25 декабря: родился создатель знаменитого украинского хора, который теперь "выступает на подпевке" у "Квартала 95"
125
лет назад, 25 декабря 1895 года в местечке Березна Черниговской
губернии родился Григорий Гурьевич Верёвка. Тот самый, именем которого
назван знаменитый киевский хор украинской песни. И вырос он, и стал
работать не на пустом местеПотомственный регент церковного хора
Григорий Верёвка, как и многие его сверстники, — дитя невероятного
бэби-бума, происшедшего в России в два последних царствования. Он был
шестым из двенадцати детей Гурия Верёвки и его жены.
Об отце будущего Народного артиста, лауреата и орденоносца советские
и постсоветские исследователи часто говорят, что тот был
«крестьянином-ремесленником», что само по себе нонсенс. Мог он быть
крестьянином, занимавшимся ремеслом, например, сельским кузнецом,
но чтобы стать ремесленником, нужно было вступить в мещанское сословие
и один из цехов. Так что этот штамп кондовых киевских музыковедов
неудобоварим.
Но что же это было за ремесло? Нет, не кузнец или шорник и даже
не повар в шинке, а целый регент церковного хора, прекрасно умевший
играть на скрипке. А это уже совсем другое дело, причём неправильное
с советской классовой точки зрения. И с антисоветско-автокефальной —
тоже. Вот и приходилось того, кто «пел на паперти с дьячками»,
переписывать в «крестьяне-ремесленники».
Мать, братья и сёстры тоже любили петь и собирали фольклор. Так что
Грыць рос среди людей грамотных и увлеченных, а не прямо «от сохи»
выскочил в профессиональные музыканты.
Более того, уникальная школа церковного пения выделяла Черниговщину
ещё с петровских и аннинских времён. Именно оттуда пополнялась
придворная капелла.
Среди её воспитанников, например, был фаворит Елизаветы Петровны
Алексей Разумовский. Из Глухова, где со времён гетмана Даниила Апостола
работала певческая школа, вышли и первые профессиональные русские
композиторы — Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский. Они учились
в Италии, многое там узнали и, вернувшись на родину, с гордостью
замечали, что в их родном Глухове и в России в целом мальчиков
со звонкими голосами не кастрируют.
Грыць Верёвка учился сначала в уездной школе, а затем в десятилетнем
возрасте отец отправляет его в губернский город Чернигов, в архиерейский
хор.
Там его жизнь начинается с того, что он выменял коньки на скрипку
и познакомился со старшим товарищем — сыном псаломщика Павлом Тычининым,
который и укрепил знания Грыця в нотной грамоте. Эта дружба продлится
до конца жизни Григория Гурьевича. Более того, значительная часть песен
и хоровых композиций Верёвка создал на стихи Павла, ставшего к тому
времени Тычиной.
Павло Тычина и оставил воспоминания о том, каким бурсаком был Верёвка:
«В Троицкий архиерейский хор города Чернигова малолетнего Григория
Веревку приняли в 1905 г. (а я в этом хоре пел уже с самого 1902 г.).
Вместе ходили мы и на уроки в так называемую бурсу (духовное училище),
находившуюся в Чернигове за четыре километра до «Троицы». Григорий
рассказывал мне о своем отце, который играл на скрипке и руководил хором
во время церковных служб.
— Да я тоже, — говорил он, — непременно выучусь на скрипке играть.
В это же время проявилась заинтересованность Григория кобзарями
и лирниками, которые в праздничные дни собирались возле Троицкого
собора, а потом, после церковной службы, почти все шли на Болдину гору.
