(беседа с наместником Киево-Печерской лавры)
Весна и Пасха в Киеве – это всегда радость. Независимо от погоды, курса гривны и политической ситуации. Слишком значительное и великое происходит в эти дни в мире. И то, что ещё недавно беспокоило и печалило, отходит в сторону, уступая место Празднику.
Для меня, киевлянина и православного христианина, нынешняя весна отмечена ещё одной личной радостью. Сегодня мы встретимся и поговорим о Пасхе, о жизни, об Украине с наместником Свято-Успенской Киево-Печерской лавры митрополитом Павлом. Несмотря на свою невообразимую занятость, владыка согласился побеседовать и ответить на несколько вопросов.
Хорошо знакомой дорогой, через ворота Лавры спускаюсь по дорожке, вымощенной жёлтой плиткой. Возле Креста из чёрного мрамора поворачиваю к Ближним пещерам и ненадолго останавливаюсь. Красоту, которая открывается в этом месте, нужно хотя бы раз в жизни увидеть. Лаврский сад цветёт. Купола светят как маленькие солнца. Небо, уходящее за Днепр, огромное и чистое.
Что я знаю о человеке, с которым должен встретиться? Конечно, то же, что и все: владыка Павел родился на Ровенщине, в многодетной крестьянской семье, учился в Московской духовной семинарии и академии. Постоянный член Синода УПЦ. Уже два десятка лет он несёт служение наместника здесь, в одном из центров мирового Православия. Однажды он, один из самых влиятельных архипастырей в Церкви Украины, заметил о себе скромно: «Я всего лишь Божией милостью хранитель святыни». А ещё я знаю, что у владыки много преданных ему духовных чад. Хотя хватает и врагов. Возможно, потому, что он выполняет завет своего небесного покровителя, апостола Павла, не быть «теплохладным», но быть горячим. Огня у него, и правда, хватает. Я люблю бывать на его службах. И служит он, и живёт горячо. Во время литургии не просто произносит молитвы, но, по слову царя и пророка Давида, поёт Богу.
Вот, я и пришёл. В небольшом одноэтажном домике, возле Ближних, или как их ещё называют Антониевых пещер, места, откуда ведёт своё начало монашество на Руси, да и вообще всё самое возвышенное и прекрасное в нашей вере и культуре – резиденция наместника. Меня довольно быстро приглашают в комнату с большими старинными часами, где владыка принимает гостей и посетителей. Вот и он сам, быстрый, летящий. С кем-то заканчивает разговор по телефону, потом благославляет меня и просит ещё несколько минут, чтобы отдать какие-то распоряжения. Дверь комнаты остаётся открытой. И пока я готовлюсь к разговору, невольно слышу, как владыка решает некий хозяйственный вопрос о закупке крупы. Сначала он строго напоминает пришедшим, что люди обратились не по адресу – «я всё-таки тут митрополит и наместник, за крупу есть, кому отвечать» – но видя раскаяние и растерянность, тут же оттаивает, обнимает всех, кто попадает в поле его зрения и решает вопрос мгновенно. Потом возвращается в комнату, где стоят часы с огромным маятником. А я, тем временем, вспоминаю, что наша Лавра каждый день кормит около тысячи нуждающихся, отправляет продукты в детские дома, приюты и тюрьмы. Здесь владыка Павел продолжает дело, начатое ещё в 11-м веке основателем обители Феодосием Печерским.
– Владыка, вот, слава Богу, дожили мы до Пасхи. Сейчас начнутся весёлые дни празднования, пышные куличи, наши украинские писанки. Правда, для многих, этими приятными развлечениями праздник и ограничится. А что Пасха для вас? И вообще, в чём секрет пасхальной радости?
– Знаете, у нас, православных, есть в году двенадцать прекрасных праздников (двунадесятых). А Пасха к ним не относится. Она стоит отдельно. Это Праздников праздник. Торжество из торжеств. От чего же мы радуемся в эти дни? Пасха есть праздник Воскресения Христа. Господь пришёл на землю, Своей кровью и смертью на Кресте искупил наши грехи и немощи, взял их на Себя и, воскреснув, дал и нам всем, крещённым в Него, надежду на личное воскресение и жизнь вечную в Его Небесном Царстве. Как тут не радоваться? С другой стороны, пока ещё есть немало людей, которые сегодня, к сожалению, не о духовном мудрствуют и пекутся, а о телесном. Думают, что куличами всё и заканчивается. Хотя, дорогие мои, это далеко не так.
