Художник, которого Сталин приказал «Нэ трогать» и отправил на Нюрнбергский процесс
120
лет назад, 11 октября 1900 года в Киеве в семье мещан Хаима и Рохли
Фридлянд появился на свет второй сын, которого назвали по-русски Борей.
Так появился на свет будущий советский карикатурист, известный как Борис
Ефимов, проживший почти 108 лет.У
многих людей, живших с ним в одно время, постоянно возникали ассоциации
с мифическим Агасфером (Вечным Жидом), обреченным скитаться до Второго
Пришествия. По преданию один иерусалимский ремесленник, мимо дома
которого вели на распятие Иисуса Христа, нёсшего свой крест, отказал
Иисусу и оттолкнул его, когда тот попросил позволения прислониться
к стене его дома, чтобы отдохнуть, и за это был осуждён на скитание
по земле и вечное презрение со стороны людей. «И ты будешь вечно идти,
и не будет тебе ни покоя, ни смерти», — сказал Иисус.
Сын сапожника
Он родился в самом конце XIX, а умер в начале XXI века.
«Меня нередко именуют «ровесником века». Но если придерживаться
точных фактов, то я старше двадцатого столетия, поскольку родился
в прошлом, девятнадцатом веке и прожил в нем целых три месяца», — писал
художник накануне своего столетия. Родился он в Киеве, а с 1922 года
и до конца жизни работал в редакции газеты «Известия» в Москве.
И что же делал Хаим Фридлянд в Киеве, где были строгие правила еврейского правожительства?
Нет, сразу оговорюсь, что он не был купцом первой гильдии, как отцы
убийцы Столыпина Дмитрия Богрова или великого пианиста Владимира
Горовица. И нет, Хаим Фрилянд не крестился. Просто он был настолько
хорошим сапожником, что Киевское упрощенное ремесленное управление
на основании соответствующих статей Устава ремесел предоставило право
«производить обувное мастерство» в этом губернском городе на Днепре.
Причем это не семейная байка, у потомков сохранился соответствующий
документ.
«…Молодость моего отца прошла на Кавказе среди малочисленной
народности — татов. Переехав впоследствии в Киев уже взрослым человеком,
он встретился там с красивой «дивчиной» с Черниговщины. Они поженились.
И родились у них два сына. Сначала — Михаил, который впоследствии стал
известнейшим журналистом и избрал себе псевдоним — Кольцов, и спустя два
с половиной года — Борис, то есть — я.
Родители наши были простые люди, трудолюбивые и хозяйственные.
Маленькая семья жила скромно, но безбедно. Отец не получил никакого
образования, но обладал, что называется, золотыми руками. Он отлично
тачал сапоги, портняжил и столярничал, переплетал книги, мастерил
чемоданы и портфели, чинил замки и часы…
Вскоре после моего рождения по соображениям, о которых я так и не
удосужился узнать, родители переехали из красавца Киева в невзрачный,
но бойкий городок Белосток, расположенный вблизи русско-германской
границы», — вспоминал Кольцов о своём отце.
В своей жизни Борис Ефимов многое «не удосужился узнать», а если
и узнавал задним числом, то это уже никого не могло спасти — ни коллег,
ни благодетелей, ни брата. Зато помнил он себя и окружающие реалии
с очень раннего возраста.
Представляете себе, тут Саддама Хусейна повесили, а он вспоминает
русско-японскую войну и погромы во время которых «отец, пытаясь понять,
что происходит на улице, стоял у окна со мною на руках и успел,
к счастью, пригнуться, когда револьверная пуля пробила стекло точно
в том месте, где за секунду до того находилась моя голова».
Рисовать он начал как раз тогда, когда в Петербурге заработала Государственная Дума, а в небе появился летун Уточкин:
«Рисовать я начал рано — рассказывал Борис Ефимов — с пяти-шести лет,
и «художественное творчество» мое носило весьма своеобразный характер.
Мне было неинтересно рисовать с натуры, как это обычно делают дети, я
не любил изображать домики, деревья, кошек, лошадок. Я предпочитал
покрывать бумагу фигурами и персонажами, созданными собственной
фантазией, питавшейся обрывками разговоров взрослых, рассказами старшего
брата и, больше всего, содержанием прочитанных исторических книг.