Там, неподалеку от памятника Афанасию Маркевичу (мужу писательницы Марка
Вовчка), стояли уже группы парней и девчат с улицы Лисковицы. Приходили
архиерейские конюхи — один со скрипкой, а другой с бубном, —
и начинались танцы. Очень полюбил эти танцы под музыку маленький Гриць…
Мы с Григорием были кларнетистами семинарского оркестра и иногда
играли на концертах симфонического оркестра смешанного состава. Григорий
Веревка часто посещал рисовальный класс семинарии, где с художником
Михаилом Жуком, другом семьи Коцюбинских, беседовали на интересные
для нас темы. А весной 1913 г. Григорий среди многих тысяч черниговцев
сопроводил гроб с телом М. Коцюбинского на Болдину гору возле Троицкого
монастыря».
Однако не только церковное пение тогда процветало в Малороссии.
Любительские народные хоровые коллективы были практически везде, и так
происходило слияние народной песни с гармоническим строем литургии.
Особенно преуспевал в этом деле выходец с Подолья Николай Леонтович. Его творческий коллектив был вполне профессиональный.
А что же Грыць? Казалось бы, по возрасту ему полагалось идти на фронт
Первой мировой, но с 1910 по 1916 год он учился в черниговской духовной
семинарии.
А дальше уже была революция. Что делал Верёвка до 1918 года, историки
и музыковеды стараются умолчать, лишь хитро намекая на то, что он
руководил семинарским хором без указания дат.
Киевский хормейстер
В 1918-1921 годах Григорий Веревка учился в Киевском
музыкально-драматическом институте имени Лысенко по классу композиции
у Болеслава Яворского, дирижированием он занимался у Александра Орлова.
До этого Яворский успел обучить того же Леонтовича и многих других
композиторов того времени. Тогда же появляются и первые известные нам
сочинения композитора — романсы на стихи его друга Тычины из сборника
«Солнечные кларнеты».
В 1919 году вместе с П. Тычиной и В. Магорским Верёвка организует
большой самодельный хор, преобразованный позже в капеллу-студию им.
Леонтовича. На ее базе в 1925 году открылась профессиональная
музыкальная школа, первым директором которой стал Григорий Гурьевич.
Пока одна власть в Киеве меняет другую, Веревка создает в Киеве
самодеятельные хоровые коллективы — на табачной фабрике, в клубах «Новое
строительство» и среди торговых служащих.
Никаких данных о том, чтобы он как-то проявлял свою политическую
позицию в годы Гражданской войны, не имеется. Зато известно, что диплома
он тогда не получил, а смог стать специалистом в законе только в 1933
году, уже будучи преподавателем и этого института, и киевской
консерватории, и музыкального техникума.
В 1919 году Григорий Гурьевич встречает Элеонору Скрипчинскую,
которая стала на многие годы его ближайшей соратницей, а не только
женой. Как и в ситуации с дипломом, в загс он сходил гораздо позже,
вскоре после Великой Отечественной войны. Детей у них не было.
Верёвка прекрасно вписался в атмосферу советского Киева.
В журнале «Плужанин», № 4 за 1925 год он выступает за организацию
на селе хоров-студий, которые вели бы культурно-просветительную работу
среди населения и тем самым способствовали бы созданию «нового
музыкального быта», и провозглашает «решительную борьбу против
церковного влияния на культурную жизнь села». Новые веяния в музыкальной
жизни он связывает «с превосходящими эмоциями бодрости, деятельности,
величества, которые свойственны строителю новой жизни — пролетариату».
Получив диплом, он преподаёт хоровое дирижирование в консерватории
и руководит хором завода «Большевик». Если Тычина и Рыльский создавали
идейную украинскую поэзию, то Верёвка клал ее на музыку и вкладывал
в уста самодеятельных хоров.
И так до самой войны, до эвакуации в Уфу, куда он отправился
в качестве старшего научного сотрудника Института народного творчества
и искусств АН УССР. В этом качестве он собирает башкирский фольклор
и даёт концерты. Некоторое время он работает в Москве.
Хор, связанный двумя Верёвками
Как только Харьков освободили от оккупантов, Григорий Верёвка
переезжает туда, и там руководитель КП(б)У Никита Хрущев делится с ним
своей идеей о создании образцово-показательного украинского хора.
