В этот день в 1971 году в Москве скончался Андрей Петрович Тутышкин, советский актёр и режиссер театра и кино. Возможно, мы бы его и не вспомнили на этих страницах, если бы не тот факт, что именно он снял один из самых запоминающихся фильмов про украинское село - музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке».
В
этот день в 1971 году в Москве скончался Андрей Петрович Тутышкин,
советский актёр и режиссер театра и кино. Возможно, мы бы его и не
вспомнили на этих страницах, если бы не тот факт, что именно он снял
один из самых запоминающихся фильмов про украинское село - музыкальную
комедию «Свадьба в Малиновке».
Психиатр и режиссер
К этому своему выдающемуся успеху он шел всю свою жизнь. Более того,
в чем-то даже продолжил дело своего отца, профессора-психиатра Петра
Петровича Тутышкина (1868-1937). И эта связь четко прослеживается, если
взглянуть на название докторской диссертации, защищенной в 1902 году
врачом харьковской психиатрической больницы, именуемой в народе
«Сабуровой дачей». Вдумайтесь! «Роль отрицательного отбора в процессе
семейного нервно-психического вырождения (Дарвинизм в патологии)».
Когда профессор работал в Кишиневе, он активно внедрял в практику
идеи Зигмунда Фрейда и стал одним из первых в России психоаналитиков.
Там же 24 января 1910 года у него родился сын Андрей. В годы Первой
Мировой войны доктор Тутышкин изучал механизмы сопротивления организма,
и в 1916 г. выходит его труд «Духовная оборона личности и Родины».
Год спустя он вступает в партию большевиков, а в начале 1919 года
становится наркомом здравоохранения УССР в правительстве Христиана
Раковского. Только полгода он там проработал, до прихода Добровольческой
армии, но за это время успел национализировать как частные клиники, так
и имущество Российского медицинского общества в Харькове и не только.
Затем семья Тутышкиных переезжает в Москву. Там он продолжает работу,
вместе с фрейдизмом попадает в опалу и успеет умереть в своей постели.
Андрей Петрович не пошел по стопам отца и закончил студию при театре
им. Вахтангова (ныне — знаменитое Щукинское училище). В 1938 году он
становится знаменитым после фильма «Волга, Волга», где был партнером
Любови Орловой. За эту роль счетовода Алёши Трубышкина он получил орден
«Знак почета» и последующую запись в титрах «орденоносец Тутышкин». А
дальше были постановки спектаклей в Москве, эвакуация и руководство
ленинградскими театрами (музкомедии и им. Ленинского Комсомола). И
съёмки в небольших ролях, из которых больше всех запомнился бухгалтер
Миронов в «Карнавальной ночи».
Помимо театра, Тутышкин занят кинорежиссурой. Именно он впервые
выводит на большой экран Аркадия Райкина в фильме «Мы с вами где-то
встречались». Однако из восьми картин наиболее успешным был снятый
в 1965 году фильм-оперетта «Свадьба в Малиновке», который спустя полвека
многие зрители воспринимают как документальный. Более 30 млн зрителей
сходили в кинотеатры только в год его выпуска (1967).
Борьба за оперетту
До попадания на экран оперетта «Свадьба в Малиновке» была хорошо
известна любителям жанра, ведь почти два десятилетия она шла
на театральных подмостках. Автором одноименной украинской пьесы был
Леонид Аронович Юхвид (1909-1968). Он вырос в Гуляй-Поле, в детстве
видел Нестора Махно и запомнил, каково жить среди разгула атаманщины.
В годы тотальной украинизации он поселился в Харькове и выбрал
украинский своим рабочим языком. И что тут удивительного: на идиш
смотрит не так много зрителей, иврит под запретом, а на русском если
писать, то слишком много конкурентов и большая очередь на постановку.
Среди всего, что ему довелось сделать, только «Свадьба в Малиновке»
не забыта. Однако и она могла бы кануть в Лету, если бы не ситуация,
которая в наше время считалась бы вопиющим нарушением авторского права.
Писалась пьеса для Первой украинской музыкальной комедии, занявшей
в Харькове помещение бывшего цирка «Муссури». Ее директор Алексей Рябов
должен был написать музыку и написал, но… Текст понравился в Москве,
и его захотел поставить Григорий Ярон. Он-то и предложил Виктору Типоту
написать либретто на русском языке, а Борису Александрову — музыку.