– Но ведь воскреснут не только христиане?
– Воскреснут все без исключения. Только одни, согласно Евангелию, пойдут в жизнь вечную со Христом, а другие, к несчастью, в муку вечную. И об этом нам нужно помнить всегда. Вот почему, для меня, не как священника, епископа, а как обычного христианина, радостно находиться в лоне Церкви Христовой. Ведь только здесь, стараясь исполнять Его заповеди, я имею, по милосердию Божию, возможность и надежду на встречу и вечную жизнь с любимым Господом.
– Владыка, а в чём особенность нынешней Пасхи? Что в жизни Церкви и Украины вас радует, а что тревожит?
– Скажу вначале, что меня радует. Радует то, что как бы ни унижали или оскорбляли нашу Церковь, число и качество верующих не только на земле Украины, но и всей Русской Православной Церкви не уменьшается, а растёт. А печалит больше всего искусственно разжигаемая вражда между людьми. Наша пресса и отдельные влиятельные чиновники сделали немало для того, чтобы мы, граждане Украины, в русском, белорусском и других народах видели не братьев, а врагов. При этом забывают, что настоящих врагов у нас два. Первый – диавол. А второй – сам же человек, неразумный и готовый к озлоблению.
– А ведь мы когда-то назывались Святой Русью. Такой, наверное, нашу землю задумал Бог. Почему сегодня мы так далеки от этого идеала и что сделать, чтобы исполнить своё предназначение?
– Мы утратили любовь. Ненависть помутила сердца многих. Ведь нет отдельного Бога россиян, украинцев, белорусов греков. Когда мы отпеваем человека, мы говорим, упокой, Господи, душу раба Твоего. Тут нет национальности. Но есть люди лукавые, которые обманом разделяют нас, чтобы поработить. Но это им не удастся, только ускорят свою погибель. А для того, чтобы иметь право называться Святой Русью, надо самим стараться себя сделать святыми. Русь была святой, потому что её идеал не деньги, не сила, а святость. И ещё, потому что в её земле множество ведомых и неведомых нам святых и святынь.
– А в чём всё-таки главная причина духовного помутнения?
– Помню, когда я ещё учился, патриарх Диодор в 1988 году выступал перед студентами Московской духовной семинарии и академии. Мы спросили, почему даже на великой земле творятся бесчинства. Он ответил интересно: «Потому что у нас земля святая и бесу невыносимо ходить по этой земле. Вот он и ходит по головам. А если головы пустые, они наполняются глупостями, причём, самыми бесстыдными и опасными».
В этом месте нашей беседы я должен сделать небольшую паузу и пояснить читателям, не знакомым с «киевской спецификой», смысл следующего моего вопроса. Дело в том, что в последние два года было совершено несколько попыток отобрать храмы у Печерского монастыря и передать их либо в государственную собственность, либо раскольникам из организации «киевский патриархат».
– Владыка, не секрет, что многие наши земляки обманулись и пошли за так называемым «киевским патриархатом», полагая, что там «более украинская церковь». А каноническую Украинскую Православную Церковь за её призывы к миру, к прекращению войны даже упрекают в «непатриотизме». Какова сегодня ситуация с нападками на Лавру и попытками отобрать её не только у киевлян, но и у всего мирового Православия?
– Начну с патриотизма. Патриот тот, кто не словами, а делами доказывает свою любовь к родине. Я, например, считаю себя патриотом. Я люблю свою землю, свой народ, свою историю, которую, в отличие от некоторых моих критиков, знаю. Святитель Илларион ещё в 1051 году именовал нашу землю Русью. И в этом смысле и я, и все мы русские. Но есть государство Украина на этой земле, я его гражданин. И в этом смысле, мы – украинцы. И никакого противоречия здесь не ощущаю. И, как украинец, замечу, никакой заслуги в принадлежности к нации нет. Нужны дела. А то одни звенят, как пустой колокол, о своём патриотизме (хоть неизвестно, христиане ли они вообще), а я «непатриот и москаль» вместе с братией отреставрировал Успенский собор, Трапезный храм…
Тут владыка как-то неловко прерывает перечисление, словно спохватившись. Однако и мне, и многим киевлянам, известно, что ещё множество храмов и строений Печерского монастыря восстановлено усилиями владыки Павла. Все, даже враги, признают его редкий дар строителя, его хозяйственность. Наконец, владыка продолжает.
