Ирина Минервино, успешный российский арт-продюсер в Лондоне. Родилась в Москве в 1985 году. Коренная москвичка, выросла неподалеку от поселка художников на Соколе, где жили и работали многие художники
Ирина
Минервино, успешный российский
арт-продюсер в Лондоне. Родилась в Москве
в 1985 году. Коренная москвичка, выросла
неподалеку от поселка художников на
Соколе, где жили и работали многие
художники, скульпторы, писатели, вошедшие
в «Золотой фонд» отечественной культуры.
С
детства мечтала заниматься искусством
и объездить весь мир.
Свою
карьеру в арт - бизнесе Лондона Ирина
начала с работы в аукционном доме
«Кристис» («Christie’s»), в период высокого
роста интереса к русским торгам в
Лондоне. Ирина стала одним из немногих
русскоговорящих сотрудников «Кристис»,
который тонко чувствовал малейшие
колебания рынка и на их основании создала
рабочую стратегию. От стажёра Ирина
прошла путь до старшего специалиста и
заместителя директора по русскому
искусству, проработав восемь лет в
единственном в Лондоне специализированном
на русском искусстве аукционном доме
«МакДугалл» («McDougall»). За это время Ирина
провела многочисленные выставки в
Лондоне, Москве и Киеве, участвовала в
подготовке аукционов, выставок,
составлении и печати каталогов, и
непосредственной продаже произведений
искусства. Во время обучения в Университете,
Ирина тщательно изучила американский
и европейский рынки искусства, а после
работы в сфере начала самостоятельную
деятельность, которая и определила ее
будущее.
Homo
colligens - человек
коллекционирующий - человек, которого
мир вещей и реликвий захватывает всего,
без остатка.
Коллекционирование
- это один из видов удовлетворения
инстинкта цели, который присущ большинству
людей. Другими словами, это наполнение
жизни особым и высоким смыслом. Каждый
коллекционер трактует его по-своему,
находят себя в поисках, теряет и снова
отправляется в путь за кладом. Чем
длительней период собирательства, тем
более глубже коллекционер вовлекается
в сферу различных интересов для реализации
своей мечты. Возможно, именно поэтому
Гете называл коллекционеров счастливыми
людьми.
В викторианскую эпоху среди английского
среднего класса была широко распространена
мода на коллекционирование английской
живописи; личного статуса или имиджа
организации. Здесь, можно привести в
пример Джей Пи Моргана, который создал
одну из самых крупных корпоративных
банковских коллекций. Ну и конечно наших
отечественных коллекционеров: Савву
Морозова, Сергея Щукина, Павла Третьякова.
Возможно, если бы не эти коллекции, их
имена могли быть стерты временем.
Подумаешь, купец - революции и воины
отбирали поместья, фабрики, меняли
общественный строй, а искусство, а вместе
с ним и память о коллекционере, продолжало
жить вне времени. Коллекционирование
это еще и познание мира, и удовлетворение
эстетических потребностей, ну и конечно
же несомненная инвестиция.
Ранно
или поздно, каждый коллекционер
задумывается о ликвидности своей
коллекции, о том, что с ней делать в
будущем и о ее ценности. Искусство
специалисты относят к так называемым
“passion
investments”,
или инвестиции в хобби. К ним также можно
отнести часы, ювелирные украшения,
лошадей, вино, ретро автомобили. Лондон,
в этом плане, является безусловной
столицей инвестиций в хобби, как впрочем
и русского, и мирового искусства. Тем
не менее, делать инвестиции в искусство
не так просто как может показаться. Как
в любой профессиональной сфере, в этом
инвестиционном направлении есть свои
нюансы. Необходимо обладать достаточными
знаниями, а также культурой и финансовой
подготовкой, чтобы искусно маневрировать
в мире аукционных домов и галерей или
же давать адекватную оценку тому или
иному произведению.
Инвестиции
в искусство можно разделить на два
сегмента. Путь первый , вложения в
современное искусство. Этот путь доступен
большому кругу коллекционеров, так как
в этот сегмент можно войти с относительно
небольшим стартовым капиталом (от 5,000
фунтов в Англии, и от 1,500/2,000 фунтов, если
покупать современных русских авторов,
которые, надо сказать, очень сильно
недооценены). Вся суть заключается в
том, чтобы увидеть потенциал художника
и перспективы его роста. Если художник
будет продолжать выставляться в галереях,
работать и рекламироваться, то он
неизбежно станет более известным, а это
значит, что цены на его картины будут
расти в цене. Важно помнить, что этот
рынок обладает более высоким процентом
риска на вложения.
В
современном искусстве на цену влияет
то, где выставляется художник, какие
галереи, музеи и ярмярки его представляют,
а также кто его покупает (мода тоже
играет свою роль). Так например, если
автор участвовал в Венецианском Биенале
или же выставлялся в таких крупных
мировых музеях, как МоМА, то это подобно
“Оскару” для художника. Я бы также
рекомендовала читать статьи ведущих
кураторов и отслеживать тех художников,
на которых они обращают внимание. В
Лондоне для меня это главный куратор
галереи Серпентайн Ханс-Ульрих Обрист,
или же арт критик Паоло Коломбо, который
был главным куратором мадридского
биенале, а также составителем программы
постоянной коллекции Стамбульского
музея современного искусства. Посещать
выставки в ведущих галереях Лондоне и
интересоваться их программой: White
Cube,
Serpentine,
Tate,
Whitechapel
Gallery,
Houser
and
Writh,
аукционный дом Philips,
ярмарка Frieze.