Хорошо помню свои первые «произведения», нарисованные чернилами
в разлинованной в клетку школьной тетради, — «портреты» Гарибальди,
Дмитрия Донского и почему-то… Бога в образе бородатого мужчины
в камилавке. Я стал все больше увлекаться такого рода рисованием и завел
себе толстую тетрадь, в которой густо заполнял страницу за страницей: я
смело изображал Куликовскую битву, Варфоломеевскую ночь, кардинала
Ришелье и трех мушкетеров, султана Саладина и Ричарда Львиное Сердце,
убийство Авраама Линкольна — черт знает какая дикая каша творилась
в этой тетради!»
Реалист Фридлянд и революция
Каждое лето отец покупал за три рубля загранпаспорт для жены и детей,
чтобы те ездили на ближайшее от дома взморье — в Восточную Пруссию. А
потом там же, в Белостоке сначала Мишу, а потом Борю определили
в реальное училище, то есть дали возможность получать такое среднее
образование, при котором не было древних языков, как в гимназии, зато
давали больше математики и физики.
Но для Бори «…гораздо более существенным и наглядным различием было
то, что гимназисты носили форму мышино-серого цвета с синим кантом
на фуражке, мы же, реалисты, были одеты в черное сукно с ярко-желтыми
кантами. Само собой разумеется, что разницы в обмундировании было вполне
достаточно для глубокого и традиционного антагонизма, сопровождавшегося
взаимным задиранием и проверенными временем оскорблениями: гимназистов
дразнили Синей Говядиной, в то время как реалистам была присвоена
кличка — Карандаши».
В конце лета 1911 года отец взял с собой Борю в Киев, чтобы посмотреть, как государь будет там открывать памятник своему деду.
«Пробившись с отцом в первый ряд многолюдной толпы, я отлично
разглядел царя, ехавшего с семьей в большой открытой карете. К моему
наивному удивлению, он был не в золотой короне и горностаевой мантии,
а в скромном военном кителе. Снимая фуражку, он кланялся на обе стороны.
За экипажем царя следовал пышный кортеж придворных, дам, сановников,
генералов и прочей знати, сопровождаемый отрядом казаков и конной
полиции. Киев торжественно и, что называется, верноподданнически
встречал монарха. В городе царило приподнятое, праздничное
настроение», — вспоминал Ефимов тогда, когда не было давно ни Николая,
ни даже Брежнева и Черненко, а Горбачёв давно находился не при делах.
Когда убили Столыпина, отца и сына Фридляндов в оперном театре
не было, но они живо обсуждали это преступление, а также то, что новый
премьер Коковцов не допустил в Киеве большого погрома. Разумеется, все
эти события Боря изобразил в своём альбоме.
Два года спустя обсуждали бурно в доме и дело Бейлиса. Миша и Боря хором распевали частушку:
Чтобы рассеять «Дела» мрак,
Помощник прокурора Виппер
Сошелся с Веркой Чеберяк
И получил от нее триппер.
А затем летом Хаим возил детей в Германию, но не только на курорт,
но и показать новенький монумент, возведённый к столетию «битвы народов»
при Лейпциге. Но путешествие было прервано телеграммой о смерти дяди
Овсея. Пришлось срочно ехать в Киев, где, по словам Ефимова, «гетман
Богдан Хмельницкий, указующий булавой на Север, на Русь, и даже
на здание Судебных установлений, где так недавно слушалось дело
Бейлиса».
Там они и узнали о начале войны. Затем возвращение в Белосток, где «В
актовом зале нашей «реалки» выстраиваются все классы, и мы дружно поем
«Боже, царя храни» вместе с синклитом учителей во главе с Лысым
(учителем рисования — прим. автора.). Все они в парадных мундирах и при
шпагах. И вскоре мы, преисполненные воинственно-патриотических чувств,
обзаводимся картами Европы, в которые втыкаем булавки с разноцветными
флажками Тройственного согласия (Россия, Франция, Англия), окружая ими
страны Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия)».
Восемь месяцев спустя война дошла до Белостока. Миша уже закончил
училище и поехал поступать в столичный психоневрологический институт,
родители зацепились в Киеве, а он забрался в такой глубокий тыл, куда
немцы, как тогда казалось, уж точно не дойдут, — в Харьков.
Там Боря стал ходить во 2-е реальное училище, что возле
Иоанно-Усекновенского кладбища. И оно оказалось куда лучше, чем
предыдущее.
«Здесь царили образцовый порядок, культурные и вежливые
взаимоотношения учителей с учениками. Было чисто, спокойно,
благовоспитанно. Мне нравилось и то, что каждому ученику отводилась
отдельная удобная парта, а не двойные, грязные и облупленные, как в
Белостоке. От этого и училось как-то легче. У меня были только четверки
и пятерки (в том числе и по рисованию…). И педагоги тут не носили
никаких издевательских кличек — их вежливо именовали только
по имени-отчеству», — вспоминал он.
