Aliena vitia in oculis habemus, a tergo nostra sunt – Чужие грехи у нас на глазах, а свои за спиной. Латинская пословица
Незаслуженная пренебрегаемая
сокровищница истории и культуры.
На Южном Кавказе есть такая страна – Азербайджан. Страна с древнейшей
историей и культурой, на территории которого расположена одна из первых стоянок
древнего человека – Азыхская пещера, кстати, самая древняя на территории
бывшего СССР, Гобустан – один из древнейший памятников первобытного быта и
искусства не только Кавказа, но и всего человечества и многие другие яркие
следы древней истории и культуры мирового значения. Азербайджан это земля,
обогатившая сокровищницу мировой культуры такими выдающимися личностями как
поэты и мыслители Низами, Несими, Хагани, ученые Насир-ад-дин Туси, Юсиф
Мамедалиев (получивший высокую октанность бензина, что обеспечила
советским самолетом ряд преимуществ в годы Великой отечественной войны), Мирза
Казым - Бек (один из основоположников професиональной ориенталистики в России),
Фарман Салманов (первооткрыватель нефтяных месторождений Сибири), генерал
лейтенант Керим Керимов – один из основателей космонавтики в СССР, председатель
Государственной Комиссии по летным испытаниям пилотируемых кораблей (1966-1991),
государственных деятели Шах Исмаил Сефеви, основоположник могущественной
Сефевидской империи, Шах Аббас I, кстати, единственный мусульманский правитель,
которого западные историки удостоили эпитета «Великий», Надир - шах Афшар,
прозванный европейцами «Бонапартом Востока», Мамед Амин Расулзаде – один из
первых теоретиков демократии на мусульманском Востоке, Гейдар Алиев – генерал
майор КГБ СССР, заместитель председателя Правительства СССР, третий президент
независимого Азербайджана и многих других.
Азербайджанцы, в лице выдающегося композитора,
педагога и ученого У.Гаджибекова вошли в историю как создатели первой оперы на
мусульманском Востоке («Лейли и Меджнун», 1908 год), и основатели традиций
классической западной музыки в исламском мире, в лице просветителя и философа
М.Ф.Ахундова – как основатели профессионального театрального искусства на
Ближнем и Среднем Востоке (середина XIX
столетия).
Как известно, после двух русско-иранских войн
в XIX веке (1804-1813 и 1826-1828) исторические азербайджанские
земли согласно Гюлистанскому (1813 г.) и Туркменчайскому (1828 г.) договорам были
поделены между Российской империи (условно северный Азербайджан – территория
нынешней Азербайджанской Республики) и Ираном (условно Южный Азербайджан –
Иранский Азербайджан с центром в Тебризе). И если в список выдающихся азербайджанцев
добавить и тех личностей, которых вырастил за этот период Южный Азербайджан, и
которые в учебниках и справочниках проходят как «иранцы», то он получить весьма
объемный масштаб. Думаю, достаточно будет отметить два факта, чтобы довести
роль азербайджанцев в политической и культурной жизни современного Ирана. Так,
нынешний духовный лидер Иранской Исламской Республики и всех шиитов-мусульман
Аятуллах Сеид Али Хаманеи и корифей современной иранской поэзии покойный
М.Шахрияр, творивший свои произведения,
как на азербайджанском, так и на персидском языках являются этническими
азербайджанцами.
Изучив политическую историю
и историю общественно-политической мысли Азербайджана, без малейшего приувелечения
можно будет назвать Азербайджан самой передовой страной демократии во всем
Исламского мира. Чтобы не быть голословным закреплю свою мысль конкретными
историческими фактами. Именно в Азербайджана, 28 мая 1918 – года была объявлена
первая демократическая республика, которая вошла в историю как первая
демократическое государство мусульманского Востока. Азербайджанская
Демократическая Республика за 2 года своего существования осуществила
ряд значительных демократических преобразований. Был учрежден парламент, куда
вошли представители всех народов проживающих на территории Азербайджана,
женшины получили избирательное право (Азербайджан стал третьей страной в мире
предоставившей женщинам такое право после Австралии и Австрии), за всеми
народами и националистами было признано право сохранять и развивать собственную
культуру. В силу демократического характера АДР даже армянам, воевавшим против
этой республики с оружием в руках, и которых азербайджанцы считали виновниками
и инициаторами резни мирного мусульманского населения Южного Кавказа в ходе
трагических мартовских событий 1918 года нашлось место в законодательном органе
Азербайджана.
Хочу напомнить еще один, на
мой взгляд, весьма немаловажный факт. Дело в том, что центром демократического
движения в соседнем Иране вспыхнувшего в начале ХХ века также был Азербайджан,
со столицей в древнем Тебризе. Демократическое движение 1905-1911 годов
возглавлял азербайджанец Саттар-хан, которого тогдашняя западная пресса
называла «азербайджанским Пугачевым». Его дело ценой жизни продолжил в 20 годах
другой видный азербайджанский демократ и патриот Мухаммед Хиябани.
Думаю этих фактов, достаточно, чтобы понять
демократический и прогрессивный характер азербайджанского политического
сознания и культуры.
