свою дудку.
Из Лохвицы
В
городке Лохвица, что в Полтавской губернии, в семье Бецалеля-Йосефа и
Розалии Дунаевских родился третий ребёнок и второй сын, которого нарекли
Ицхаком-Бером. Всего в семье Дунаевских было шестеро детей, и все они
посвятили себя музыке: Зинаида стала педагогом, Борис, Михаил и Семен —
дирижерами, Исаак и Зиновий — композиторами. Дядя будущего автора песен и
оперетт по отцу владел в их родном городе табачной фабрикой, а дед по
матери был кантором в местной синагоге.
Писатель Эфраим Севела так описал истоки творчества Дунаевского,
Блантера, Френкеля и других авторов популярных советских песен: «А на
какие мотивы опирается композитор в своем творчестве? Ответ ясен — на
народные. Которые он впитал с молоком матери или бабушки. Они ему пели
над колыбелькой. А теперь скажите мне, что мог услышать будущий
композитор в своей колыбельке от своей еврейской бабушки в Бобруйске или
Житомире? Не русские частушки, поверьте мне, и не «Боже, царя храни».
Засыпая, он слышал печальные песни черты оседлости, и их как губка
впитывал его восприимчивый мозг. Через много лет эти грустные, слегка на
восточный лад, напевы дружно грянул русский народ».
Свой «еврейский долг» Дунаевский отдал дважды в 1936 году. В первый раз —
колыбельной из фильма «Цирк», где куплет на идиш исполнили Соломон
Михоэлс и Вениамин Зускин. Второй и главный — работа над музыкой к
фильму «Искатели счастья». Всё там не как у людей: евреи едут осваивать
не пески будущего Израиля, а Дальний Восток, строить Биробиджан, но при
этом привозят с собой на границу с Китаем мелодии уходящего штетла. И в
роли «идише мом» (матери семейства) — народная артистка Мария
Блюменталь-Тамарина, в недалёком будущем —мать «русского голоса Третьего
рейха».
Уникальные музыкальные способности Дунаевский начал проявлять еще в
раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал на слух на рояле
мелодии вальсов и маршей, которые он слышал по воскресеньям в городском
саду. В то время духовой оркестр был обязательным в любом уездном и даже
заштатном городе.
И жили бы Борис и Исаак в Лохвице, и уж точно в Полтавской губернии,
если бы их приняли в местное реальное училище, но там они не прошли
процентную норму для евреев. А учиться надо! И старшие братья Дунаевские
решили податься в Харьков, где шанс поступить был хоть и невелик, зато
выбор учебных заведений больше.
Харьковский пролог советского Казановы
Но если вы думаете, что мальчиков из Лохвицы в Харькове кто-то, кроме
родственников, ждал с распростёртыми объятьями, то вы глубоко
ошибаетесь. В то время по границе Полтавской и Харьковской губерний
проходила «Черта оседлости», и на речке Коломак зона свободного
проживания евреев в Российской империи заканчивалась. Чтобы поселиться в
нашей губернии, Дунаевским надо было или владеть нужной профессией, или
поступить учиться. Для этого Борису Дунаевскому пришлось выучиться на
переплетчика, а Исаака записали его учеником.
А начинать харьковское житьё-бытьё нужно было с получения
правожительства. И выдавал его лично вице-губернатор Илья Стерлигов, чей
антисемитизм ни у кого не вызывал сомнения. Чаще всего он отказывал, но
в 1910 году Дунаевским разрешил. Так они поселились на ул. Грековской,
12 (или 14, но оба эти дома не сохранились), в доме Моисея Ильича
Дерковского. И, представьте себе, оба брата поступили в музыкальное
училище. По воспоминаниям старшего брата Бориса, когда они приехали в
Харьков, приемные экзамены в музыкальное училище уже закончились, но их
все-таки допустили к испытаниям: «Экзаменовал нас директор училища Илья
Ильич Слатин. Исаак был зачислен по классу скрипки преподавателя
Горского. Я был принят в класс Чеботаревой».
По окончании приготовительного класса Исаак сразу был переведен на
третий курс. В 1913 году Дунаевский оказывается в классе приглашенного
из Петербурга нового преподавателя Иосифа Ахрона, ушедшего позднее
добровольцем на фронт Первой мировой войны. «Он был не только моим
педагогом, но и старшим другом — воспитателем; ему я обязан своей
музыкальной культурой, как и первыми композиторскими работами вполне
профессионального характера…» — вспоминал об этом своём учителе Исаак
Дунаевский. Но училище Императорского русского музыкального общества не
давало общего образования, и Исаак поступил также в частную гимназию в
Подольском переулке, директором которой был Николай Кнорринг
(1880–1967).
И музучилище, и гимназию Дунаевский окончил. В 1917 году И. Слатин с
помощью своего друга Александра Глазунова добился от Временного
правительства открытия в Харькове консерватории, куда и поступил Исаак
одним из первых. Свою учёбу там он совмещал со студенческой жизнью на
юридическом факультете университета.
Власти в Харькове менялись часто. Исааку приходилось пересиживать наиболее сложные периоды у родителей в Лохвице.
«Сердце, как хорошо, что ты такое!»
Было время, когда жители Харькова говорили не «пойти на спектакль в
театр имени Пушкина», а «пойти к Синельникову». И это неудивительно.