Хорошо совмещать такие посещения с кем
то, кто следует в этой индустрии: арт
диллер или эксперт.
Путь
второй покупать картины известных
авторов, таких как Моне, Ренуар,
Ботичелли,Тициан, Рембрант, Пикассо,
Шагал. В русском искусстве, это Айвазовский,
Репин, Шишкин, Левитан, Коровин, Дейнека.
Это так называемый сегмент “blue
chip”,
которых требует серьезных капиталовложений,
но и возврат на инвестицию тоже
порционально выше. Шедевры не падают в
цене и на них всегда спрос, даже в самые
кризисные времена, просто потому что
больше такой работы никогда не будет.
Если
отбросить эстетические факторы и
смотреть очень технически на инвестиции
в этот сегмент, то на стоимость картины
влияют следующие факторы: размер работы
(метровые работы продаются лучше всего);
мидиум (масло, холст как правило является
самым продаваемым материалом); провенанс
или история картины (чем больше выставок,
иллюстраций работы в каталогах, тем
лучше), также на цену влияет именитость
предыдущих владельцев (так, например,
картина шестидесятника из коллекции
Георгия Костаки будет цениться в разы
больше, чем соотносимая вещь и обычного
частного собрания). Самые дорогостоящие
— это вещи из старых, фамильных собраний,
ранее не показываемые на рынке, в
нетронутом состоянии, со следами времени
на них. Как говорится, чтобы вековая
пыль была и подрамник “родной”, и рама
“во времени”, и, как говорит мой знакомый,
страстный коллекционер, самое вкусное,
чтобы шильдик был свой, старый.
Выгодность
вложений и историческую прогрессию
продаж можно отслеживать на таких сайтах
как artnet,
artprice.
Согласно отчетам индекса Artnet AG, инвестиции
в картины таких современных художников,
как Энди Уорхол или Дэмьен Херст,
приносили больший доход, чем вложения
в акции из индекса Standard & Poor’s 500, за
последнее десятилетие. На Лондонской
фондовой бирже есть также специальный
индекс Mei Moses Art, который определяет цены
на живопись. Mei Moses Art Indices, инструмент
для анализа данных арт-рынка, который
судит о силе арт-рынка в сравнении с
другими классами активов. Он делает это
анализируя повторные продажи работ на
Sotheby's или Christie’s, и отслеживая изменения
в стоимости покупки с течением времени.
Рост этого индекса опережает индекс
S&P 500 – самый важный индекс фондового
рынка США. В прошлом году индекс был
приобретен аукционным домом Sotheby’s.
Я
бы также рекомендовала четко отслеживать
аукционные продажи, и сами торги. С
каждым годом аукционные продажи имеют
все большее влияние на мир искусства.
Это лакмусовая бумажка отражающая
состояние арт рынка. Это арт биржа и
немного казино, из за уровня азарта,
непредсказуемости, и наличием своих
внутренних интриг.
В
Лондоне существует так называемая
“Русская неделя”, которая проходит
дважды в год, когда четыре ведущих в
этом сегменте аукционных дома, такие
как Sotheby’s,
Christie’s,
Bonhams
и MacDougall’s
друг за другом устраивают русские торги
на протяжении недели, и это одна из
причин, почему по торгам в Лондоне можно
судить о востребованности Русского
искусства по всему миру. Следующая
неделя русского искусства пройдет в
начале июня.
Тем
не менее покупать искусство зачастую
выгоднее через арт дилера или арт
консалтинговую компанию. Так например,
если аукцион взымает около 25% сверх
стоимости на торгах, то, типично арт
консалтинговые компании, берут около
10-15% с конечной стоимости.
Итак,
перед тем как вложить деньги в картину,
необходимо потратить время на изучение
этого рынка, переговорить минимум с
несколькими экспертами и осведомленными
людьми. Узнать как можно больше информации
об авторе, чтобы лучше определить его
перспективы. Чтобы заработать на
инвестициях в картины, необходимо
изучить искусство со стороны рынка.
Определить какие картины со временем
дорожают больше, какое направление и
стиль будут актуальны и через 5-10-20 лет
(хотя не редко бывает что картины дорожают
в 2-4 раза уже через год).
В
этом и состоит задача арт дилера или
искусствоведа. Их работа не просто
описать творческий процесс современности,
все его составляющие и дать ему правдивую
оценку. Самое ценное – предугадать
будущность развития стилей и направлений,
их возможные пути развития и воздействие
на современную личность. Важно помнить,
что инвестиции в картины — это всегда
долгосрочные инвестиции, и нужно быть
готовым к тому, что выгоду от вложений
вы можете получить не раньше чем через
5-10 лет. Но нет сомнений в том, что это
самый красивый и эстетичный вид
инвестиций.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.