Как Харьков воспитал самого популярного композитора-песенника
2020
год можно по праву именовать годом Дунаевского. 30 января исполнилось
120 лет со дня его рождения, а 25 июля — 65 лет со дня его кончины. И
талант этого самого знаменитого песенника в Харькове сформировался, где
он прожил четырнадцать лет. Однако обо всём по порядку.
Мальчик из Лохвицы
В
городке Лохвица, что в Полтавской губернии, в семье Бецалеля-Йосефа и
Розалии Дунаевских родился третий ребёнок и второй сын, которого нарекли
Ицхаком-Бером. Всего в семье Дунаевских было шестеро детей, и все они
посвятили себя музыке: Зинаида стала педагогом, Борис, Михаил и Семен —
дирижерами, Исаак и Зиновий — композиторами.
Уникальные музыкальные способности Дунаевский начал проявлять еще в
раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал на слух на рояле
мелодии вальсов и маршей, которые он слышал по воскресеньям в городском
саду.
В восемь лет Ицхака стали обучать музыке, пригласив ему в учителя
чиновника акцизного ведомства Г. Полянского. Он первым приобщил мальчика
к скрипке. «Потом, будучи уже студентом консерватории, я слышал почти
всех мировых скрипачей. Но тогда, когда играл Полянский, мне казалось,
что лучше в мире ничего нет… Я думаю, что именно в это время и именно в
эти годы зародилась у меня любовь к мелодии, к певучести, которая очень
сильно повлияла на мое композиторское творчество», — вспоминал
впоследствии композитор.
И жили бы Борис и Исаак в Лохвице и уж точно в Полтавской губернии, если
бы их приняли в местное реальное училище, но там они не прошли
процентную норму для евреев. А учиться надо! И старшие братья Дунаевские
решили податься в Харьков, где шанс поступить был хоть и невелик, зато
выбор учебных заведений больше.
Конторы Слатина и Кнорринга
В то время по границе Полтавской и Харьковской губерний проходила «Черта
оседлости», и на речке Коломак зона свободного проживания евреев в
Российской империи заканчивалась. Чтобы поселиться в нашей губернии,
Дунаевским надо было или владеть нужной профессией, или поступить
учиться. Для этого Борису Дунаевскому пришлось выучиться на
переплетчика, а Исаака записали его учеником.
А начинать харьковское житьё-бытьё нужно было с получения права на
жительство. «Мне было лет десять, когда отец меня привёз со старшим
братом Борей. Однако евреям в Харькове жить не полагалось без веских на
то оснований. И вот я с письмом секретаря музыкального училища иду к
вице-губернатору. Мой рост был ниже стойки, отделявшей посетителей от
стола важного чиновника. И он меня не заметил, только спросил: «А где же
посетитель?» Когда я вытянулся, как мог, он засмеялся. «Это вам
необходимо право на жительство? Ступайте». Мы получили правожительство»,
— вспоминал много лет спустя Исаак Дунаевский.
Так они поселились на ул. Грековской, 12 (или 14, но оба эти дома не
сохранились) в доме Моисея Ильича Дерковского. Две хозяйские дочери,
Люба (впоследствии — врач-дерматолог) и Циля, учились игре на
фортепиано, а у хозяина дома был приятный тенор. Вместе с братом и
детьми квартирной хозяйки Исаак посещал утренние спектакли
драматического театра Николая Синельникова.
И представьте себе, оба брата поступили в музыкальное училище. По
воспоминаниям старшего брата Бориса, когда они приехали в Харьков,
приемные экзамены в музыкальное училище уже закончились, но их все-таки
допустили к испытаниям: «Экзаменовал нас директор училища Илья Ильич
Слатин. Исаак был зачислен по классу скрипки преподавателя Горского. Я
был принят в класс Чеботаревой».
По окончании приготовительного класса Исаак сразу был переведен на
третий курс. В 1913 году Дунаевский оказывается в классе приглашенного
из Петербурга нового преподавателя Иосифа Ахрона, ушедшего позднее
добровольцем на фронт Первой мировой войны. «Он был не только моим
педагогом, но и старшим другом — воспитателем; ему я обязан своей
музыкальной культурой, как и первыми композиторскими работами вполне
профессионального характера…» — вспоминал об этом своём учителе Исаак
Дунаевский.