11 сентября 1943 года Совнарком УССР издал постановление «Об
организации Государственного украинского народного хора», создание
которого поручается Григорию Верёвке.
В постановлении говорилось: «Организовать Государственный украинский
хор в количестве 134 человека (84 — певцы, 34 — артисты оркестра
народных инструментов, 16 — артисты балета), поставить перед ними
задачи: способствовать развитию украинского народного хорового
и музыкально-хореографического искусства и его пропаганде среди
трудящихся масс».
Разместился коллектив в Харькове, в небольшой комнате на ул. Сумской,
61. Это был дом, принадлежавший до революции издателю газеты «Южный
край» Александру Иозефовичу, затем некоторое время был концлагерем
и домом общества старых большевиков. После изгнания оккупантов он
оказался одним из немногих сохранившихся зданий.
В Харькове и начался подбор артистов. Таланты разыскивали по селам
и малым городам. В первую концертную бригаду (харьковскую) вошли Тамара
Савченко, Галина Бережная, Мария Гришина, Наталья Лепетун, Лидия
Заболотная, Иван Гурьев. Из Миргорода были приглашены 16
певцов-кобзарей, а из Полтавы — ансамбль бандуристов. В каждом поселке
вслед за уходящим на запад фронтом расспрашивали у людей, есть ли у них
девушки или парни, которые хорошо поют, играют. Затем прослушивали,
отбирали.
В ноябре 1943 года инициативная группа хора перебирается в Киев. Дирижером столичной группы назначена Элеонора Скрипчинская.
Весть о наборе в народный хор попадала к населению и фронтовикам
через газеты, журналы и радио. Некоторых артистов разыскали в боевых
частях с помощью полевой почты. 20 января 1944 года киевская
и харьковская части хора объединяются, и с тех пор этот знаменитый
коллектив работает по сей день.
«Сталин и Мао слушают нас»
После войны, с 1948 по 1952 г. Верёвка становится председателем
правления Союза композиторов Украины и лауреатом Сталинской премии. В то
время его хор гастролирует по Советскому Союзу.
Вот лишь некоторые его концертные номера: «Про звеньевую Меланку»
(сл. С. Воскресенского, 1948), «Песня семисотниц» (сл. С.
Воскресенского, 1948), «Песня об Олеге Кошевом» (сл. М. Стельмаха,
1950), «Гоголь наш — большое сердце» (сл. П. Тычины, 1952), романсы
на слова П. Тычины, М. Рыльского, М. Стельмаха, обработка революционных
и народных песен.
В хор вливаются новые кадры, например, будущий Народный артист СССР
и нардеп от партии Павла Лазаренко «Громада» Дмитрий Гнатюк. Он и вышел
в качестве солиста на правительственный концерт, посвящённый 70-летию
Сталина в московском Большом театре. В бывшей царской ложе рядом с
«лучшим другом советских физкультурников» сидел «великий кормчий» — Мао
Цзэдун.
На аргумент Гнатюка о том, что у него нет даже сценического костюма
и штаны в заплатках, Григорий Гурьевич ответил: «Ты, главное, выходи
и улыбайся, а потом быстро задом за кулисы».
После выступления Гнатюка Веревка принес ему деньги на первый приличный костюм в жизни.
Дмитрий Михайлович вспоминал, как рассмотрел со сцены в ложе двух
вождей. А после концерта его, даже не завтракавшего, провели в Кремль
исполнить лично для генералиссимуса несколько украинских народных песен.
После выступления Сталин пригласил перепуганного молодого артиста
за стол, а к коллегам в гостиницу Гнатюк вернулся с сумками еды
и бутылкой хванчкары.
Затем Гнатюк проговорил с Веревкой до утра, а наутро до них дошла информация, что вождь исполнением остался крайне доволен.
