Раскол Украины начался, он уже идет. Без эмоций проанализируем факты

26 січня 2014, 09:15
Власник сторінки
политический аналитик
0
2302

Участвовать ли в этом, оправдывать ли его молчанием – личное решение каждого из нас. И личная ответственность

Я несколько раз писал о возможности распада Украины, но отодвигал даже саму отвратительную мысль об этом.

Впрочем, события развиваются так, что молчать становится не просто бессмысленно, но и глупо. Да и прятаньем в кусты - для выбравшего профессию политического аналитика.

Герман Кан пишет в своем сочинении "О термоядерной войне": «оба претендента, с войсками, которые сопровождали их, встретились на поле у Камлана для переговоров. Стороны были вооружены до зубов и отчаянно боялись, что противник прибегнет к обману или какой-нибудь уловке. Переговоры шли гладко до тех пор, пока одного из рыцарей не укусила гадюка. Он выхватил меч, чтобы умертвить змею. Остальные воины заметили блеск обнаженного меча и тут же набросились друг на друга. Началась кровавая бойня. В летописи красноречиво указывается на то, что битва принесла массу ненужных жертв главным образом потому, что началась случайно и без подготовки».

Украина не демонстрирует ничего нового в человеческой истории. Отдельные ошибки одних людей приводят к безумию других. В результате гибнут третьи. И развалится вся Украина.

Оппозиция отвергла план примирения, предложенный Президентом Украины Виктором Януковичем. Сделана окончательная ставка на то, что власть уйдет под давлением силы и непрекращающихся ультиматумов.

Сегодняшние реалии – захваты областных государственных администраций – а в некоторых случаях и УВД, якобы для освобождения агитаторов. По моим сведениям – для захвата оружейных комнат.

Ответственность за захваты взяла на себя «Свобода». 25 января 2014 года Олег Тягныбок заявил: «ми відкрили другий фронт… Обласні адміністрації – тепер у руках справді народної влади… І ми беремо в тих регіонах повну відповідальність за ситуацію".

К полной ответственности Тягныбока за ситуацию в регионах я еще вернусь.

По моим сведениям, захваты зданий региональной власти были организованы «Свободой», пытающейся перехватить радикальную инициативу у «Правого сектора».

И - «Батькивщиной» Тимошенко. Ее депутат Андрей Шевченко руководил захватом в Виннице.

Как минимум в Полтаве работал депутат от «Удара» Сергей Каплин, координирующий захват.

Власть не захватывается зданиями. Власть – это не здания, это полномочия.  Никто в здравом уме в регионах не станет выполнять финансовые распоряжения самозванцев. Мы за шаг от паралича  финансовой системы страны.

Можно не говорить некоторые вещи, если их могут использовать враги твоей страны. Но молчанка политического аналитика безответственна, по сути, преступна, когда сценарий раскола уже кем то не написан, а уже и реализовывается.

Сценарий раскола запущен.

Депутаты Волынского и Львовского областных советов 25 января 2014 года приняли решение о признании Народной Рады Украины как коллегиального органа, уполномоченного представлять интересы народа Украины, и образования Волынской областной Народной Рады. Я не осуждаю этих людей. Они - пешки в непонятой ими игре, они просто не ведают, что творят.

Так они в будущем будут себе объяснять свою роль в развале Украины.

И рыцари не ведали, что коня укусила змея.

Когда областные администрации Юга и Востока страны откажутся выполнять распоряжения самозванной Народной Рады, когда не признают ее, когда они выступят против самозванцев в других регионах – сценарий раскола Украины осуществится.

Это та змея, которая укусила рыцаря Германа Кана.

Роковым, непростительным образом ошибается, заявляя http://blogs.pravda.com.ua/authors/kyrylenko/52e3950d6c08c/  25 января 2014 года в блоге в «Украинской правде», мой добрый знакомый, патриот Украины Вячеслав Кириленко: «кремлівський сценарій розколу та поділу України вже запущено. Сценарій жорсткий і кривавий. Братовбивчий сценарій. Бо у випадку його повної реалізації українці мають почати масово вбивати один одного».

Не верю, что это не идея Кириленко захватывать здания. Думаю, он уже не влияет на оппозицию. Но это не кремлевский сценарий. Это сценарий оппозиции.

Раскол Украины пошел тогда, когда вожди оппозиции Кличко, Тягныбок и Яценюк полностью утратили влияние на воюющих против милиционеров экстремистов.

Они вели себя, как клоуны.

24 января 2014 года http://www.pravda.com.ua/news/2014/01/24/7011075/ оппозиция заявила, что выходит из переговоров с властью.