Еще с советской поры традиционно сложилась
так, что при первом же упоминании Южного Кавказа всегда выпячивалась грузинская
культура, и для рядового украинца по сей день в силу определенных обстоятельств
Кавказская культура это - прежде всего грузины и армяне. Однако, глубокое и
более объективное изучение Южного Кавказа открывает перед нами совсем иную
картину. Точнее, мы убеждаемся на протяжении многих столетий доминирующее
политическое положение на Кавказе занимали именно азербайджанские тюрки и
созданные им в различные времена государства, которые охватывали не только
территорию Азербайджана, но и Ирана. А богатейшая материальная и духовная
культура, вне всякого сомнения, внесла огромную лепту в сокровищницу мировой
культуры.
Я
уверен, что для многих украинцев перечисленные мной выше исторические факты
оказались новшеством и думаю как украинским востоковедам, так и журналистам
стоит серьезно постараться, чтобы раскрыть перед украинцами настоящий
Азербайджан, его культуру и историю.
Действительно ли проблема в
демократии?
Признаюсь, что рассказав украинскому читателю об
Азербайджане, его истории и культуре я преследовал две основные цели. Первая
цель, развеять сомнения рядового украинца об это древней и прекрасной стране,
которую порой нам преднамеренно представляют
чуть ли ни в образе дикого и отсталого края, где вдоль и поперёк царят
дикие нравы. Вторая цель, пользуясь альтернативной картиной понять и
проанализировать причины нападок на Азербайджан, которые получили
последовательный, жесткий и оскорбительный характер в преддверии Первых
Европейских Игр, прошедших с 12 по 28 июня 2015 года в Баку, и в дни этого
спортивного мероприятия.
Если честно, то страны СНГ
давно уже привыкли к жесткой критике западных СМИ на почве вопросов демократии, прав человека,
свободных выборов и т.д. Естественно, эта критика в отношении данных не лишены
правды, и в этом направлении следует сделать еще очень многое. Однако, во всем
этом меня, впрочем, и очень многих удивляет, и даже удручает, то, как США и
Европа требуя самые высшие стандарты западной демократии, полностью
пренебрегают реалиями и проблемами постсоветского пространства. Бичуя страны,
большинство из которых после длительных политических баталий и межэтнических
конфликтов 90-х не очень-то давно вступили на путь стабильного политического и
экономического развития, Запад предпочитает требовать, нежели оказывать
реальное содействие процессам демократизации.
Азербайджан в этом плане,
относиться к категории тех стран, которым достается от Запада по полной
программе. Предметом нападок и критики выступают различные вопросы, кто-то
обвиняет Азербайджан в том, что он усиленно наращивает военную мощь, что по их
мнению, угрожает соседней Армении, которая находится в состоянии войны с
Азербайджаном. Однако во всем этом есть один парадокс, который заключается в
том, что 20% азербайджанских земель оккупированы той же Арменией в начале 90 х,
впоследствии чего более миллиона граждан Азербайджана были вынуждены покинуть
родные места. Возникает вопрос, разве
Азербайджан не имеет права вооружаться и принудить агрессора вернуть незаконно
захваченные земли в Карабахском регионе?
Ведь, аналогичное право Грузии не только признается мировым сообществом, но и
открыто поддерживается со всех международных трибун? Да, на сегодняшний день существуют 4
резолюции ООН осуждающие незаконные действия армянских сепаратистов в Карабахе
и призывающих их прекратить агрессию. Имеются и другие документы различных
международных структур, признающих факт агрессии против Азербайджана. Однако на
деле об этом не вспоминает никто, лидеры Карабахских сепаратистов свободно
разъезжают по европейским столицам и проводят встречи с политическими и общественными
деятелями Запада. Интересно, позволила бы Европа такую роскошь в отношении
лидеров Абхазии и Южной Осетии, безусловно нет! Но ведь тот же Запад учить нас
тому, что принципы международного права универсальны и они должны равномерно
применяться в отношении каждого. На примере Карабаха мы этого не наблюдаем.
Да и Минская группа ОБСЕ
созданная для мирного урегулирования конфликта давно изжила себя, и в Баку на
ее представителей давно смотрят скорее как на туристов, нежели на серьезных
дипломатов. Призывы же прекратить с этой группой всякого рода контакты, в Баку
слышны все чаше и чаше. Призывая Азербайджан не вооружаться и отойти от
воинственного тона в отношении Карабаха, Запад, наверное забывает о том, что та
же Армения постоянно вооружается Россией, и на Кавказе это страна давно уже
превратилась в форпост Москвы, о чем русские дипломаты говорят уже в открытую.
Теперь, возникает справедливый вопрос, что же делать Азербайджану, смириться с
потерей исторических земель, или бесконечно вести переговоры прислушиваясь к
нотациям Запада о необходимости мира и дружбы? Я думаю, господа из европейских
структур вскоре найдут в себе смелости и дадут исчерпывающее объяснение данной
ситуации. Интересно, постоянно призывающие
Азербайджан к миру и диалогу с агрессором, сами пошли бы на диалог с в
аналогичных случаях? Опыт показывает, что нет!