А потом была первая публикация.
«Пользуясь фотографиями в журналах, я смастерил несколько шаржей
на популярных депутатов Государственной думы — Милюкова, Гучкова,
Хомякова и других, а также и на председателя думы — Родзянко. И рисунки
эти отослал в Петроград брату, который весьма успешно делал первые шаги
в журналистике… Можно себе представить мое потрясение, когда недели
через три я, развернув свежий номер роскошного
литературно-художественного журнала «Солнце России», обнаружил
занимавшее целые полстраницы свое произведение — шарж на Родзянко. Под
рисунком был напечатан юмористический текст…
Первый раз в жизни я увидел воспроизведенным в печати свой рисунок.
Без конца разглядывал каждый штрих своего шаржа, дивясь происшедшему
чуду. А в душе уже шевелился червячок авторского тщеславия, требовавший
для себя новой пищи», — вспоминал Ефимов свои первые публикации».
Там же появилась и подпись «Бор. Ефимов». Потом он видел свои публикации на газетных и журнальных страницах более девяноста лет.
А еще реалист Боря любил ходить в городской театр Синельникова
и внимательным читателем журнала «Новый сатирикон». Как-то там
гастролировал знаменитый артист В. Н. Давыдов. Так вот, как раз во время
спектакля «Ревизор», где он играл городничего, на сцену вышел
администратор и зачитал манифест об отречении государя.
«Дальше уже ничего не было слышно — зал взорвался бурей восторженных
криков и аплодисментов, продолжавшихся несколько минут. Давыдов
несколько раз поднимает руку и наконец устанавливает тишину. Потом он
слабым, но хорошо слышным голосом запевает «Марсельезу», — рассказывая
о том, как он встретился с революцией.
В марте 1917 года он уехал в Киев к родителю и уехавшему
из Петрограда брату. Вскоре он окончил училище там и поступил в киевский
институт народного хозяйства, откуда перешел на юридический факультет
Киевского университета.
В Киеве Боря увидел Александра Керенского, а затем и генерала Лавра Корнилова. И Раду увидел. И всех нарисовал в своей манере.
Особенно невзлюбил он Симона Петлюру: «Петлюровцы выпускали несколько
крикливых газеток и даже сатирический журнальчик «Гедзь», страницы
которого пестрели грубыми издевательским карикатурами, сеявшими
национальную рознь и вражду к «московсько-монгольським хамам».
Меняются власти. Боря ходит в анатомический театр посмотреть на жертвы предыдущего режима.
«Поддавшись искушению увидеть свою работу в печати, отдаю их
в театральный журнальчик «Зритель». Там появляются мои дружеские шаржи
на актрису Веру Юреневу, поэта Александра Вознесенского, известного
театрального критика и режиссера Александра Кугеля и других лиц», —
вспоминал он.
Однако для родителей важнее всех революций и переворотов было другое
событие — старший сын Миша сошелся с той самой актрисой Верой Юреневой,
дважды разведенной и старше его на двадцать два года. И с ней он бежал
в Москву, вы представляете? Куда там гетман, большевики и прочие хозяева
Киева!
«От Ильича до Ильича» и еще 26 лет
Мало кто тогда думал, что большевики пришли «всерьёз и надолго», вон
даже Миша, ставший к тому времени известным журналистом Михаилом
Кольцовым, ушел от Юреневой через четыре года. А эти всё не уходят и не
уходят, значит, надо к ним пристраиваться.
И уже в 1919 году он работает на наркомат по военным делам, а затем
переезжает в Одессу и в Москву, где проживёт все следующие 86 лет. И,
надо сказать, он научился «колебаться с генеральной линией». И помогли
ему не только киевские уроки безвременья, но и случай, происшедший
вскоре после смерти Ленина.
«Существовал тогда журнал «Прожектор», его редактировала сестра
Ленина Мария Ильинична Ульянова. Журнал интересный, живой. Шаржи были
там в порядке вещей. На Калинина, на Луначарского, на других вождей. И
кто-то сказал: а что если дать шарж на Сталина? Тогда об этом можно было
думать — его еще не сильно боялись, хотя уже знали, что он человек
самолюбивый и мстительный, все помнит. Это было вскоре после смерти
Ленина. Сталин только набирал силу, но все как-то чувствовали, что он
опасен. И уже не решались ему противостоять.