25 января 2014 года она опять пошла на переговоры с властью.

Как они все похожи на Ющенко. Просто коллективный Ющенко.

Они по-прежнему не осуждают экстремистов, но оправдывают их. Единственное, что еще не умудрились сказать по поводу действий боевиков – то, что они применяют мирный коктейль Молотова.

Удручающе безмолвствует по поводу экстремистов так называемое гражданское общество. Ни одного слова осуждения - ни от стариков из «1 декабря», ни от молодняка из «Стоп цензуре». Что же, Бог им судья, за грехи все будут отвечать.

Неосуждение экстремистов и привело к их позиции, которую вчера внятно передали http://gazeta.zn.ua/internal/voyna-i-my-_.html Мостовая и Рахманин: «или мы вас будем стрелять, или вы нас вешать».

Есть прямые и непосредственные угрозы.

Так как 25 января 2014 года Олег Тягныбок заявил: «ми відкрили другий фронт… Обласні адміністрації – тепер у руках справді народної влади… І ми беремо в тих регіонах повну відповідальність за ситуацію", то эта ответственность предметно состоит в следующем.

В районах экстремистских акций находятся воинские части и исправительные учреждения, несколько могильников отходов, опасных захоронений, атомные электростанции и склады с военным дерьмом, оставшимся после вывода войск ГСВГ.

Ну что же, полная ответственность на Тягныбоке.

Предложения власти и реакция оппозиции

Президент Украины Виктор Янукович сделал сильнейший политический шаг.

25 декабря 2013 года министр юстиции Елена Лукаш сообщила: «Президент Украины Виктор Янукович предложил должность премьер-министра Арсению Яценюку, и что в случае согласия последнего занять пост премьер-министра Президентом Украины будет принято решение об отставке правительства. Должность вице-премьера по гуманитарным вопросам Президентом Украины предложена Виталию Кличко".

Мне неизвестно, кто является автором довольно изощренных предложений власти, но ясно, что их окончательно дошлифовывал и давал согласие лично Виктор Янукович.

Власть продемонстрировала предложения по компромиссу. В духе западной логики – каждый при достижении компромисса теряет часть позиций, что-то выигрывает и что-то проигрывает.

Предложения поделиться властью – некомфортно для власти.

Но есть соображения, порядком выше.

23 января 2014 года Президент Украины Виктор Янукович заявил: «именно в советские времена Украина опять стала соборным, единым государством. И она останется неделимой. Это я вам гарантирую. Пока я руковожу Украиной - никому не удастся ее разделить".

Не верите?

Незачем верить. Воспримите, как позицию.

Я полностью согласен с оценкой Олега Тягныбока от 25 декабря 2013 года: «в що ми з вами можем повірити? Тільки в конкретну дію. Тільки конкретне вирішення питань».

Это справедливо.

Этот критерий применим к самому Олегу Тягныбоку. Его конкретные действия – захват зданий. И отсутствие его конкретных действий – прекращение насилия.

Просчитала ли оппозиция все плюсы и минусы для себя от предложений власти?

Не уверен. Сделаем за нее ее работу.

Предложения власти не восприняты радикальной частью «евромайдана». И не могли быть восприняты, а лидеры оппозиции идут у них на поводу. Это минус. Но он и так неоднократно заклеймил лидеров оппозиции «предателями».

За лидеров оппозиции радикалы вряд ли станут голосовать. И это минус. Но они не составляют большинства избирателей. Это плюс.

Наличие Яценюка и Кличко в Кабмине – не подарок для власти. И Яценюка, который умеет играть в аппаратные игры, зависим от своих телефонных звонков к Тимошенко – наверняка вчера он с ней связывалсят. И Кличко, с его советниками. Матерыми аппаратчиками.

Яценюку пришлось бы заниматься жесткими условиями кредита МВФ. Это для него минус. Кличко – курировать гуманитарный блок, что так же привлекательно, как и ЖКХ. Это его минус.

Из оппозиции легче воевать за президентство. Выступать, не отвечая за ситуацию в стране. Эти плюсы были бы потеряны.

25 января 2014 года Петро Порошенко заявил, что «нам сьогодні дали пропозицію, сподіваючись на те, що ми від неї відмовимось". Предположим, что Петр Порошенко правильно просчитал ситуацию. Но он не сказал некоторые слова, и я попытаюсь ему напомнить о кое-чем.

В 2004 году Порошенко был гостем в моем «Эпицентре» и оценил Северодонецкий съезд с обсуждением раздела Украины как технологию давления. Захват административных зданий в регионах Украины – это тоже технология давления.