А дальше хор стал не просто любимцем власти, но и выездным коллективом.
В 1952 г. Украинский народный хор впервые отправляется на заграничные
гастроли — вначале в Румынию, Польшу, а затем и в другие страны мира,
за «железный занавес». После одного из концертов на Всемирной выставке
в Брюсселе 1958 г. уже в позднее время хор вынужден был выступить еще
раз на огромной площади перед 10-тысячной толпой людей, не сумевших
попасть в зал.
И тут уже во времена независимой Украины появляется следующий миф,
растиражированный киевскими СМИ. Якобы там присутствовал Степан Бандера,
а затем высказался на широкую публику о вкладе Верёвки в становление
будущего национализма на Украине. По крайней мере, ни сам Верёвка,
ни руководитель его хора в 1966-2016 годах Анатолий Авдиевский ничего
подобного не слышали. Анатолий Тимофеевич так описывал быт своего предшественника:
«Жил он недалеко от площади Толстого. Квартира была скромной —
не хоромы. В ней поражало огромное количество книг и нот. Видно было,
что здесь живет человек, смысл жизни которого в творческом труде. Он
делал обработки, писал оригинальную музыку. А жена Григория Веревки
Элеонора Павловна была профессором консерватории. К сожалению, детей
у них не было.
А вот с братьями Григория Гурьевича я был знаком. Один хорошо играл на бубне, очень любил анекдоты. А второй работал врачом…
Мы иногда встречались в общественном транспорте. Как-то захожу
в троллейбус, который ехал с Крещатика до «Арсенала». Вижу: Григорий
Гурьевич сидит. Увидев меня, привстал, слегка поклонившись,
поздоровался. И я, разумеется, в ответ. Для меня тогда было непостижимо:
Григорий Веревка едет в троллейбусе!»
И так обласканный властью, но не испорченный ею жил Григорий
Гурьевич. Подчинённые и студенты его любили. Ведь он был человеком
щедрым.
Тот же Авдиевский вспоминал: «В коллективе Григория Веревку очень
уважали. Как рассказывали артисты, часто он брал на работу людей
без образования, но талантливых и духовных, с высоким уровнем культуры.
Если кому-то нужны были деньги, обращались к Григорию Веревке и он
никогда не отказывал. Достанет из кармана, отсчитает, сколько нужно.
«Григорий Гурьевич, когда вам отдать?» — спрашивал одалживающий. «Когда
сможете», — отвечал. А еще у Григория Веревки было очень хорошее чувство
юмора».
Умер Григорий Гурьевич Веревка 21 октября 1964 г. и похоронен
на Байковом кладбище в Киеве. Переживший его ближайший друг Павел Тычина
в 1965 году писал: «Дружбу нашу на протяжении последних десятилетий
всегда сопровождала широкая и громкая слава нашего хора. Очень часто
со мной случалось так, что куда бы я ни поехал, то ли в Советском Союзе,
то ли за границей, везде мне, бывало, говорят: «А у нас недавно были
ваши друзья — сам Веревка со своим замечательным хором из Киева…»
Созданный им коллектив существует и по сей день, а каждое заседание
нового созыва Верховной Рады начинается с исполнения «веревковцами»
гимна «Ще не вмерла Украина».
Правда, недавно эту традицию поставили под сомнение.
Это случилось после того, как хор выступил в шоу «Квартал 95»,
исполнив веселую перепевку народной песни про пожар в доме экс-главы
нацбанка Украины Валерии Гонтаревой. Этот номер вызвал скандал,
художественный руководитель Хора имени Веревки приносил извинения,
а соратница Петра Порошенко депутат Ирина Геращенко заявила следующее:
«Я теперь категорически против того, чтобы хор Веревки закрывал
нынешнюю сессию Верховной Рады и открывал следующую. Этот коллектив…
потерял на это моральное право. Пусть и дальше теперь подпевают
кварталу».
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.