О Харькове говорят разное. Город же продолжает как-то жить. Местные обыватели, по большей части, никуда отсюда не делись.
Портрет харьковского обывателя
Что есть харьковский обыватель? Это человек, который
живет здесь и убеждён, что нигде больше жить не хочет. Он знает, что здесь есть
всё, кроме порта и киностудии.
Что он любит? Свою семью, работу и вид из окна дома
или транспорта. Он любит поесть вкусно, и никакой кризис ему в этом не может
помешать. Но об этом — дальше.
Его жизнь, кажущуюся многим со стороны
незамысловатой, нельзя обессмысливать. Он не «винтик» и не «неизбежная
издержка», у него есть имя, отчество, фамилия, домашний адрес и родственники.
Он не явился из ниоткуда, он здесь жил и собирается жить дальше. Если бы не
собирался, уже давно бы здесь не жил, а посему тот, кто его упрекает в том, что
он до сих пор не уехал, ему попросту не интересен. Кстати, вы заметили, что
среди актива диаспорных организаций хоть в ближнем, хоть в дальнем зарубежье
выходцев из наших краёв меньше, чем из других областей?
Наш обыватель не стучится в закрытую дверь. Если он
видит забор, то точно знает, что лично ему вход воспрещен, если, конечно, он не
знает дырку в нём или не имеет пропуска, чтобы пройти туда как положено, через
проходную. Харьков — город заборов, и местный житель привык к тому, что
заглядывать к чужим нехорошо. Да и к себе пускает не всякого, а того, кого
позвал сам и кто умеет себя вести у него дома. Увы, это у него в последние годы
не всегда получается. Ибо зашла сюда на уровень области власть чужая, которая с
местными традициями считаться не желает.
Харьковский обыватель — кто угодно, но только не
самоубийца. Он должен точно знать, что его усилия не бесполезны, что «свои» его не сдадут, ссылаясь на «высшие
соображения». И что с чужими он будет тягаться лишь тогда, когда имеется хоть
малейший шанс победить или хотя бы выжить.
А раз близкого и понятного решения нет, то он
удаляется в личные дела и работу. И пытается выжить, по возможности, не
замаравшись в коллаборационизме. Он по-прежнему ездит в Белгород и Москву. В
последнее время в наших краях возрос спрос на частные уроки русского языка для
детей и для взрослых. Не очень это заметно, конечно, на фоне большого завоза
пришлых, но всё же есть желание сохранить себя. Как есть и регулярное
уничтожение того, чем чужие пометили нашу территорию. Например, камня в честь
УПА.
Возможность спрятаться от гнусных реалий существует
далеко не везде. Например, на кондитерской фабрике (б. «Жорж Борман») рабочая
смена начинается с пения гимна. А на других заводах за их заборами всё выглядит
так же, как и до переворота. Все зависит от того, не упоролся ли директор и
насколько он готов защитить свой трудовой коллектив от «активистов»-фанатиков.
И есть в городе место, где всегда точно определят, свой ты или чужой.
Благовещенский базар, он же Центральный рынок.
Местный ритуал
Есть такой ритуал у харьковчан — ходить на
Благовещенский базар за салом. Так уж
повелось со времен государя Николая Павловича, при котором этот рынок появился.
И многие поколения горожан за 170 лет действуют так. Как это происходит?
Прежде всего надо попробовать практически всё, что
предлагаетcя, — толстое и тонкое, с
подчеревинкой и без неё. Нормально ли засолено, не отдает ли кнуром? Здесь
важны цвет и запах. И, конечно же, сам продавец. Разумеется, у того, кто хамит
или неопрятен, никто сало покупать не будет. А ещё, выбирая продукт, человек
наверняка должен знать, зачем ему сало и почему именно такой кусок. И продавец
тоже должен знать точно ответ на любой запрос покупателя, например, он должен
уметь завернуть сало так, чтобы оно беспрепятственно попало в Белгород или в
Израиль. На этот случай у завсегдатаев Благбаза существует специальная
технология упаковки. Они сразу предупреждают, что больше полутора килограммов
не завернут, потому что иначе покупателя завернут наверняка еще с украинской
стороны, а делиться салом с таможенниками — западло.
Копченое сало брать в далекое путешествие не
рекомендуется. Особенно туда, где сумки проверяют с помощью собаки. Задача
животного — искать наркотики и взрывчатку, а не срывать удовольствие сальным
гурманам.
И продавец, и покупатель согласны в одном: там, за
таможней такого сала не купишь. Оно может быть другим, только другим — вкусным
или невкусным, недосоленным или пересоленным, но только не таким, какое можно
купить на Благовещенском базаре! И вообще,
не то, что за границей, а даже в соседних областях свиньи совсем другие, кормят
их иначе.
И если
базар живёт, значит, жив и Харьков, не превратился пока ни во что другое.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.