Но училище Императорского русского музыкального общества не давало
общего образования, и Исаак поступил также в частную гимназию на
Подольском переулке, директором которой был Николай Кнорринг
(1880-1967). Николай Николаевич был выдающимся педагогом и
организатором. В его гимназии преподавали люди, ставшие гордостью
мировой науки — будущие академики Л. А. Булаховский, В. П. Бузескул, А.
И. Белецкий, профессора М. П. Самарин, П. М. Ерохин и другие.
«На моих глазах развертывалось музыкальное дарование Исаака, — вспоминал
Н. Кнорринг. — При его способностях можно было ждать, что из него
выработается прежде всего скрипач-виртуоз… Но Исаака тянуло к
творчеству… Его опыты в области композиции начали обращать на себя
внимание… Я очень любил его импровизацию: когда он забегал ко мне по
какому-нибудь делу, я усаживал его за пианино и заставлял играть
что-нибудь свое…»
«Особенно дорога мне память о вечерах, — вспоминает Кнорринг, — когда,
обычно под воскресенье, братья Дунаевские являлись ко мне домой со
своими инструментами… и мы с наслаждением предавались музицированию». В
этом домашнем квартете партию первой скрипки исполнял Исаак, второй — Н.
Кнорринг, на альте играл Борис, на виолончели — будущий контр-адмирал
В. Каврайский.
И музучилище, и гимназию Дунаевский окончил. В 1917 году И. Слатин с
помощью своего друга Александра Глазунова добился от Временного
правительства открытия в Харькове консерватории, куда и поступил Исаак
одним из первых. Свою учёбу там он совмещал со студенческой жизнью на
юридическом факультете университета.
Власти в Харькове менялись часто. Исааку приходилось пересиживать
наиболее сложные периоды у родителей в Лохвице. Во время прихода белых
их пути с Кноррингом разошлись — Дунаевский не принял их власть, а
Николай Николаевич стал одним из главных пропагандистов Добровольческой
армии. Впоследствии бывший директор гимназии эмигрировал, был вместе с
зятем во французском Сопротивлении и из эмиграции переписывался со своим
учеником вплоть до возвращения Кнорринга на родину в 1954 году (не без
ходатайства Дунаевского).
От Синельникова и выше
Было время, когда жители Харькова говорили не «пойти на спектакль в
театр имени Пушкина», а «пойти к Синельникову». И это неудивительно.
Ведь до 1920-х годов в Харькове была одна из лучших театральных трупп
России, успешно конкурировавшая и с питерской Александринкой, и с
Московским художественным театром. С 1910 по 1922 год ею руководил
Николай Николаевич Синельников. «Здесь я начинаю свою композиторскую
деятельность, — пишет в воспоминаниях И. Дунаевский, — т.е. становлюсь
композитором-профессионалом…Драматический театр Синельникова считался по
праву гордостью Харькова. Еще совсем мальчиком я вместе с детьми моей
квартирной хозяйки посещал утренние спектакли этого театра. Став старше,
мы уже стремились попасть на его премьеры, которые были по пятницам.
Нечего и говорить, какое впечатление вызвали у меня спектакли с участием
захватывающих актеров... но самым большим украшением театра был сам
Синельников. Нам, юным театралам, уже в ту пору было понятно, насколько
значительна роль этого режиссера в театре, который он создал и который
на протяжении многих лет стойко держал на высоком художественном
уровне».
Именно там и началась еще при белых, а потом и при красных музыкальная
карьера Исаака. Как театральный композитор Дунаевский дебютировал в 1920
году музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро». Здесь же он познакомился с
Клавдией Шульженко — начинающей актрисой театра. Этот краткий период их
совместного творчества и запечатлели авторы установленного в Харькове
памятника. В харьковском театре за ним закрепилось прозвище Дуня,
которое он перевез с собой в Москву и Ленинград.
В Харькове он брался за любую работу: читал лекции о музыке, руководил
армейской самодеятельностью, сотрудничал с газетами, организовывал
музыкальные студии и кружки при воинских клубах, заведовал музыкальным
отделом губернского отдела народного образования… И, конечно, Дунаевский
влюблялся и дважды успел жениться. Вторая жена, балерина Зинаида
Судейкина была родом из села Андреевка (ныне — Балаклейский район
Харьковской области).
В 1924 году «харьковский период» был завершен. Дунаевский переехал в
Москву, где прославился и как песенник, и как автор оперетт.
Время
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.