Но существует принципиальная разница между 2004-м и 2014 годом. Тогда частично власть была готова сдаваться, а сейчас не будет этого делать. Силовики же самоустранятся от решения политических проблем.

Порошенко должен признать, что власть ищет пути сохранения целостности Украины. Для него не станет неожиданным и следующий ответный ход.

Вот такая http://lb.ua/news/2014/01/25/253147_yanukovich_predpolagaet.html 25 января 2014 года появилась информация: «Виктор Янукович предположил, что на следующем шаге нам понадобятся международные посредники".

Янукович высказал такое предположение после того, как оппозиции были высказаны кадровые предложения.

Вопрос международных посредников

Мне кажется, что на Западе могут не понимать опасность раскола Украины.

В Польше это, возможно, понимают. Я подчеркиваю: возможно.

По имеющейся у меня информации, 28 ноября 2013 года, когда в отношении неподписания Украиной Соглашения об ассоциации все было давно решено, Радек Сикорский, министр иностранных дел Польши, считал, что украинская власть все же его может подписать.

Это недостаток в разведывательной информации.

Они могут и сейчас получать неправильные оценки.

В Киеве работал еврокомиссар Штефан Фюле. Его заявления от 25 января 2014 года, накануне визита в Киев Кэтрин Эштон, после переговоров с представителями власти и оппозиции, и с представителями гражданского общества – отличались редкой даже для Запада бессодержательностью:

«он обсудил ряд мер, которые могут привести к укреплению доверия и политическому процессу, направленному на прекращение этого кризиса».

Что за меры, о чем разговор?

"Мои переговоры показали необходимость ряда конкретных шагов, чтобы сначала начать восстановление доверия людей, остановив спираль насилия и запугивания, которые потом на втором этапе должны быть дополнены всеобъемлющим политическим процессом, ведущим к стабильности в Украине».

Какое доверие к людям, говорящим «или мы вас будем стрелять, или вы нас вешать»?

Систематически применяющих коктейль Молотова?

Захватывающим органы власти?

Бессодержательные слова Фюле не улучшили ситуацию.

24 января 2014 года сопредседатель миссии ЕС, экс-президент Польши Александр Квасьневский заявил, что «эта миссия предлагает план урегулирования кризиса, который может быть выдвинут от имени ЕС».Это юридическая нелепость. Миссия ЕС Кокса-Квасневского действует в рамках своего мандата, полномочий – наблюдения за судьбой Тимошенко. Этот мандат, полномочия, были согласованы властями ЕС и Украины, и не предусматривают работу по внутриполитическому кризису, или, к примеру, отоплению, продовольственной проблематике.

Квасневский уже выдвинул план: «прекращение насилия, освобождение арестованных, отзыв законов 16 января, изменения в правительстве».

Уже первые слова – это утопия. А значит – и все остальное.

Квасневского не послушают боевики, применяющие коктейль Молотова. Может, он этого не понял до конца, что эти люди, которые говорят, «или мы вас будем стрелять, или вы нас вешать», захватывают здания в регионах, вооружаются, хотят не прекращения, а продолжения насилия.

Они хотят именно этого, и никакая отставка правительства их не удовлетворит, даже если Квасневский лично придет на Грушевского и выльет весь бензин, который там найдет.

Посредник между властью, оппозицией и радикалами, теоретически, возможен.

Но это должен быть не просто человек, нейтральность которого признает и власть, и оппозиция. Но в Украине есть опыт, когда посредники сознательно или в силу обстоятельств не выполняли, простите за тавтологию, посреднические обязательства.

В «оранжевой революции» ЕС с 26 ноября 2004 года представлял Хавьер Солана, предшественник Кэтрин Эштон на должности еврокомиссара по европейской политике безопасности. Он, тогда не последнее лицо в Евросоюзе, обещал украинским переговорщикам снятие блокады Кабмина. Этого не произошло. Солана доказал, что на эффективность действий международных посредников из ЕС рассчитывать нельзя.

Сейчас же ситуация усугубляется тем, посредником должен быть человек, который может влиять на боевиков. Я не верю, что им мог бы стать даже покойный Усама бен Ладен, но Квасневский точно не подходит.

Похоже, проблема простого решения не имеет.

Еще один вопрос: международные посредники могут надавить на оппозицию, чтобы та отозвала ультиматумы. С этой вестью они выйдут на «евромайдан». Там их могут не понять. Раскол Украины продолжится.

Оппозиция говорит, что она просчитала планы власти

Встречаются мнения, что они направлены на то, чтобы перессорить оппозиционеров, нагрузить их проблемами, втянуть в бесплодное обсуждение. Поэтому они и выдвигают требования, обсуждать которые власть не станет.