Те же США в 2003 – году без
мандата Совета Безопасности ООН оккупировали Ирак, который кстати говоря как
выяснилось позже никакой реальной угрозы для интересов Вашингтона не
представлял. А как понять открытую поддержку Запада сирийским повстанцам,
восставшим против Б.Асада? Ведь, Б.Асад являлся законным президентом Сирии, и с
ним вполне можно было бы начать диалог на любую тему. Но и в этом случае Запад
избрал иной путь, путь силы и войны. То же самое можно сказать и в отношении
Каддафи, от которого не исходила реальная угроза ни США ни Европе. Проявление
двойных стандартов налицо.
В канун Европейских игр же
Азербайджан стал мишенью для блюстителей демократии и прав человека. Западные
СМИ и ряд политических структур начали упорно требовать от Азербайджана
уважения к ценностям демократии и освобождение политических заключенных. Я уже
отмечал, что в странах СНГ имеются значительные проблемы, связанные с
демократизацией, и они не обошли стороной и Азербайджан. Их нужно решать и
необходимо совершенствовать устои гражданского общества. Но давайте рассуждать
справедливо, ведь Азербайджанская Республика не отказывалась от
демократического пути развития, в стране имеется свободный интернет, издаются
оппозиционные газеты, действуют оппозиционные партии. Можно критиковать ее
недостатки, но при этом не стоит забывать и том, что в мире существуют страны с
куда более жестким политическим режимом управления, исключающим любые формы
альтернативного самовыражения. Например, те же страны Персидского залива, где
от оппозиции нет и не было ни слуху, ни духу. Но на эти страны почему – то не
обрушивается шквал критики по вопросам демократии и прав человека. Например, в
Саудовской Аравии нефть согласно местным законам принадлежит королевской семье,
а не народу, как это принято во всех цивилизованных странах демократического
типа. И это по каким-то причинам не возмущает Запад, и тамошним такой расклад по
душе. Почему же, а может по той простой причине, что страны Залива полностью
находятся под военным и политическим влиянием США, а их лидеры выстраивают
внешнюю политику в угоду интересам Вашингтона? Видимо в системе современных
международных отношений продолжает действует известная формула, некогда выдвинутая
одним из президентов США – «Это сукин сын, но он наш сукин сын»!
Обращу внимание на другой
пример, точнее на экс – президента Египта Мухаммеда Мурси, который был законно
избран главой этой страны на первых в ее истории демократических выборах. И легитимность
этих выборов признали все, в том, числе и Запад. Однако, не прошло и года как
Мурси был свергнуть генералитетом во главе с нынешнем президентом Египта Сиси.
Данный акт имел неконституционный характер и полностью перечил нормам
демократии. После свержения Мурси был арестован и приговорен к смертной казне.
И на сей раз Вашингтон и Брюссель держали полное молчание, закрыв на
происходящее глаза. Их даже не заинтересовала судьба, человека, который
законным образом пришел к власти и участь египетской демократии. Наверняка, их
не устроило то, что Мурси поставил перед собой создание исламской политической
системы. Потому, что другого разумного объяснения молчанию Запада в отношении
Мурси найти очень сложно. Как видно в Азербайджане дела демократии обстоят не
так уж бедственно, как то пропагандируют ведущие СМИ США и Европы.
Из этого следуют и другое
умозаключение – причина нападок на Азербайджан вовсе не кроется в демократии, и
ответ на этот вопрос нужно искать совсем в другом. Анализ общей картины и опыта
недалёкой истории показывает, что вопрос прав человека превращается в
болезненную и повседневную тему лишь тогда когда не исполняются геополитические
заказы Запада и отдельные страны начинают проводить независимую линию. Азербайджану,
безусловно, достается именно потому, что его руководство всячески избегает
авантюр и конфликтов, в которые его периодически пытается втянуть Запад.
Геополитическое положение Азербайджана заставляет определенные круги
использовать его против Ирана и России, что перечить принципам внешней политики
Баку, который придерживается держаться от всех на равном расстоянии. Такой
подход, конечно же, может не нравиться многим, но это выбор Баку, и все просто
обязаны уважать его, подобно тому, как уважают мнения иных. Такого рода примеров
множество, но я не хочу нагружать ими статью и подытоживая свои мысли хочу
сказать следующее: Демократия не есть
навязывание всем одних, конкретных правил жизни, каждый индивид, каждая страна
имеет право жить так, как считает правильным и безопасным. Нельзя требовать от
других решения своих проблем, пренебрегая проблемами других. Нельзя одних поощряться, а других наказывать за одно и тоже. Таким ходом система
международного права выдвинутая Западом в скорейшем времени потеряет свою
дееспособность. Страны будут вырабатывать новые правила игры, появятся новые
системы взаимодействия и насколько они будут отвечать интересам Запада в
ключевых регионах мира, пока неизвестно. Но одно очевидно, многие страны, в том
числе и Азербайджан целенаправленно подталкиваются к поиску иных
внешнеполитических ориентиров, тем же Западом. А когда последний получить в
ответ иные реалии, начнутся совсем иные проблемы. Думаю Западу стоит хорошенько
задуматься обо всем этом…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.