135
лет назад, 10 декабря 1884 года в селе Нескучном Белгородского уезда
Курской губернии (ныне - Харьковского района Харьковской области, 1
километр до границы с Белгородским районом Белгородской области)
родилась Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере (1884-1967),
- художница, одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописиНа
2011 год в Нескучном проживало 96 человек. В сельском клубе, на котором
установлена мемориальная доска художнице, — выставка репродукций картин
Зинаиды Евгеньевны и ее родственников. Через дорогу — символическая
могила ее отца, известного скульптора Евгения Лансере, на месте
снесенного фамильного склепа. От усадьбы остались только фундамент
барского дома и баня.
Земля эта при Анне Иоанновне принадлежала двоюродной сестре
государыни — цесаревне Елизавете Петровне. Сначала там появилось село
Весёлое, а затем и Нескучное. Названия для них подбирала сама цесаревна,
ставшая впоследствии «весёлой царицей». В 1765 году согласно указу
Екатерины Великой между ними пролегла граница Курской и Харьковской
губерний (потом она сдвинулась, вновь объединив их, на сей раз в один
сельсовет), а затем они находились в собственности одних и тех же семей.
На момент появления на свет Зиночки сёла принадлежали брату и сестре
Лансере — Евгению Александровичу и Зинаиде Александровне, в браке —
Серебряковой. Они были внуками майора наполеоновской армии, оставшегося
в России. Родилась будущая художница в семье известного скульптора Евгения Лансере, чьи быки, лошади и казаки украшают многие музеи бывшего СССР.
«Начав еще на школьной скамье любительски заниматься леплением
фигурок лошадей и людей, быстро усовершенствовался в этом деле,
благодаря внимательному изучению натуры и посещению мастерских опытных
скульпторов, в особенности Либериха. Двукратная поездка в Париж дала ему
возможность видеть образцовые произведения мелкой скульптуры в музеях
и ознакомиться с приемами отливки художественной бронзы.
Материал для творчества доставляли ему, главным образом, его
собственные наблюдения над типами и бытом казаков, киргизов, башкир,
кавказцев, с их бойкими и выносливыми конями, — наблюдения, для которых
он почти ежегодно предпринимал поездки в наши степные губернии
и азиатские окраины. Кроме того, он брал темы из прошлого России,
из последней нашей войны с Турцией и, после поездки, в 1883 г.,
в Алжир — из тамошней жизни», — говорится о нем в энциклопедии
Брокгауза — Ефрона.
В ней не было ни капли русской крови: французской больше всего,
итальянская, немного немецкой, чуть испанской. Ее дед и дяди по матери —
знаменитые художники и архитекторы Бенуа. Вероисповедание семьи —
католическое.
Отец умер, когда Зиночке было всего два года. Вдова с пятью детьми
переехала в Петербург, где Зина обучалась в женской гимназии, а затем
в художественном училище М. К. Тенишевой. Во время петербургской юности
Зинаида входила в объединение «Мир искусства».
Наиболее знаменитые ее картины создавались в Нескучном. Там у нее
часто гостили Константин Сомов, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев,
Анна Ахматова. Душой компании был Александр Бенуа — любимый дядя
Зиночки.
«Тема самая простая, и даже как-то нет темы. Жила молодая женщина
в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было
ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни,
отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо
в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем и с гривой
волос…» — писал о ней тогда Бенуа.
Там же она полюбила своего двоюродного брата Бориса Серебрякова, инженера-путейца, жившего в соседнем селе Веселом.
С детского возраста Зина и Боря воспитывались вместе. Но трудность
заключалась в том, что церковью не поощрялись браки близких
родственников, к тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания,
а Борис — православного. После долгих мытарств, поездок в Белгород
и Харьков к духовным властям препятствия удалось устранить, и 9 сентября
1905 года свадьба состоялась.
После свадьбы молодые отправились в Париж. Зинаида посещала там
Академию де ла Гранд Шомьер, где рисовала с натуры, а Борис записался
в Высшую школу мостов и дорог в качестве вольнослушателя. Через год
Серебряковы возвращаются домой, в Нескучное.
Детей у них было четверо: Женя родился в 1906-м, Саша — в 1907-м,
Тата — в 1911-м (ее потомки живут в России), Катя, или по-семейному
Кот, — в 1913-м (прожила 101 год).
С августа 1914 года Борис Серебряков — начальник изыскательской
партии на строительстве железной дороги Иркутск-Бодайбо, а позднее,
вплоть до 1919 года, работает на строительстве железной дороги
Уфа-Оренбург.
1917 год. «Ни строчки от Бори, это так страшно, что я совсем с ума
схожу. Главное, это то, что я не знаю, ехать ли мне самой в Оренбург,
там ли еще Боря. Ехать, конечно, страшно. Но если не получу ответа
на две телеграммы, то поеду», — пишет она старшему брату Николаю.
