Второй сезон сериала HBO об аварии на ЧАЭС может быть куда интереснее, чем первый. Если в первом мы видим развесистую клюкву и классический американский лубок про империю Зла, то украинские реалии местами превосходят по драматизму взрыв на атомной станции и последующую ликвидацию последствий.
Расширенный сценарий, который я готов написать для HBO, может включать в себя организацию нелегальных охот для ментов и прокурорских, когда убитого зверя не забирают, поскольку "радиоактивный". Историю о том, как полностью распилили на металл 20 гектаров зараженной при ликвидации техники с отстойника в Рассохе. Как из Зоны вывезен на продажу лесной массив размером с Пуща-Водицкий лес, а это порядка 30 тысяч гектаров. Про ежегодные пожары, призванные прикрыть этот позорный факт. И про пожары, уничтожившие пустые села с деревянными церквами.
Отдельный развеселый эпизод - про построенное французами на откатах хранилище для ОЯТ, которое стоит пустым и потресканным - как утверждают местные краеведы, дырки для топливных сборок по диаметру оказались меньше, чем сами сборки. При этом топливо с ЧАЭС в количество 21 тысячи единиц до сих пор киснет в бассейнах охлаждения и его тупо некуда деть. Как и радиоактивное говно, которое во время работы с последствиями аварии сгребли бульдозерами и присыпали сверху землей. Ну, и как забыть про подаренный американцам из Холтек сладенький подряд на строительство ЦХОЯТ, с которым они никак не справятся. В этом году проекту, кстати, исполняется 12 лет.
Отдельную серию стоит посвятить тому, каким чудесным способом собираются деньги на вывод ЧАЭС из эксплуатации, так и не начавшийся. И поинтересоваться у знающих людей, какой процент отката получился от стройки века - Арки, которая решает проблему защиты только временно.
Ну, а как же обойти тему чернобыльского туризма, с нехилыми деньгами, идущими мимо кассы? Когда мы выпивали с поляками в гостинице "Полесье", они страшно удивились, что я заплатил за страховку и дозиметриста-сопровождающего немногим больше тысячи гривен, а они - полторы штуки баксов. С одинаковым правом пересечения всех КП внутри Зоны. А в это самое время где-то по ржавой железнодорожной колее бредут сталкеры и мародерчики, вывернувшие наизнанку все брошенные дома, разрезав даже матрацы и уничтожив навсегда огромный музей полесского сельского быта.
И даже рыба из пруда-охладителя ЧАЭС, тоннами попадавшая на столы благодарных киевлян, гораздо более увлекательный сюжет, чем партийное совещание в бункере, где постановили, что никакой аварии нет и нечего тут нагнетать панику.