Украина - очень древняя страна. Ее народ существует более 140 тыс. лет, и все, кто проживал на этой территории, были украинцами - и неандертальцы, и строители домов из костей мамонта, и сами мамонты.
А уж трипольцы и
кочевники степей - те вообще заложили основы цивилизации и
государственности. Но главное - здесь жили укры!
Откуда взялись такого рода монументы, учебники, пособия и популярная литература? Давайте разбираться.
В 1801 году польский историк Тадеуш Чацкий в маленькой заметке О
nazwisku Ukrainy і pocztki kozakw («О названии Украины и начале
козаков» (журнал «Новый дневник Варшавский», том 4, стр. 32-40) написал
следующее:
«Украину или землю, по обеим сторонам Днепра лежащую, можно бы
назвать отчизной Укров. Эта орда варварских Славян, как и другие
под разными названиями, но с таким же языком и обычаями, пришла в Европу
из Заволжских областей, а перешедши Днепр в первых от рождества
Христова веках, осела частично в древней Сарматии…»
Но через несколько строк пан Тадеуш отыграл обратно: «Имя Украины
новое: не переходит последних лет XV века. При Александре (Александр
Ягеллончик) называлась pusta kraina (пустая земля, пустошь), потом
Украина. Король Стефан (Баторий) пограничные земли с Турком называл
Украиной». В примечании Чацкий указал: «До правления Сигизмунда I нигде
в актах я не читал упоминания слова Украина».
Кто же был этот Тадеуш Чацкий (1765-1813)? Польский шляхтич с Волыни,
обладатель герба «winka». При Станиславе Августе был Новогрудским
старостой и депутатом сейма, при Екатерине Великой со вторым разделом
Речи Посполитой лишился имущества, а при Павле вернул его обратно.
Во «дней Александровых прекрасное начало» пан Тадеуш стал Фаддеем
Феликсовичем и вполне вписался в русские реалии. В 1802 году он открыл
в Одессе общество по перевозке грузов «Чацкий, Джевецкий и компания»,
которое, правда, просуществовало недолго. После того как в 1803 году
министр Петр Завадовский признал автономию польского образования, Ф.Ф.
Чацкий был назначен школьным инспектором Волынской, Подольский
и Киевской губерний.
© commons.wikimedia.org, Public Domain
Именно он предложил бывшему екатерининскому фавориту открыть гимназии
в губернских городах Житомире, Виннице и Киеве. Но не просто гимназии,
как в Петербурге, Харькове или Казани, а с преподаванием в качестве
обязательных предметов польского языка и литературы, а также верховой
езды и коневодства.
Лицей Чацкий открыл и в Кременце (ныне — Тернопольская область).
Тарас Шевченко, побывавший в Кременце в 1846 г., в повести «Варнак»
помещает эпитафию: «Мир праху твоему, благородный Чацкий! Ты любил мир
и просвещение! Ты любил человека, как нам Христос его любить заповедал!»
И затерялось бы это «открытие» укров среди мало кем читаемой польской
академической литературы, если бы статью Чацкого не перевели бы
на русский язык.
В 1811 году в журнале «Улей», который издавал Василий Анастасевич,
был напечатан перевод этой самой статьи. На всякий случай рядом с
«украми» в скобках значилось слово «угры». Автор первоисточника никакие
возражения не высказал.
И действительно, угорские племена проходили через великую степь,
в том числе и по территориям, ныне входящим в состав Украины. Только вот
они и их потомки прижились не на Днепре, а на Дунае, в бывшей римской
Паннонии, которая и по сегодняшний день именуется Венгрией (Угорщиной).
Единственным реальным упоминанием о племенах укров следует считать
труд X века «Деяния саксов» Видукинда Корвейского. В 42 главе третьей
книги можно прочитать следующее: «В тот год Геро одержал славную победу
над славянами, которые называются укры. В помощь ему король послал
герцога Конрада. Добыча была взята оттуда огромная; в Саксонии поднялось
великое ликование».
Видукинд Корвейский имеет в виду события 954 года, когда маркграф
Восточной Саксонской марки Геро I Железный, известный своими
завоеваниями славянских земель, вместе с герцогом Конрадом Лотарингским
отправился усмирять таинственных укров (лат. — uchri), которые
отказывались платить дань. Судя по всему, эти укры принадлежали
к полабским славянам — группе западнославянских племен, населявших
территорию современных Мекленбурга и Померании и впоследствии
онемеченных.