«Когда я начинал ставить «Свадьбу в Малиновке», я и мои товарищи
верили в широту возможностей жанра. Успеху постановки прежде всего
способствовала музыка Александрова, исполненная ярких лирических красок,
добродушного народного юмора. Проникновенно и глубоко композитор
раскрыл характеры своих героев, сочно выписал колоритные народные сцены.
«Свадьба в Малиновке» сыграла огромную роль в становлении советской
оперетты, получившей развитие в творчестве И. Дунаевского, Ю. Милютина
и других композиторов. Она сыграла большую роль и в судьбе Бориса
Александрова, положив начало его активному творческому сотрудничеству
с музыкальным театром», — вспоминал Ярон впоследствии.
В общем, 8 ноября 1937 года в Московском театре оперетты, аккурат
к двадцатой годовщине революции, состоялась премьера, где сам Ярон
сыграл роль Попандопуло. Спектакль тридцать лет не сходил с театральных
подмостков и полюбился зрителям. Оперетту Рябова тоже поставили,
в Харькове, но она не стала существенным событием театрально-музыкальной
жизни.
Кто же был автором музыки к «Свадьбе в Малиновке»?
К моменту премьеры фильма Борис Александрович Александров (1905-1994)
был генерал-майором и уже много лет возглавлял Краснознамённый Ансамбль
песни и пляски Советской армии имени А. В. Александрова. Этот
уникальный коллектив достался ему от отца, который из регентов
церковного хора стал лучшим в мире капельмейстером и автором музыки
гимна Советского Союза. Так что в семье знали и писали как церковную,
так и военную музыку. Но когда писалась оперетта, молодой Борис был
ближайшим помощником своего родителя. Так успех пришел к сыну раньше,
чем к отцу.
«При всей публике — такие жестикуляции!»
Тридцать лет оперетта не сходила с подмостков советских театров —
пережила и Сталина, и Хрущёва. А что, ничего вроде крамольного — поющие
крестьяне, танцующие красавцы-красноармейцы, белые только намеками
и никакого вам «еврейского вопроса». Есть война, но она смешная, а не
страшная.
Но вот она перешла на киноэкран благодаря режиссуре Тутышкину
и сценарию Юхвида, который вписал в формат фильма либретто Типота
по своей собственной пьесе. И когда это всё зазвучало с экрана, то
оказалось, что это совсем другое дело. Особенно если учесть, что каждый
исполнитель был подобран, что называется, «в яблочко», а не «Трубка 15,
прицел 120, батарея, ОГОНЬ! Бац! Бац! И мимо».
Неожиданно для себя Тутышкин, Юхвид и Александров открыли ментальные
закрома и выпустили из бутылки то, что многие не хотели бы видеть до сих
пор и что из всех авторов наяву смог лицезреть снова только
композитор.
Действие происходит в одной из южных губерний, в еще недавно
зажиточных селе. Помещик уехал, оставив на разграбление местному
населению свою усадьбу. Белые вроде поблизости, но не присутствуют,
красная бригада Котовского где-то за лесополосой, но тоже в село
не входит. Местное самоуправление, представленное дедом Нечипором, имеет
в своем арсенале форменные шапки на все случае жизни.
Есть здесь и местный богатей Балясный из селян. Его сын Гришка
провозглашает себя местным атаманом Грицианом Таврическим, решает взять
власть в селе и его окрестностях и заявляет: «Я сам себе Петлюра. Вы мне
тут шутки не шутите! У меня цельная конная… дивизия в монастыре стоит!»
У него, разумеется, есть своя программа: «Ну, а как же можно без программы? Ну, что я вам, бандюга с большой дороги? Я же атаман идейный. И все мои ребята, как один…»
Эта сцена
переворота, пожалуй, одна стоит того, чтобы остаться навсегда. Кстати,
семейство Балясных в фильме играют отец и сын Абрикосовы — потомки
хозяина кондитерских фабрик. Но это так, к слову.