Ведь до 1920-х годов в Харькове была одна из лучших театральных трупп
России, успешно конкурировавшая и с питерской Александринкой, и с
Московским художественным театром. С 1910 по 1922 год ею руководил
Николай Николаевич Синельников.
Именно у Синельникова и началась еще при белых, а потом и при красных
музыкальная карьера Исаака. Как театральный композитор Дунаевский
дебютировал в 1920 году музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро». Здесь же
он познакомился с Клавдией Шульженко — начинающей актрисой театра. Её
нет в его донжуанском списке, но краткий период их совместного
творчества и запечатлели авторы установленного в Харькове памятника. В
харьковском театре за ним закрепилось прозвище «Дуня», которое он
перевез с собой в Москву и Ленинград.
Первой известной победой юного Исаака была театральная звезда Харькова
времён гражданской войны Евгения Леонтович. В 1922-м она уехала в
Европу, а затем засветилась в Голливуде. За ней последовала прима театра
Синельникова дворянка Вера Юренева. Сорокалетняя замужняя дама ответила
на ухаживания семнадцатилетнего музыканта, но вскоре в Киеве нашла себе
более интересного ухажера — тоже молодого и тоже еврея, но журналиста
Моше Фридланда, ставшего впоследствии крупнейшим советским редактором
Михаилом Кольцовым. С ним она и сбежала в Москву, расписавшись в
советском загсе.
В Харькове он брался за любую работу: читал лекции о музыке, руководил
армейской самодеятельностью, сотрудничал с газетами, организовывал
музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведовал музыкальным
отделом губернского отдела народного образования… И, конечно, Дунаевский
влюблялся и дважды успел жениться. Родители Исаака уже поняли, что
никакого венчания с раввином под хупой не будет, их мальчик предпочитает
русских девочек «из бывших», предпочтительно — балерин. В первый раз он
расписался со студенткой музыкального училища Марией Павловной Швецовой
в 1921 г. И года они не прожили вместе.
Вторая жена, бывшая питерская, а затем харьковская балерина Зинаида
Судейкина была родом из села Андреевка (ныне — Балаклейский район
Харьковской области), бывшего владения Данилевских. Её дед был
предводителем дворянства Волчанского уезда. В Харькове она танцевала в
оперетте. В 1924 году «харьковский период» был завершен после постановки
балета «Мурзилка» в местной «Держопере». Дунаевский переехал в Москву,
где и прославился и как песенник, и как автор оперетт. Год спустя они с
Зинаидой расписались, а в 1932 году у них родился сын Евгений. И вы
думаете, что наш герой на этом угомонился? Да, Дунаевский с Судейкиной
не разводился до последних лет жизни, они все трое похоронены под одним
памятником на Новодевичьем кладбище, но…
«Значит, ты пришла, любовь моя»
В 1929 году Дунаевский увлекся женой знакомого актера Павла Поля —
актрисой Лидией Петкер. Её он знал ещё в Харькове как жену артиста
театра Синельникова Бориса Петкера. Судейкиной «доброжелатели» донесли
новость. В письме жене Дунаевский покаялся, сообщив, что «сотня женщин
не заменит один твой золотой волос». На сей раз обошлось.
И была музыка к фильмам Александрова, и оперетты, и руководство
ленинградским отделением Союза композиторов, и гастроли по всему
Советскому Союзу во главе эстрадного оркестра.
А вот в 1940 году на съёмках фильма «Моя любовь» Исаак Осипович встретил
молодую актрису Лидию Смирнову. И там, как сообщает ряд исследователей,
даже дошло до запрещённого в те годы аборта, а Лидия Николаевна больше
никогда не могла иметь детей. Дунаевский даже готов был развестись с
Судейкиной и делал предложение Смирновой. Но она, типа, была замужем и
отказала ему. С 1943 года и на протяжении пяти лет его гражданской женой
стала танцовщица Наталья Гаярина. Зинаида Сергеевна об этом знала. И
знала, что его хватает и на других дам.
Но если вы думаете, что Исааку Осиповичу пришлось в 40-е годы выбирать
между двумя балеринами — Судейкиной и Гаяриной, — то вы сильно
ошибаетесь. Между тремя! Была еще Зоя Пашкова, которая и вытеснила
Наталью из жизни отца советской песни. И не просто так, а родив ему в
1945 году сына Максима. Да-да, того самого, чьи шлягеры в 80-е годы
распевал весь советский народ так же, как в 30-е—50-е — песни его отца.
Мелодии из фильмов «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал» и «Мэри
Поппинс, до свидания» имели ничуть не меньший успех, чем песни из
кинокартин «Весёлые ребята», «Дети капитана Гранта» или «Кубанские
казаки».
От отца к младшему сыну перешёл по наследству не только музыкальный
талант, но и неуёмная любовь к женщинам. Дунаевский-младший был женат
официально семь раз и, возможно, скоро вступит в восьмой брак.
Существует даже у него «клуб бывших жен» во главе с Наталией Андрейченко
(четвёртой супругой). Детей у Максима трое, одна, как и он сам, —
внебрачная.
Так жил и любил самый популярный советский композитор. Автор песен,
которые исполняли Любовь Орлова и Марина Ладынина в фильмах, которые
только в кинотеатрах успело по многу раз посмотреть всё население одной
шестой части суши.
"Время"
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.