Идея Чацкого о том, что украинцы имели отдельную от прочих восточных
славян племенную основу, получила развитие у Михаила Грушевского.
Конечно, респектабельный отец украинской историографии курьёзное «племя
укров» не упоминал. Но в первом томе своей «Истории Украины-Руси» он
постулирует отличия «украинских племен» от северных — кривичей, словен
и вятичей.
Активно доказывал древность украинского имени и соратник Грушевского
по Центральной Раде Сергей Шелухин. Заразившись украинством уже
в недетском возрасте он, как и положено неофиту и бывшему русскому,
оказался куда более истеричен, чем природные галичанские исследователи.
Но и он не заглядывал в такие дебри, где пан Чацкий когда-то поселил
укров. В своей книге «Україна — назва нашої землі з найдавніших часів»,
Прага, 1936. Репринт Тернополь, 1992. (стр. 92-107) он вообще доказывает
греческое происхождение украинцев со славянским компонентом
и подчеркивает, что в них нет «варварской московской примеси».
А уж после 1991 года началось!
Некий Александр Чайченко в своей книге «Укры-арии» («Укри-аріі:
Дослідження родоводу украінців», 2003) заявляет, что древние укры
относились к пеласго-этрусским племенам, а протоукры были создателями
Ригведы. Этот труд издан был не где-нибудь в провинциальном частном
вузе, а в издательстве Вооруженных сил Украины. Остается только
надеяться, что не за бюджетные средства, а силами автора и спонсоров.
Верховный учитель и президент Международной федерации боевого гопака,
львовянин Владимир Пилат, отмечал в книге «Бойовий гопак» (Львов,
1999), что Северное Причерноморье явилось отправной точкой для всей
мировой истории. Анализируя происхождение слова «гопак», Пилат делает
следующий вывод: «Мифологическая сущность корня-слога „го" скрывает
в себе огромный пласт информации, которая подтверждает мысль, что именно
Украина была колыбелью человеческой цивилизации».
По Пилату, название города Иерусалим означает «Е-рус-алим», то есть
поселение племени руссов, Назарет — город на заре, а Галилея — это
город, где проживали галлы, предки галичан. Говоря о корнях боевого
гопака и о цивилизации древних укров, Пилат отмечает: «Боевая культура
вавилонян была взята у шумеров и их надднепрянских предков». Так что
Руслана Лыжичко не является первооткрывательницей шумерского
происхождения украинцев, а просто поленилась ссылаться на первоисточник.
Но если эти издания всё же не являются ни учебниками, ни учебными
пособиями, то вот книга П.П. Кононенко «Украиноведение» выдержала
несколько переизданий и имеет гриф МОН Украины как вузовский учебник
(письмо МОН Украины N№ 14/18.2 — 1813 от 25 июля 2005 року).
Там мы вообще встречаем ссылки не только на несохранившиеся
источники, но и на давно разоблаченную фальшивку. «Первый этап развития
украиноведения связан со становлением Киевского государства
и утверждением его международного авторитета (IV-IХст. н.э.),
исследования, которые начинают ключевую базу украиноведения, появляются
…на территории Украины («Велесова книга», «Летопись Аскольда», былины
Киевского цикла (IХ в.)» (стр. 23 в издании 2005 г.)». Ссылки на ту же
«Велесову книгу» можно найти и на других страницах. Так почему бы
не дополнить библиографию, например, «Протоколами сионских мудрецов»?
Куда смотрели рецензенты и чиновники, пропустившие это в вузовские
аудитории и библиотеки?
И носители такого рода идей сейчас не являются маргиналами. Ныне
покойный писатель Сергей Плачинда был не только автором «Словника
давньоукраїнської міфології» (1993), книжок «Міфи і легенди Давньої
України» (2006), «Лебедія. Як і коли виникла Україна» (2005), «Як
українські міфи по світу розійшлися» (2009), согласно которым история
украинского народа начинается со времен Мизинской стоянки (20-15 тысяч
лет до н. э., верхний палеолит), но и одним из основателей Руха
и Украинской селянской демократической партии. Небезызвестный Валерий
Бебик — временный председатель Общественного совета при Министерстве
информполитики Украины с 2015 года.
Так гипотеза пана Чацкого, возможно, даже с опечаткой, стала основой
целого направления, которое уже давно нельзя назвать маргинальным
и считать курьёзом, достойным легкого хохота.
Украина.Ру
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.