– Посмотрим, что оставят стране ныне кричащие о патриотизме. Вон, «патриотичные» раскольники из «киевского патриархата» недавно были пойманы на том, что продавали гуманитарную помощь. Несчастные, обманутые люди. И несчастен, и жалок тот, кто по гордыне своей увлёк за собой в раскол тысячи других православных. А ведь был крупнейший иерарх Русской Церкви, а стал…Впрочем, самую точную оценку своих деяний они получат, когда окажутся перед Господом. Что касается отбирания Лавры, тут настолько всё незаконно, что пока никто не решился на погром и наше изгнание. Но, если нужно будет, мы выйдем и отдадим свою жизнь, защищая святыню.
Тут владыка снова замолкает, смотрит в окно, и я вспоминаю, что там уже ждут его другие люди, понимаю, что время нашей беседы убегает. И всё же хочу успеть рассказать одну историю, услышанную мной от чад владыки Павла.
В 2014 году большая группа радикалов, специально настроенных, но, по сути, не ведающих, что творят, пришла к воротам Лавры, угрожая ворваться и выгнать «московских попов». Ситуация была крайне тяжёлой. Осложнялась она тем, что сам наместник, владыка Павел, лежал в больнице (он не любит об этом вспоминать, поэтому скажу кратко: близкие имели основания подозревать, что владыка был отравлен). Так вот, в этот момент братия всё же решилась позвонить в больницу своему настоятелю и наместнику, чтобы получить совет, что делать. Митрополит Павел через некоторое время ответил. Его ответ удивил, потряс и…успокоил. Владыка рассказал братии свой сон. Он видел, как из ворот Лавры Крестным ходом вышли Печерские святые. Причём, как те, кого мы знаем, так и те, кто пока нам неизвестен. Этот удивительный Крестный ход обошёл Лавру кругом и вернулся в монастырь с противоположной стороны. «Всё будет хорошо, – сказал владыка, – мы под защитой, нас не тронут». Так всё и случилось.
– Дорогой владыка, позвольте задать ещё два коротких вопроса. Первое: после Гаванской встречи ряд верующих людей испытали некоторое волнение, тревогу. Нет ли здесь шага к отступлению от веры, нет ли признаков новой унии?
– Эту встречу нужно было провести ещё лет двадцать назад. Мы можем и обязаны не соглашаться с вероучительными положениями католиков. Но обращаться с ними нужно, как с людьми. Если Господь их терпит, то и мы должны не ставить себя выше Господа. Никто в Гаване не говорил об изменении догматов. Что же касается общения, я, например, общаюсь с мусульманами, иудеями, буддистами. И, если они просят о помощи, по возможности, помогаю им. Разве заповедь «имейте любовь между собой» касается только праведников? Почему наш патриарх не может обсудить с папой проблемы общемирового значения? И в частности, вопросы спасения христиан от уничтожения. Подчёркиваю, никакой общей молитвы с католиками не было. И отступать от догматов Православия никто не собирается. Если хотите знать, папа Франциск поблагодарил Святейшего Кирилла за то, что наша Церковь хранит в чистоте учение апостолов.
– Спасибо, владыка. А что бы вы хотели пожелать в дни Пасхи народу Украины и всем православным, где бы они сейчас не находились?
– Я желаю всем верным чадам Христовым и тем, кто Его ещё не знает – Божией милости. Если рука Господня будет над нами, мы всё превозможем. Братие, живите в мире, храните веру православную! Полюбите храм. Научитесь терпеть друг друга. Чаще смотрите в свою душу, чаще сверяйтесь с заповедями Господними. И тогда Бог любви и мира не попустит погибели. А, наоборот, даст, как благоразумному разбойнику, даже в последнюю минуту спасительное покаяние. Христос Воскресе!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.