Но все дело в том, что просчитала ли оппозиция планы власти, или нет, на развитие раскола Украины – не влияет. Ничего не изменится, если власть отменит законы от 16 декабря. Это может только усилить эйфорию якобы «победы» оппозиции, а значит – ее радикализм. Отставка правительства? Невозможно, ибо и она не удовлетворит аппетиты радикалов.

Поэтому у меня нет надежды на внеочередную сессию парламента.

Признаков отрезвления общества от дурмана рвущихся к власти людей совсем, увы, немного.

Вот Владимир Павлив правильно http://lb.ua/news/2014/01/23/252859_vakansiya_lidera.html анализирует: «в такій ситуації лідером спротиву може стати, наприклад, збунтований офіцер – військовий чи міліцейський – котрий з не цілком зрозумілих для більшості причин психане і очолить збройну (бо як же інакше) боротьбу; або якийсь божевільний монах чи піп, до якого «промовить Всевишній», одягне поверх сутани «калаш» наперевіс».

Вот Вадим Омельченко правильно http://lb.ua/news/2014/01/24/253037_borbu_infantilizmom.html написал: «это уже не противостояние оппозиция-власть. Это элементы гражданской войны. Потому что война начинается не тогда, когда идут позиционные бои, а когда солдат начинает мстить за убитого товарища по принципу «око за око».

Вот Сергей Дацюк, несмотря на всю нелюбовь к власти, решился http://blogs.pravda.com.ua/authors/datsuk/52e0d98694129/ сказать: «У локального протестного терору теж нема позитивної перспективи. Якщо навіть радикали-терористи переможуть, їх підхід породить дуже серйозні проблеми в майбутньому».

Вот Владимир Чемерис, честный человек, сформулировал http://blogs.lb.ua/volodymyr_chemerys/252870_vidpovidalnist.html ясно и однозначно: «Треба відходити з Грушевського на Майдан. І треба переговори. Тому що більше вбивств не винесе українська земля».

Но тонут эти слова в море радикализма, бреда и политических амбиций.

Мне кажется, что власти и оппозиции мало о чем можно договориться. Оппозиция уже не может ничего.

Захват зданий проведет, и уйти оттуда уже не сможет, ибо это невозможно объявить «победой». А этим неминуемо спровоцирует области Юга и Востока, вот и все.

Сможет ли оппозиция длительное время контролировать отсутствие мародеров? Не уверен. Сделать так, чтобы оружие осталось в оружейных комнатах? Тем более, не убежден.

Можно ли договориться о взаимном неприменении скорострельного и крупнокалиберного оружия? Может быть. О том, что «евромайдановцы» сами проконтролирует неиспользование напалма против милиционеров? А они смогут это сделать?

Безмерно жаль людей, которые погибли. И тех, которые пострадали. В том числе, и в первую очередь, работников правоохранительных органов.

У всех у них есть семьи. И уверенность в том, что ни в кого я лично не стрелял, слабое утешение. Я высказываю сочувствие тем, кто в эти дни потерял родных и близких, хоронил их, лечит.

Еще раз повторю: каждый из нас, на своем месте, независимо от профессии или политических убеждений, должен делать все возможное, чтобы насилие прекратилось. Лишь жесткая общественная позиция полного неприятия насилия может его остановить.

Так как раскол Украины начинается, он уже идет, то участвовать ли в этом, оправдывать ли его молчанием – личное решение каждого из нас. И личная ответственность.

После слов соболезнования всем пострадавшим и их родственникам и призыва к гражданской ответственности, считаю своей обязанностью высказать еще одну мысль, которая может показаться шокирующей.

13 августа 1961 года было начато сооружение Берлинской стены. Погибло много людей. Годы спустя стало известно резкое замечание Президента США Джона Кеннеди: “Стена, черт возьми, лучше ядерной войны”.

Правда, никому из американских журналистов не удалось подтвердить, что он действительно такие слова произнес.

До десяти трупов на сегодняшний день это лучше, чем тысячи трупов на улице. Если можно, надо прекратить насилие. Которое применяет не власть.

И последнее.

Если раскол  Украины продолжится, а никаких реальных оснований предполагать другой вариант нет,  то нужно попытаться ввести его в цивилизованное русло. Это будет крайне болезненный процесс для граждан, предприятий всех форм собственности, неизбежны остановки в выплатах зарплат и пенсий.

Может быть, понадобится опыт разделения Чехии и Словакии на два государства. Нынешний президент Словакии Иван Гашпарович был в свое время Генпрокурором Чехословакии.

Впрочем, у меня нет сомнений, что украинская политическая элита сможет договариваться так, как чешская и словацкая.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.