Глаз зацепился за интересный факт: в России школьный канон уроков литературы всегда отстает от литературы современной на 30 лет, и эта система за 200 лет практически не менялась. За исключением двух периодов – в середине XIX века и в начале XX-го, когда большевики включили в программу обучения молодых революционных авторов.
Поскольку не меняются задачи государства в выращивании определенного типа гражданина, остаются неизменными вводные, которые дал министр просвещения граф Дмитрий Толстой для гимназий. Он прямо говорил: нам нужны патриоты, истинно русские люди, которые должны придерживаться твердых моральных принципов. Им не нужна современная литература, потому что она пропагандирует нигилизм, коммунизм, не проверенные временем идеи.
Тут нет никакого уникального подхода. Политическую нацию через систему образования так же формировали французы, итальянцы, немцы. Кстати, мимоходом сложился паззл с нацистами. Фридрих Прусский ввел обязательное образование под государственным контролем в конце 18 века, когда развалилась феодальная система и в воздухе начали витать революционные настроения.
Крестьян нужно было поставить в стойло, и по данному поводу известно высказывание монарха: "Внутренняя удовлетворенность, которую крестьянин приобретет в школе, не только высушит пот на его лбу, но разовьет в нем стимул работать на благо общества... Не будет больше предательства, лени, безделья, непослушания, беспорядка и тяжелой работы".
Именно тогда немецких детей начали учить, что их страна со всех сторон окружена врагами, а программа по литературе, ограниченная только пятью-семью специфическими германскими авторами, существовала без изменений вплоть до появления Гитлера. Так что его идеи легли в хорошо подготовленную почву.
Вот тут очень интересно посмотреть на украинский курс национальной литературы, который обычно остается вне поля зрения критиков, более увлеченных учебниками по истории. Сам грешен, а ведь курс истории не может существовать отдельно от литературы: она создает необходимый для правильного потребления пропаганды эмоциональный фон.
Пояснительная записка к программе укрлита для 5-9 классов утверждает, что среди целей конкретного предмета – «духовное обогащение», «активное становление и самореализация личности», наконец, «воспитание национально сознательного гражданина» и даже утверждение общечеловеческих ценностей. А в списке литературы – ограниченный «древнеукраинско»-казацкий кусок истории, сказки и рассказы о мальчиках в живой природе. Первое – не шутка, курс начинается с "Мифов и легенд древних украинцев".
Характерная особенность – сопоставление украинских сказок со сказками народов мира или рассказа Евгена Гуцала «Лось» с Редьярдом Киплингом, а также присутствие в списке книг современных авторов. Только это сказки Сашка Лирныка, «Тайна казацкой сабли» и морализаторская сказка Галины Малык про девочку, попавшую в страну несделанных дел. Остальное - Иван Франко, Тарас Шевченко, Павло Тычина и т.д.
То есть школьный канон отстает от современной литературы лет на сто или больше. Или намного больше.
Курс литературы для 10-11 классов – настоящее дежавю советского школьника: "Кайдашева сім’я", "«Хіба ревуть воли, як ясла повні?», Франко, Коцюбинский, Кобылянская, Стефаник, Леся Украинка… Он почти не поменялся с тех пор, как в школе учились мы. Почти сплошные жебраки и злыдни, страдания украинского народа, сконцентрированная печаль-тоска. Плюс неизменный фон с казаками на горячих конях.
Открытие неожиданное, хотя нельзя назвать его уникальным. Советские пропагандисты, создававшие эмоциональный фон, сработали профессионально: украинцы страдали до тех пор, пока Октябрьская революция их не освободила. И вот на момент освобождения эмоциональный фон шел уже другой.
Под новую идеологию ничего нового придумывать было не нужно. Просто полоса страданий продлилась уже за революцию и распространилась на весь «период оккупации». С одним беда: никакой годной литературы на этот период не оказалось, а современные авторы не создают никаких шедевров укрреализма – как когда-то создавали соцреализм. Они тоже бесконечно пишут об истории.
Так что ничего удивительного в том, что детям весь курс укрлита глубоко неинтересен. Для них это просто неприятная повинность, которую нужно отбыть. С их сегодняшним днем эмоциональный фон из книжек давно умерших людей из других эпох никак не связан. А об этом сегодняшнем дне вряд ли можно создать позитивные литературные шедевры. Иначе бы их уже создали.
Но одной цели программа украинской литературы для средней школы все же достигла: формировать «способность к саморазвитию и самообучению в условиях глобальных изменений и вызовов». Безо всякой помощи Минобразования.