Все решили попробовать — показали Марии Ильиничне. Довольно мягкий.
Низкий лоб сделал еще ниже, усы еще гуще, сапоги еще тяжелее. Но
без злобы, осторожный такой. Не колкий. Мария Ильинична сказала,
не улыбнувшись: «У него тут лисья рожа. Не знаю, не знаю». Послали в ЦК
Товстухе — помощнику Сталина. И этот шарж вернулся от него с маленькой
бумажечкой, на которой было написано: "Не печатать"», — вспоминал Борис
Ефимов.
Сходили ему с рук и первый альбом с предисловием Троцкого, и работа
под руководством Бухарина и даже расстрел брата — Михаила Кольцова.
«Брата арестовали под Новый год, в 1938-м. Прошла примерно неделя, я
сидел и ждал, когда за мной придут. Тогда так полагалось… Как
впоследствии я узнал, Хозяину представили на утверждение мой арест,
и уже было готовое дело с моим признанием, что я шпион, но он сказал:
«Нэ трогать»… Он был Хозяин, и он посчитал что сейчас в его хозяйстве
ему пока понадобится опытный карикатурист. И меня не тронули. Может, он
хотел, чтобы я вам это все рассказал… Из «Известий» меня уволили тут
же». До 1945 года.
Под псевдонимом В. Борисов он вернулся к политической карикатуре
(газета «Труд») и после прямого указания Вячеслава Молотова был вновь
включён в обойму мастеров советской политической карикатуры,
с возобновлением публикаций в «Правде», «Крокодиле», «Агитплакате»
и прочих изданиях. И так проработал всю войну.
Его работы публиковались на страницах «Красной звезды», «Фронтовой
иллюстрации», а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах
и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали
вражеских солдат сдаваться.
В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал
в действующую армию. Особенно убедительно у него получались Гитлер
со своим окружением,
А потом его направили на Нюрнбергский процесс.
«Я получил командировку, явно санкционированную Сталиным. Я же был в
«штрафной роте» — как брат Кольцова. Но я был им нужен. Это известинское
командировочное удостоверение хранится у меня до сих пор. А с докладом
о своих впечатлениях я проехал по всей стране», — рассказывал он уже
в XXI веке.
Фронтовые впечатления Бориса Ефимова, а также его живые наблюдения
на Нюрнбергском процессе легли в основу нового альбома его рисунков
«Уроки истории», который увидел свет в 1946 году.
В 1948 году выходит сборник его карикатур «Мистер Доллар», а в 1950
году — альбом рисунков «За прочный мир, против поджигателей войны».
Подобно Агасферу, он отталкивает страждущих и рисует карикатуры на
«безродных космополитов», «убийц в белых халатах» а затем и «израильских
агрессоров». К счастью, отец, умерший в 1945 году, этих художеств
отпрыска не увидел. А вот мать, Рахиль Шеваховна, видела практически
всё, ведь она ушла в 1969 году.
В 1950-м, а потом в 1951 году Ефимов был удостоен Сталинской премии
СССР, в 1954 году избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР,
в 1957-м — членом правления Союза художников СССР, в 1958 году ему
присвоено звание «Народный художник РСФСР», а в 1967 году — «Народный
художник СССР».
Лауреатом государственной премии он стал в 1972-м году при Брежневе,
а вот Героя Социалистического труда ему в 1990-м успел дать Горбачев.
Ефимов был награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской
Революции, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак
Почета», болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, многими другими
наградами. Последним в этом ряду был орден Почёта, врученный В. В.
Путину на 105-летие. Однако из всех своих наград он больше всего ценил
медали «За оборону Москвы» и «За победу над Германией».
В общем, пережил всех и вся, включая советскую власть, и дождался второго пришествия капитализма в России.
И даже заметил о городе, где родился: «История, как известно,
распорядилась по-иному — Киев стал очагом не «русской национальной
идеи», а центром украинского «самостийно-незалежного» движения. Недолго
простоял и памятник Столыпину. Прекрасный город на Днепре оказался столь
же роковым для бронзового Столыпина, как до того — для живого… То были
страшные времена. Но, должен засвидетельствовать, жизнь в Киеве
продолжалась. Люди не перестали встречаться, смеяться, влюбляться,
ревновать, вступать в браки, разводиться, петь песни, сочинять стихи,
ходить в театры, одним словом, жить».
Так и Борис Ефимов — ходил в театры, пережил двух жён и продолжал
«одним словом, жить», как и положено, Агасферу, вплоть до 1 октября 2008
года.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.