Борис Серебряков перевез жену, тещу и детей сначала в уездный город
Змиёв, а затем в Харьков, на улицу Конторскую, в дом статского советника
Евтихия Костенко, и снова убыл в командировку. В Харькове их ждали
кровати, два стола, стулья, печка-буржуйка. И все…
В Нескучном стало голодно и небезопасно. Год спустя мародеры сожгут
имение, а во время Великой Отечественной войны немцы уничтожат церковь
с фамильными захоронениями.
Харьков, Конторская, 25. Старый дом, изуродованный свежими
пристройками. Во дворе — мечеть. Здесь немногое напоминает о страшном
революционном безвременье и о тех, кто жил там сто лет назад. Это сейчас
картины Зинаиды Евгеньевны стоят миллионы на аукционах, а в 1918-1920
годах она еле сводила концы с концами, просыпаясь каждое утро под крики
муэдзина. Она оказалась единственной добытчицей в семье, где рядом были
старушка-мать и четверо несовершеннолетних детей.
За копейки
(типично харьковское отношение к творческим людям!) Зинаида Евгеньевна
рисовала для местного археологического музея красочные таблицы. Они жили
впроголодь, пили морковный чай. Мать художницы Екатерина Николаевна
разучивала с детьми «У лукоморья дуб зеленый», и внуки дарили ей рисунки
с ученым котом и рыжей золотой цепью.
Гиперинфляция, не уследишь, какая власть в городе. Ежемесячная
зарплата Зинаиды Евгеньевны — 5400 рублей. Фунт масла стоил столько же.
Наступала нищета.
Вот как описывает харьковскую жизнь Серебряковой ее биограф Б.
Рыбаков: «И вдруг известие: Борис в Москве, Борис изводится без семьи.
Оставив детей на бабушку, Зинаида Евгеньевна тотчас уехала к мужу. Целый
месяц они были вместе. И это был самый счастливый праздник в их жизни,
всего-то месяц. Борис выхлопотал себе отпуск, три дня, да и те ушли
на дорогу. Он никак не хотел расставаться с детьми. Но уехал, а от
Белгорода плюнул на все, и вернулся в воинском эшелоне. Тут-то
и подстерег его брюшной тиф. Ровно на 12-й день он заболевает,
но беседует, шутит. Агония продолжалась пять минут, паралич сердца…
Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки», — пишет родным Екатерина
Николаевна.
Вот тогда и кончилось счастье: свет погас. Она
стала вдовой в 36 лет, как и ее мать. Обе, похоронив мужей, оставались
верными им до гроба. Удивительное совпадение: и Борис Серебряков,
и Евгений Лансере прожили по 39 лет. Место захоронения Бориса
Серебрякова известно лишь приблизительно: Лысогорское кладбище, где-то
возле Казанской церкви.
Нет масляных красок — приходится перейти
на уголь и карандаш. В это время она пишет свое самое трагическое
произведение — «Карточный домик», изображающее всех четверых осиротевших
детей. Она отказывается перейти на популярный в то время
футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, оставаясь самой
собой.
«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной — это
счастье, и я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была
счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы… Ах, так горько, так
грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит и ничего
больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще
столько нежности, чувства…» — признавалась сама Зинаида Евгеньевна своей
харьковской подруге Галине Тесленко.
От харьковской нищеты семья Бенуа-Серебряковых бежала в Петроград,
а затем Зинаиде Евгеньевне с двумя детьми удалось вырваться в Париж.
Мать и еще двоих детей большевики не выпустили, взяв в заложники. В
Париже художница живёт замкнуто, встречается только с русскими у дяди
Бенуа либо на выставках.
За долгие годы пребывания за рубежом Серебряковой только дважды
выпало счастье работать с особым подъёмом (1928 и 1932 годы в Марокко),
однако в силу обстоятельств дело ограничивалось этюдами. В 1920-1930-х
состоялось несколько персональных выставок Серебряковой в Париже,
организовывать которые было неимоверно сложно.
Ещё в середине 30-х годов Серебрякова собиралась вернуться на родину.
Но затянулись заказные оформительские работы в Бельгии, а затем грянула
Вторая мировая война. После войны её зовут на родину дети, по поручению
Союза художников СССР и Академии художеств СССР Зинаиду Евгеньевну
навещают известные художники: Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов и др. В
1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата),
ставшая театральным художником во МХАТе…
Но пришли старость,
болезни, и художница не решается на переезд. Тогда решено было устроить
в Советском Союзе персональную выставку Зинаиды Серебряковой. В 1966
большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде
и Киеве. Она становится популярной на родине, её альбомы печатаются
миллионными тиражами, а картины сравнивают с творениями Боттичелли
и Ренуара. Государственный Русский музей приобрел двадцать одно ее
произведение.
Похоронена Зинаида Серебрякова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
в окрестностях Парижа. В Нескучном чтут ее память, в Веселом есть
школьный музей ее имени, а дом на Конторской, 25, в Харькове ждет
мемориальной доски.