Любовную историю и события вокруг нее мы пересказывать не будем,
лучше обратим внимание на команду Грициана. Его адъютантом становится
мелкий одесский уголовник Попандопуло (Михаил Водяной).
Весь его облик — подчеркнуто комичный — кажется сугубо пародийным.
Нелепое сочетание рваной тельняшки, донской казачьей фуражки и каких-то
невообразимых алых галифе должны были подчеркивать всю хаотичность
атаманщины на фоне единообразных красных кавалеристов. Однако дело не в
художественном воображении костюмеров.
Оказывается, в красной армии существовало подразделение, именуемое
красногусарский полк заволжской бригады, позднее развернутый
в одноименную бригаду. В момент формирования красноармейцам достались
склады 10-го гусарского Ингерманландского полка Русской императорской
армии. Именно там ими были добыты форменные штаны — красные чакчиры
с золотыми шнурами и голубые доломаны, составлявшие парадную форму
полка.
Как же они попали в Таврию, на просторах которой развивается действие «Свадьбы в Малиновке»? Дело было в 1921 г.
Слово советскому мемуаристу и писателю Илье Дубинскому: «Поняв
тщетность борьбы, с отчаянием сражалось кадровое ядро махновцев. Бывали
у них и успехи. Где-то у Балаклеи они разгромили красногусарскую
бригаду, возглавлявшуюся бывшим царским офицером Ватманом, содрали
с убитых и раненых кавалеристов новенькие из яркого сукна галифе. Но
недолго в них щеголяли».
Вот в этих то трофейных галифе и красовался Попандопуло, что таким образом должно было намекать на его махновское прошлое.
И вот эта «команда профессионалов» занимается управлением, то есть грабежом.
Однако понятно, что кто-то, белые или красные, захватят Малиновку
окончательно и никому, кроме деда Ничипора, может быть, ничего
не светит. Надо успеть сделать и урвать то, что серьёзное начальство
никогда не даст сделать.
Красные пресекают вольницу, белые по-прежнему за кадром. Они тоже
могут прийти, и, понятное дело, что и те, и другие, при первой
возможности пустят Грициана в расход, а Попандопуло надолго упекут
за решетку. Но пока «грандиозный шухер» не наступил, то всё дозволено.
А что народ? Он живет своей жизнью — как-то самоорганизуется
под началом Ничипора (Евгений Лебедев) и бывшего солдата Яшки (Михаил
Пуговкин), еще тех прохвостов, и ждёт, чья возьмет. И эти «лидеры
общественного мнения» так приходят к консенсусу:
- Это не ты за купающимися девками подглядывал, а они за то вываляли тебя голого в крапиве?
- За мельницей?
- Да.
- Где две вербы и обрыв?
- Да.
- Нет, не я. А это не вы ехали через Янковку на арбе с сеном и заснули, а у вас тем временем волов увели?
- Волы серые?
- Ага.
- Один с пятном?
- Ага.
- Нет, это не я.
- Врёшь!
- Не я. А это не ты, когда на германскую войну шёл, с моста свалился пьяный в воду?
- И бабы вытаскивали?
- Да.
- Я. (вместе) Земляки!
Почему Малиновка?
Есть такое село под Чугуевом, где Юхвид проводил каждое лето на даче,
там ныне стоит памятник персонажам, и проходят каждый год
театрализованные праздники. Но не там происходит действие пьесы и не там
впоследствии создавался фильм. Его снимали в селах Пески и Хорошки
Лубенского района Полтавской области, где уцелели и неразгромленная
усадьба князей Щербатовых, и напрочь лишенное даже электричества
пространство для натурных съёмок.
Да, жизнь на Украине, особенно в последние шесть лет, очень
напоминает эту оперетту. Но в том-то и дело, что кроме уголовщины
и самозванства, в ней присутствует еще и кровь. И в зале Верховной Рады
вполне на месте такой диалог:
— Я до войны имел много специальностей, за что и состоял на особом
учёте у Одесском уголовном розыске. А кем ты был в мирное время?
— А я служил в полиции. Не бойся, мы своих не трогаем.
И Грициана с отцом, и Попандопуло, и Нечипора с Яшкой мы каждый день
видим на экранах украинских телеканалах и прекрасно понимаем, что,
в отличие от кино, они надолго.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.